ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

В статье рассматриваются проблематика и достоинства компьютеризации образования, влияние компьютеризации на качество обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_kompyuterizatsii_obrazovaniya_2.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Применение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, приобретает все большую актуальность. Особенность России – крайне низкая плотность населения и огромные пространства. Потому в России всегда было невозможно создать сеть школ, которые с одной стороны были бы приближены к ученику, а с другой стороны были бы достаточно большие. Долгое время эта проблема казалась в принципе не решаемой. Но с появлением компьютерных систем и Интернета возникла реальная возможность её решить. Россия получила возможность подключить через компьютер к учебному процессу ученика в самой удаленной местности. Сегодня житель небольшого, состоящего из нескольких домов, хутора может слушать лекции ведущих профессоров Москвы. И не просто слушать, а задавать вопросы и отвечать на них, то есть активно участвовать в учебном процессе.

Конечно же, все не просто, и приобрести компьютерную сеть - мало. Иначе вопрос был бы давно решен. Прежде всего надо кардинально перестроить под новые компьютерные технологии весь учебный процесс. Необходимо не просто решить ряд отдельных задач, но разработать и, главное,   внедрить  целый ряд инноваций во всей системе обучения. Но игра стоит свеч. Россия сможет превратить многовековую проблему отдаленности учебных центров от значительной части населения, вынуждавшую, начиная с М. В. Ломоносова, талантливых людей покидать родные места и идти в столицу. Поэтому проблему компьютеризации образования можно отнести к числу основных проблем образования.

Компьютер способствует повышению мотивации обучающихся в решении учебных задач за счет новизны, активного вовлечения всех категорий обучающихся в учебный процесс, способности проконтролировать одновременно всех обучаемых, объективности оценки результатов. Для преподавателя компьютер является мощным средством обучения, облегчающим процесс создания учебного материала, его демонстрации, изложения в развернутом или сжатом виде, с иллюстрациями или без них. В самом учебном процессе позволяет снять с преподавателя самую трудоемкую работу, например, тренировочные упражнения, при котором компьютер сам контролирует и требует повторение задания до тех пор, пока показатели обучаемого не будут максимально приближены к требуемым.

Все это возможно при условии правильной организации работы и тщательном подборе учебных компьютерных программ в соответствии с целями и задачами урока. Современные электронные учебники способны вместить в себя объем информации, превышающий в несколько раз, чем обычное учебное пособие. Мультимедийные учебники выгодно отличаются от обычных книг еще одним важным свойством - интерактивностью: ученик задает вопрос и получает ответ, компьютер задает вопрос - ученик дает ответ, при этом получает результаты контроля ответа и рекомендации по исправлению в случае ошибки.

В учебном процессе могут быть использованы как готовые коммерциализированные мультимедийные программы, так и продуцированные самими преподавателями. И в том и в другом случае - это результат длительной совместной работы преподавателя, являющегося экспертом по содержанию, специалистов по информатике, соединяющих в себе качества художника-дизайнера, режиссера-постановщика, знающих все технические возможности компьютерных средств, а также и психолога, консультирующего о психологических возможностях будущего пользователя.

Компьютер является одним из компонентов информационной технологии, поэтому вместо термина компьютеризация часто используют в том же значении термин «информатизация обучения». Основные цели компьютеризации: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации, и ведущее место во всех областях деятельности принадлежит информационным технологиям; повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения обучающихся в активных участников учебного процесса, дает возможность находиться им в такой же быстро меняющейся культурной среде, пользоваться теми же инструментальными средствами, с которыми они столкнуться через несколько лет, выйдя из стен учебного заведения.

При изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин использование информационной культуры осуществляется в изменившихся условиях и способствует достижению цели подготовки молодого поколения к информационной деятельности в интегрированной среде, что приближает учебный процесс к естественному ходу познания и позволяет выпускникам впоследствии легче адаптироваться к сложностям информационного общества.

Информационные технологии прочно вписались в учебный процесс как новое мощное средство. Во многих отечественных и зарубежных источниках подчеркивается, что стремление внедрить информационно-коммуникационные технологии для сбора, получения, накопления, обработки информации основывается на концепции образования, основной целью которого служит накопление знаний, умений и навыков, необходимых для формирования информационной культуры при активном освоении информационной деятельности, необходимой для выполнения профессиональных функций в условиях информационного общества.

Вместе с тем появляется значительное количество исследований, направленных на изучение негативного влияния информатизации на процесс развития личности обучаемых. Выявление позитивного потенциала и анализ негативного влияния компьютерного обучения является актуальной проблемой современной педагогической науки.

К отрицательным последствиям процесса компьютеризации следует отнести снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам. Сейчас уже очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследования и рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией.

Недостаточно развивается логическое мышление по сравнению с образным, что связано с возможностями визуализации, предоставляемыми электронными ресурсами. Соответственно, необходима специальная деятельность по развитию логического мышления.

Общение с компьютером сокращает живое общение педагогов и студентов, студентов между собой, и так ограниченное в учебном процессе. Страдает монологическая речь. Выразить свою мысль ученикам затруднительно.

Обучающиеся разучились искать, выбирать главное, классифицировать информацию по заданной теме. Если в Интернете можно по любому запросу найти готовый материал, распечатать его и выдать за свое творение, то зачем сидеть в читальном зале и листать книги, выбирая нужную информацию?

 Образование должно совершенствоваться так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Созданные компьютерные средства обучения послужат эффективным инструментом для накопления, апробации и совершенствования новых методов и форм обучения на всех уровнях системы образования. Но для перехода на новую ступень обучения необходимо преодолеть ряд противоречий, стоящих перед внедрением информационно - образовательной среды в систему образования.

Список использованных источников

  1. Заславская О. Ю. Информационные технологии на основе использования интернет сервисов нового поколения // Управление школой. — 2011. — № 15 (342) — С.15–26.
  2. Каменская Н.Е. Компьютеризация образования в вузе: плюсы и минусы [электронный ресурс] URL: http://tm.ifmo.ru/tm2012/src/209k.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема качества образования

Что такое качество образования? Подходы к проблеме качества образования. Качество образования в начальной школе. Презентация по теме....

Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе

Статья  "Проблема качества образования при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе"...

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...

Актуальные проблемы этического образования.

   Интенсивность  демократических  изменений общества  и  современной  школы  обусловили потребность педагогической  практики  в  новых...

Философские проблемы современного образования ( психолого-педагогические аспекты)

К задачам философии на протяжении ее истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных катего...

Проблемы современного образования. Репортаж со встречи Комитета Образования

Предлагаю ознакомиться с одной статьёй, в которой я выразила свои мысли и рассказала о том, что же произошло на собрании Комитета Образования, организованным М.А. Гулиным (первый заместитель председат...

Актуальные проблемы начального образования в системе образования Новосибирского района

Актуальные проблемы начального образования в системе образования Новосибирского района...