Занимательная математика
рабочая программа (2 класс) на тему

Кутазова  Наталья Викторовна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

общеинтеллектуальное направление

2 – А класс

Срок реализации программы 1 год

Учитель: Евсеенкова Н. В.

2017 – 2018 учебный год

Санкт-Петербург

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для обучающихся  2 А  класса ГБОУ СОШ  № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 2017-2018 учебном году.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

            Цель: формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления второклассников.

          Задачи:

1)        Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

2)        Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

3)        Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

1.2. Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010)
  • О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 24.11.2015 № 81
  • Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) на 2017-2018 учебный год
  • Учебный план ГБОУ школы №164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
  • Годовой календарный учебный график ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год

1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий; основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Программа «Занимательная математика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как предназначена для развития математических способностей учащихся. Она способствует формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС:

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение). Он также позволяет формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развивает приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

        Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

1.6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год во 2 А классе по внеурочному курсу «Занимательная математика» отводится 34 часа, так как на реализацию программы отводится 1 час в неделю. В связи с переносами выходных и праздничных дней произведено объединение некоторых тем.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

№ п/п

Коррекция № уроков

Предмет коррекции

1

Объединены темы уроков  № 25-26

Праздничные дни, 8 марта

1.7.Тематический план:

Тема

Количество часов

1

Сравнение, обобщение, классификация.

5

2

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания.

3

3

Логические задания.

9

4

Комбинаторика и конструкции.

5

5

Творческие задания.

10

6

Диагностика.

2

1.8. Информация об используемых технологиях обучения, формах и типах уроков.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Принципы программы:

  •   Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  •   Научность

    Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,      видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  •   Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  •  Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  •   Реалистичность 

Основные виды деятельности учащихся:

  •  решение занимательных задач;
  •  оформление математических газет;
  •  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  •  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  •  проектная деятельность
  •  самостоятельная работа;
  •  работа в парах, в группах;
  •  творческие работы

Методы проведения занятий

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Исследовательские

Формы проведения занятий

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные принципы распределения учебного материала:

  •  от простого к сложному;
  •  увеличение объёма материала;
  •  наращивание темпа выполнения заданий;
  •  смена различных видов деятельности;
  •  увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

1.9. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • тестирование;
  •  практические работы;
  •  творческие работы учащихся;
  •  контрольные задания;
  • олимпиады, конкурсы;
  • творческие работы:

1.        Выпуск математических газет.

2.        Подбор ребусов, математических игр, загадок, считалок.

3.        Геометрический словарь.

4.        Узоры симметрии.

5.        История чисел.

6.        Поделки «Оригами»

2.  Содержание рабочей программы

Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.

Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

Творческие задания (10 ч).  Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся 1-4 классов

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

Предполагаемые результаты:

Занятия курса должны помочь учащимся:

•        усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

•        помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

•        формировать творческое мышление;

•        способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Планируемые результаты освоения программы курса

внеурочной деятельности «Занимательная математика» к концу 2 класса:

К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- решать словесные и картинные ребусы;

- заполнять магические квадраты размером 3х3;

- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4. Литература и средства обучения

4.1. Литература для учителя:

•        Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;

•        Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.

•        Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;

•        Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;

•        Журналы «Начальная школа».

•        Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;

•        Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;

•        Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 1998;

•        Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;

•        Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;

•        Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.

•        Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993

        4.2. Литература для обучающихся:

•        Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;

4.3. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

4.4. Электронные образовательные ресурсы:

             Авторские:

  • Самостоятельно созданные в процессе подготовки к отдельным темам уроков

4.5. Информационно-техническая оснащенность кабинета:

  • Компьютер
  • МФУ
  • Документ-камера
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления печатных пособий
  • образовательные ресурсы
  • Мультимедийный проектор
  • Демонстрационные печатные пособия



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 2 А класс 2017-2018 учебный год.

Занимательная математика.

№ п/п

Тема занятия

Теория (кол-во часов)

Практика (кол-во часов)

Форма занятия

Способы выявления образовательных результатов учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

 Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.

1

Диагностика.

Тестирование.

07.09

07.09

2

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

1

КВН

Конкурс.

14.09

14.09

3

Математические фокусы со спичками

1

Игры со спичками (палочками).

Творческая работа.

21.09

21.09

4

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

1

Проектная деятельность

Творческая работа.

28.09

28.09

5

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

05.10

05.10

6

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

12.10

12.10

7

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.

1

Игра-путешествие.

Соревнование.

19.10

19.10

8

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.

1

Игра-путешествие.

Соревнование.

26.10

26.10

9

Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.

1

Круглый стол.

Тест самопроверки.

09.11

10

Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик»

1

Математические игры.

Конкурс.

16.11

11

Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.

1

Работа в группах.

Творческая работа.

23.11

12

Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.

1

Работа в группах.

Творческая работа.

30.11

13

Чтение изографов. Словесные лабиринты.

1

Круглый стол.

Тест самопроверки.

07.12

14

Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.

1

Математические игры.

Соревнование.

14.12

15

Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.

1

Клубное мероприятие.

Творческая работа.

21.12

16

Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

1

Круглый стол.

Тест самопроверки.

11.01

17

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.

1

Круглый стол.

Тест самопроверки.

18.01

18

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.

1

Математические игры.

Соревнование.

25.01

19

Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

1

Математические игры.

Соревнование.

01.02

20

Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

1

Конкурс математических газет.

Конкурс.

08.02

21

Занимательная геометрия.

Головоломки со спичками. Графический диктант.

1

Математические игры.

Соревнование.

15.02

22

Занимательная геометрия.

Головоломки со спичками. Графический диктант.

1

Математические игры.

Соревнование.

22.02

23

Логические задачи. Шарады. 

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

1

Математические игры.

Соревнование.

01.03

24

Логические задачи. Шарады. 

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

1

Математические игры.

Соревнование.

15.03

25, 26

Задачи-шутки. Нестандартные задачи.

2

Блиц-турнир по решению задач.

Соревнование.

22.03

27

Оригами. Изучение свойств квадрата.

1

Круглый стол.

Тест самопроверки.

05.04

28

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

1

Викторина.

Соревнование.

12.04

29

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

1

Викторина.

Соревнование.

19.04

30

Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.

1

Работа в парах.

Творческая работа.

26.04

31

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

1

Конкурсно-игровая программа.

Творческая работа.

03.05

32

Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

1

Работа в группах.

Творческая работа.

10.05

33

Задачи в стихах. Ребусы.

1

Работа в группах.

Блиц-турнир.

17.05

34

Конкурс эрудитов.

1

Математические игры.

Конкурс.

24.05

Итого

5 ч

29 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...