Рабочая программа "Моя экологическая граммотность" 5-8 класс
рабочая программа на тему

Ушакова Елена Ивановна

Рабочая программа "Моя экологическая граммотность" разработана для учащихся 5-8 классов. Цель: развитие экологически образованной личности и формирование гражданской и нравственной позиции школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6-8_kl._moya_ekologich._grammotnost.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Моя экологическая грамотность»

для 6-8 класса

1 час в неделю (всего 105 ч.)

Автор - составитель: педагог – организатор,

      первой квалификационной категории

Е.И. Ушакова

                                         

2017/2018 уч. г

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности экологического направления «Моя экологическая грамотность» для 6-8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования школы на основе авторской программы Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, А.Ю. Либерова по курсу «Моя экологическая грамотность» Москва, 2012 г.

Программа рассчитана на 105 часов в год (1 час в неделю). В ходе реализации данной рабочей программы предусмотрено:

- проектных работ  - 4;

- практических работ – 18.

Цель программы: формирование экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнерству, законопослушанию.

Задачи программы:

  • объяснить смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
  • представить экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
  • научить демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе, к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни;
  • дать представление о научной логике и изучить её основы.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для экологического воспитания школьников. Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Экологическое образование молодежи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

Новизна рабочей программы является реализация социально - проблемной естественнонаучной гуманитарной модели содержания экологического образования. Отбор содержания проведен с учетом системно - деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно - деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого - ориентированной здоровье сберегающей практической деятельности.

Виды учебной деятельности: ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое   общение, социально-творческая и общественно полезная практика. При проведении занятий используются наглядный, словесный, практический, мультимедийный методы. Различные формы обучения:  рассказ, беседа, семинар, творческая работа, экскурсия, игра, викторина, выставка, конкурс, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочное путешествие, творческий проект, презентация.  А также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки. 

Основные направления реализации курса.

Примерная программа строиться с учётом следующих содержательных линий:

1. Учусь экологическому мышлению;

2. Учусь управлять собой;

3. Учусь действовать, мои экологические проекты.

Содержание структурировано в виде десяти разделов-модулей.

1. «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению»

2. «Экологическая грамотность: уроки прошлого»

3. «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности»

4.  «Экономное потребление: учусь быть взрослым»

5. «Экологическая безопасность в природной среде»

6. «Мой вклад в экологическое просвещение» 

7. «Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью»?

8. «Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни»

9. «Наш вклад в здоровье окружающей среды»

10. «Экологическая культура как ресурс здоровья»

             Критерии оценки эффективности реализации программы заключаются:

  • в усвоении основных задач ФГОС ООО по экологическому направлению;
  • в повышении общего уровня экологической грамотности, воспитанности и нравственных качеств учащихся, количественном охвате учащихся, включенных в систему дополнительного образования;
  • в участии школьников в конкурсных мероприятиях и творческих фестивалях разного уровня;
  • в работе учащихся по эколого-ориентированной здоровье сберегающей практической   деятельности;
  • в количестве активных участников школьных мероприятий, экологических акций.

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы с обучающимися по экологическому образованию в целях повышения качественного уровня эколого-ориентированной здоровье сберегающей практической   деятельности.

Измерительные параметры реализации программы:

  • повышение уровня экологической грамотности учащихся (опросник);
  • анализ психологической комфортности обучающихся;
  • повышение качества образовательных услуг внеурочной деятельности.

Результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста по всем вышеперечисленным направлениям, обеспечение на ее основе благоприятных условий для экологического воспитания школьников, повышение роли гражданской позиции и статуса выпускника школы.

2. Планируемые результаты

По окончании изучения курса учащиеся должны знать: основы направления в формировании    представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья; структуру и правила оформления исследовательской работы.

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурс пользованию, вредным привычкам;

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

- представлять    экосистемную    познавательную    модель в виде последовательности аналитических действий;

- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

- находить необходимую информацию в библиотеке, интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

- выполнять проект;

- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

           Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о   способах   экологически   безопасного   образа жизни в местных условиях;

- об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать    причинно-следственные    связи    между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Виды и формы контроля планируемых результатов

Входной: беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Текущий: наблюдение, опрос, самостоятельная работа, практическая работа, акции.

