Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
статья на тему

Егорова Ольга Васильевна

                                                                 

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам,  а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные; предметные; метапредметные.  Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_problemnyh_situatsiy.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Создание проблемных ситуаций    

 на уроках в начальной школе

                                                               

                                                                 

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам,  а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные; предметные; метапредметные.  Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов:

  • Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно

формировать у младших школьников комплекс УУД?

  • Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следователь-

но, у них активнее формируется мышление и речь?

  • Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, разви-

вают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу?

        И, конечно же, этими вопросами много раз задавалась и я.

Цель моего выступления: ознакомить участников семинара с приёмами создания проблемных ситуаций.

Задачи:

  • обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования;
  • представить участникам семинара свой опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных). (Слайд 3 Высказывания ученых) 

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация в обучении – это специально продуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме.

Пути, которыми педагог может привести учеников к проблемной ситуации:

  • побуждающий диалог («экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу);
  • подводящий диалог (логически вытроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия);
  • применение мотивирующих приемов («яркое пятно» – сообщение интригующего материала: исторических фактов, легенд, и т.п., демонстрация непонятных явлений: эксперимент, наглядность, «актуализация»  – обнаружение смысла значимости проблемы для учащихся).

(Слайд 4)

Прием создания проблемных ситуаций исходит из того, что ученики могут быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, но и  являться активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

Например: при изучении во 2 классе темы «Город и село» ученикам поставлен вопрос: «Могут ли жители большого города держать в  своей квартире корову, свинью или овечку?» Обучающиеся, отвечая на вопрос, могут выдвинуть разные  мнения, и, в результате обсуждения, будет дана классификация особенностей города и села, городского дома и сельского.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучают школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни.

Существует 2 типа проблемных ситуаций: 

  • проблемная ситуация с удивлением; 
  • проблемная ситуация с затруднением. 

(Слайд 5)

Рассмотрим эти ситуации на конкретных примерах.

Проблемная ситуация с затруднением.

Фрагмент урока «Миллиметр» (Математика, 2 класс)

Цель урока: познакомить с новой единицей длины миллиметр.

На каждой парте лежат разноцветные полоски бумаг разной длины. (5см, 7см и 8см 5мм)

- Измерьте длину полосок бумаги с помощью линейки.  (Дети работают в парах.)

Выполняя задание учителя, дети испытывают трудность: не могут измерить длину одной полоски.

- Почему вы не смогли измерить длину самой длинной полоски бумаги? (Ответы детей.)

Кто-то из учеников уже может быть знаком с единицей длины миллиметр. Ответ учеников сверяется с информацией учебника.

Фрагмент урока «Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Литературное чтение, 2 класс) Прием «побуждающий диалог»

Для создания проблемной ситуации после знакомства с произведением учитель задает вопрос:

- Почему печка, яблоня, молочная речка и кисельные берега не помогли девочке в начале сказки?

Фрагмент урока «Звездное небо» (Окружающий мир, 2 класс) Прием «яркое пятно»

Цель урока: сформировать у детей представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.

- Отгадайте загадку:

Не дойти до них ногами,

Не достать до них руками,

Их не видно ясным днём,

В темноте горят огнём. (Звезды)

- Как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Дети предлагают свои варианты.)

- Опишите звёздное небо, какое оно? (Ответы детей)

-  Молодцы. О чем рассказывается в следующем стихотворении?

Звезды, звезды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчанье долгом

Человек в простор ночной –

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

- Вам известно, почему созвездия получили свои названия? (Ответы-рассуждения детей.)

В заключение хочу заметить,  что использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе повышает результативность работы, если систематически создавать и разрешать проблемные ситуации на уроках, сочетать систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность почувствовать себя учёным, интеллектуалом, добившегося действительного понимания изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Список использованной литературы:

  1. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным – М.: Просвещение, 1993
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону: Витраж, 2006
  3. Махмутов М. И. . “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе

Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....