Главные вкладки

    Современные педагогические технологии как средство достижения нового качества образования
    статья

    Михальченко Елена Вячеславовна

    В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

    • Информационно – коммуникационная технология
    • Проектная технология
    • Технология развивающего обучения
    • Здоровьесберегающие технологии
    • Технология проблемного обучения
    • Игровые технологии
    • Групповые технологии.
    • Традиционные технологии (классно-урочная система)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Современные педагогические технологии как средство достижения нового качества образования»

        В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов.  Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

    В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

    • Информационно – коммуникационная технология
    • Проектная технология
    • Технология развивающего обучения
    • Здоровьесберегающие технологии
    • Технология проблемного обучения
    • Игровые технологии
    • Групповые технологии.
    • Традиционные технологии (классно-урочная система)

          Наиболее часто используемые технологии: ИКТ-технологии, проектные, проблемного обучения, игровые технологии.

    ИКТ-технологии.

    В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства. Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

    Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

    Проектная технология.

    В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

    Главными целями введения проектной технологии в начальной школе являются:

    • Развитие интереса к предмету;
    • Приобретение исследовательского опыта;
    • Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в

    классе, на большую аудиторию;

    • Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
    • Получение дополнительных знаний по теме;
    • Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

          Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

         Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

    Технология проблемного обучения.

    Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

        Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

    Проблемное обучение целесообразно применять:

    - когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

    - когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

    - когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

    Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

    Игровые технологии.

     Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе . Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов,  учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

         Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

         Технологии  проблемного обучения, игровые технологии и технологии уровневой дифференциации учителя нашего МО  давно и успешно используют. Но  чаще пользуются традиционными технологиями. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения.

         Использование современных педагогических технологий в обучении – это  эффективное средство от однообразия, скуки, способствующее развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению знаний, формированию важных и значимых для личности знаний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

    Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

    Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования (материал вебинара)

    Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации нов...

    Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

    Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

    Доклад на тему: "Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе как средство достижения нового качества образования"

    В данной работе раскрывается актуальность применения  технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе. К докладу прилагается презентация....