Промежуточный: творческая работа, опрос, самостоятельная работа, защита рефератов, проектов, презентация творческих работ, тестирование, анкетирование.

Итоговый: опрос, итоговые занятия, коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, тестирование, анкетирование.

3. Содержание программы

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности.

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого.

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым.

Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде.

Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).

Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.

Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение.

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения: личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др. Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

Выпуск экологических плакатов, буклетов. Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

Раздел 7. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

           Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья. Формы организации внеурочной деятельности Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»

Раздел 8. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни.

           Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации. Формы организации внеурочной деятельности Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

Раздел 9. Наш вклад в здоровье окружающей среды.

           Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21 век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли. Формы организации внеурочной деятельности Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»

Раздел 10 .Экологическая культура как ресурс здоровья.

           В завершающем разделе курса учащиеся приходят к выводам о том, что к перечню социальных ресурсов здоровья следует отнести экологическую культуру. Предмет изучения: формы распространения экологических знаний, экологической культуры как социальный ресурс здоровья. Формы проведения просветительской работы: активные и пассивные. Методы: устный, печатный, наглядный, комбинированный. Цель экологического просвещения - превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды. Формы организации внеурочной деятельности Месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья Изготовление плакатов, буклетов. Конкурс плакатов. Дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»

Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя:

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое Пособие / Т.Я. Ашихмина, А.И. Васильева, Л.В. Кондакова и др.; под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000.

2. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

3. Гринин А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

4. Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов_данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. – М., 2001.

5. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы. Выпуск 2. Игры, конкурсные программы, тематические вечера, беседы, праздники. Серия: Воспитание в школе. Издательство: Учитель, 2008.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры, МР-З плеер;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • музыкальный центр;
  • демонстрационный экран;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер;
  • интерактивная доска


4.Тематическое планирование «Моя экологическая грамотность» 6-8 класс, с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Элемент содержания

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные/ практические работы

Проектные работы

6 класс

Тема 1: «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению»                  Всего 14 ч.

Экология как область научного знания.

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности.

1

Экология как область научного знания.

1

Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявление и решение экологических проблем.

1

Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни.

1

Экологические опасности в окружающем мире.

1

Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.

1

Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.

1

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека.

1

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека.

1

Экологический риск как вероятность опасности.

1

Выявление экологических рисков в повседневной жизни.

1

Экологическая безопасность.

1

1

Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

1

Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

1

1

Тема 2: «Экологическая грамотность: уроки прошлого»                                   Всего 10 ч.

Источники информации об экологической культуре разных народов.

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

1

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов.

1

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов.

1

Экологическая культура коренных народов региона.

1

Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества.

1

Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества.

1

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.

1

Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

1

Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

1

Народная мудрость об экологической безопасности.

1

Тема 3: «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности»                                 Всего 14 ч.

Достоверная и ложная экологическая информация.

Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

1

Важность достоверности информации. «Предупрежден – значит вооружён».

1

Важность достоверности информации. «Предупрежден – значит вооружён».

1

1

Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации.

1

Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации.

1

Признаки ложной информации.

1

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания и т.д.

1

Способы проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла

1

1

Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадежности информации о возможных ее последствиях.

1

Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания и т.д.

1

Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания и т.д.

1

Итого:

35

3

1

7 класс

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений и субъективных мнений о них.

         Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

1

1

Предосторожность в принятии решения о направлении действия.

1

Предосторожность в принятии решения о направлении действия.

1

Тема 4: «Экономное  потребление: учусь быть взрослым»                                      Всего14 ч.

Чувство меры как признак взрослости.

       Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.

1

Ценность экономности.

1

1

Ценность экономности.

1

1

Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

1

Ограниченность природных ресурсов на планете.

1

Ограниченность природных ресурсов на планете.

1

Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека.

1

Ресурсосбережение, его виды.

1

Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и т.д.

1

Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и т.д.

1

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды.

1

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

Хартия Земли.

1

Тема 5: «Экологическая безопасность в природной среде»                                            Всего 12 ч.

Безопасность общения с природой для человека.

Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).

Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.

1

Безопасность общения с природой для человека.

1

Экологическая безопасность человека.

1

Экологическая безопасность человека в условиях местной среды.

