Рабочая программа по ВУД Логика
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Горохова Сардаана Дмитрьевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud_logika_1_klass.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф.Афанасьева-Алданского

Рассмотрено                                                                                              Согласовано                                                                          Утверждено

на заседании МО                                                                                       Зам. дир по УВР                                                                    Директор

нач. классов                                                        Лугинова Л.Е .                                              Ушницкая В.В.                                            «___»________2017г.                                                                       «___»________2017 г                                                            «____»______2017 г.

   

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Логика» кружок

1 класса

Горохова Сардаана Дмитриевна

учитель начальных классов

2017-18 у.г.

Пояснительная записка

       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь групповое занятие «Логика», расширяющее математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий.

     Занятие  предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Содержание группового занятия «Логика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

      Общая характеристика  занятия. «Логика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

    Занятие «Логика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.  Место занятия в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35-40 минут. Всего 34 занятия. Содержание занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания занятия являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии      решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы группового занятия.

     Личностными результатами изучения данного занятия являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления.

      Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

     Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины.

   Название и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

    Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

     Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

      Заполнение числовых кроссвордов.

     Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

      Поиск и чтение слов , связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

      Занимательные задания с римскими цифрами.

      Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения – математические игры:

 - «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

- игры с набором «Карточки-считалочки» - двусторонние карточки: на одной стороне задание, на другой – ответ;

- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач.

     Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задач.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

     Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

    Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

   Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

      Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика.

    Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

     Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

     Расположение деталей фигуры в исходной инструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

     Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

     Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля )по образцу, по собственному замыслу).

   Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

-конструктор лего. Набор «Геометрические тела» .

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцов

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата выпол

Примечание

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

1

2

Крестики-нолики.

1

3

Конструктор «Танграм».

1

4

Игры «Волшебная палочка»

(сложение, вычитание в пределах 10).

1

5

Математические игры. Числа от 1 до 20. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20

1

6

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

1

7

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

1

8

Спичечный конструктор. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

1

9

Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов.

1

10

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

11

 «Чья сумма больше?».

1

12

Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

13

Путешествие точки.  Построение геометрической фигуры.

1

14

 «Гонки с зонтиками»

1

15

Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности.

1

16

Математическое путешествие. Вычисления в группах.

1

17

«Новогодний серпантин»

конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1

18

Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

1

19

Определение времени по часам. Цифровой циферблат с подвижными стрелками.

1

20

Геометрический калейдоскоп. Задания на разрезания и составление фигур.

1

21

Головоломки. Расшифровка закодированных слов.

1

22

Секреты задач. Нестандартные задачи.

1

23

«Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, и100рия и др.

1

24

Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1

25

Число от 21-100. Таблица сложения и вычитания.

1

26

Таблица сложения и вычитания.

1

27

В царстве смекалки.

1

28

Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1

29

Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

1

30

Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

1

31

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и другие.

1

32

Математическая эстафета.

1

33

Резервный урок.

Решение олимпиадных задач.

1

2 КЛАСС

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата выпол

Примечание

1

«Удивительная снежинка». Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

1

2

Крестики-нолики.

1

3

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм».

1

4

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

1

5

Математические игры. Числа от 11 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).

1

6

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

1

7

Секреты задач. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

1

8

Спичечный конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

1

9

Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Состаление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

1

10

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

11

«Шаг в будущее». Конструктор: «Спички», конструирование. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

1

12

Геометрия вокруг нас. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

13

Путешествие точки.  Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1

14

«Шаг в будущее». Конструктор: «Спички», конструирование. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

1

15

Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание ( нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

1

16

Математическое путешествие. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй – прибавляет 18; третий – вычитает 16, а четвёртый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34-14=20  20+18=38   38-16=22  22+15=37

1

17

«Новогодний серпантин» Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1

18

Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

1

19

«Часы нас будят по утрам…» Определение времени по часам. Цифровой циферблат с подвижными стрелками.

1

20

Геометрический калейдоскоп. Задания на разрезания и составление фигур.

1

21

Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить. Какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

1

22

Секреты задач. Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

1

23

«Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, и100рия и др.

1

24

Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1

25

Дважды два – четыре. Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

1

26

Дважды два – четыре. Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».

1

27

В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

28

Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1

29

Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

1

30

Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

1

31

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и другие.

1

32

Математическая эстафета.

1

33

Решение олимпиадных задач.

1

34

Решение олимпиадных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу « Логика» - 4 класс

Рабочая программа по курсу « Логика» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования, программы развивающего курса Н.Д. Рындиной « Ми...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика"....

Рабочая программа по курсу "Логика" в 1 классе.

Рабочая программа по курсу «Логика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общег...

Рабочая программа по курсу "Логика" 1-4 класс

Программа  составлена для обучающихся 1 – 4 классов средней общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по факультативу "Логика.Математика", 3 класс

Рабочая программа по факультативу "Логика.Математика", 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика

Рабочая программа внеурочной деятельности Логика для 4 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности ЛОГИКА 1-4 классы

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования  (приказ Минобрнауки РФ №3...