1

1

Природа в жизни человека.

1

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

1

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

1

1

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека.

1

Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов.

1

Чувство единения с природой.

1

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

1

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.

1

1

Тема 6: «Мой вклад в экологическое просвещение»                                               Всего 6 ч.

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека.

         Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения: личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др. Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

Выпуск экологических плакатов, буклетов. Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

1

Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка и т.д.)

1

1

Правила экологически грамотного поведения в школе, дома.

1

Правила экологически грамотного поведения в сельской местности, природной среде.

1

Просветительская акция «Земля - наш дом».

1

1

Просветительская акция «Земля - наш дом».

1

1

1

Итого:

35

9

1

8 класс

Тема 7: «Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?»                           Всего 4 ч.

Этнография о здоровье.

          Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья. Формы организации внеурочной деятельности Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать»

1

Этнография о здоровье.

1

Культура здоровья и экологическая культура: что общего.

1

Культура здоровья и экологическая культура: что общего.

1

Экологические риски и источники информации.

1

Экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта.

1

1

 «Экология и здоровье: учимся действовать»,  переговорная площадка. Коммуникативные умения.

1

 «Экология и здоровье: учимся действовать», переговорная площадка. Коммуникативные умения.

1

1

Тема 8: «Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни»                        Всего 6 ч.

Ролевая игра, моделирующая ЧС.

          Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации. Формы организации внеурочной деятельности Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

1

1

Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию.

1

Диспут «Цена выживания»

1

Диспут «Цена выживания»

1

 «Банк идей ЗОЖ», клубная гостиная

1

Тема 9: «Наш вклад в здоровье окружающей среды"                                           Всего 12 ч.

Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение.

              Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли. Формы организации внеурочной деятельности Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?»

1

Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение.

1

Выбор темы проекта. Цели и задачи.

Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения.

1

Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения.

1

Защита проектов.

1

1

Защита проектов.

1

1

Форум как форма общения людей.

1

Стратегии экологически безопасного поведения.

1

Практический способ оценки экологических рисков в повседневной жизни.

1

1

Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем.

1

Тема 10: «Экологическая культура как ресурс здоровья»                                                                  Всего 13 ч.

Приоритетность образования просвещения в решении экологических проблем.

                В завершающем разделе курса учащиеся приходят к выводам о том, что к перечню социальных ресурсов здоровья следует отнести экологическую культуру. Предмет изучения: формы распространения экологических знаний, экологической культуры как социальный ресурс здоровья. Формы проведения просветительской работы: активные и пассивные. Методы: устный, печатный, наглядный, комбинированный. Цель экологического просвещения - превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды. Формы организации внеурочной деятельности Месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья Изготовление плакатов, буклетов. Конкурс плакатов. Дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»

1

Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предварительного исследования.

1

Просвещение как передача, распространение знаний и культуры.

1

Средства просвещения и пропаганды.

1

1

Проблемы экологии и здоровья. ЗОЖ.

1

Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов.

1

Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины.

1

Культура здоровья местного населения как результат адаптации к условиям проживания.

1

Экологический подход как метод проектирования ЗОЖ.

1

Особенности питания.

1

1

Итоговое занятие.

1

Итого:

35

6

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка "Родничок"

При построении  программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:¾ познавательном;¾ познавательно-развлекательном;¾ практическом;¾ и...

Рабочая программа экологического кружка

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по экологическому кружку «Почемучка» для 2 класса разработана и составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир»...

Рабочая программа экологического клуба "Земля - мой дом"

Рабочая программа внеурочной деятельности: кружок по экологии для начальной школы. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственн...

Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"

Предлагаю вашему вниманию Рабочую  программу  экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов...

Рабочая программа экологического кружка "Почемучки" для учащихся 1 класса

Содержание программы интегрирует в себе курсы: "Окружающий мир" Р.Г. Чуракова, УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа "Экологическая тропинка" 3 класс

Цели программы:1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияние человека на окружающую среду.2.Фо...

Технологическая карта урока педагогики "Экологические проблемы" (Рабочая программа "ПроЭнергию", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формировать представление об экологических проблемах и причинах их возникновения.Планируемые результаты:Личностные: - защищать природные ресурсы и бережно относиться к ...