Занятие по программе внеурочной деятельности: «Реки г. Санкт – Петербурга».
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Антонова Марина Вениаминовна

разработка Антоновой Марины Вениаминовны, ГБОУ СОШ №46 Приморского района г. Санкт-Петербурга,учителя начальных классов

Тема занятия по программе внеурочной деятельности: «Реки г. Санкт – Петербурга».

Возрастная аудитория: 3 класс

Цель занятия: организовать активную познавательную деятельность на уроке с большим количеством теоретического материала.

Задачи:

1.     Закрепить знания детей о реках г. Санкт – Петербурга.

2.     Сформировать знания о символе города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog._karta_vneurochnogo_zanyatiya.doc123.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Антоновой Марины Вениаминовны, ГБОУ СОШ №46 Приморского района г. Санкт-Петербурга, учителя начальных классов

Тема занятия по программе внеурочной деятельности: «Реки г. Санкт – Петербурга».

Возрастная аудитория: 3 класс

Цель занятия: организовать активную познавательную деятельность на уроке с большим количеством теоретического материала.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о реках г. Санкт – Петербурга.
  2. Сформировать знания о символе города.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: самостоятельное формулирование детьми задач урока.

Познавательные: уметь давать определения, анализировать изучаемый материал и объяснять его.

Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к родному городу, желание достичь хорошего результата в своей работе.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Технологии, используемые на занятии:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Образовательная среда/оборудование:

Рабочие тетради, учебники, раздаточный материал.

Технологическая карта занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и формы работ

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой на активную работу на уроке. Учитель озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев

Слушают и обсуждают тему урока.

Форма работы - фронтальная

Регулятивные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления

Начало урока, актуализация знаний

Выводит презентацию со считалкой.

Считалка:

Из газеты из вчерашней

Был кораблик мой бумажный

Он по рекам проплывал,

Имя каждой называл,

Главная река – Нева,

Дальше подскажи слова,

Говорят, говорят,

Их почти что шестьдесят!

Кто не верит – выбегай,

Походи да посчитай!

В игровой форме читают стихи. У каждого ребенка лежит по одной карточке, и он зачитывает стих. Дети еще раз закрепляют названия рек.

Стихи:

  1. Для культурных, чистых жителей

Грязнулю видеть не хотите ли?

Он с грязной рожицей гуляет

и прохожих всех пугает.

не жалей воды, умой-ка

Ты грязнулю, речка Мойка!

  1. Для фонтанов очень-очень

нам вода нужна была,

той воды не пожалела

речка добрая дала.

-Мне воды совсем не жалко,

говорит река Фонтанка.

  1. Речка Черная черна,

не видать от грязи дна.

  1. Солнце светит ясненько, течет речка Красненькая!
  2. Вдоль по Каменке гулял, долго камни собирал.
  3. На Глухарку я пошел глухарей там не нашел.
  4. На Крестовку я пошел, крестик золотой нашел.
  5. Кто на Карповку пойдет, много карпов принесет.
  6. Я вдоль Волковки гулял, волка след весь день искал. В Таракановке купайся, тараканов не пугайся.

Слушают и анализируют. Изучают реки.

Форма работы - фронтальная

Познавательные

Целеполагание

Важно заинтересовать, обучить и закрепить знания. Привить детям любовь к нашему краю. Мотивировать ребенка к обучению. Пытаться предать рассказу эмоциональный рассказ.

Показывает и комментирует слайды презентации.

Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению конкретизации первичных знаний.

Что вы можете сказать о символе нашего города.

- Но почему столько названий у главной реки: Большая и Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка! Чем отличается приток от протоки? Река от канала? Ответить на эти вопросы поможет карта-схема. Проследите, как распадается русло Невы: сначала уходит первый рукав — Невка, которая растекается на Большую, Среднюю и Ма лую. А «главная» Нева, продолжая свой бег, разделяется на Большую Неву и Малую Неву, которые омывают остров. Все эти рукава образуют дельту Невы. А теперь проследите, чем отличается протока от притока. Фонтанка — протока — вытекает из Невы и снова в нее впадает. Невская вода как бы протекает по протоке. Охта — приток — имеет начало (исток) далеко за пределами Города, а потом впадает в Неву. Охта — одна из самых длинных рек. Санкт-Петербурга. Фон танка получила свое имя потому, что через нее шли трубы к фонтанам Летнего сада. Мойка раньше называлась Муйя-Мья — мутная. Показываем иллюстрации рек и каналов.

 Пожалуй, ни в одном городе нет столько каналов, сколько в нашем. А отличаются они от рек тем, что созданы руками людей. Обводный канал «обводит» Город. Суда проходили по этому каналу, минуя центр Санкт-Петербурга. А еще существовала когда-то в Городе река Кривуша, русло которой петляло, изгибалось... Она брала свое начало в болотах. Люди спрямили и углубили часть русла реки, построили канал, соединивший Кривушу с Мойкой. И стали называть речку Екатерининским каналом в честь царицы Екатерины. А сейчас канал носит имя поэта А. Грибоедова.

Обучаемость и применение знаний. Экскурсии по рекам и каналам с детьми. Просматривают презентацию. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Познавательные: общеучебные и логические, анализируют, выделяют главное.

Коммуникативные: Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Повторение нового материала

Обобщение

Вопросы по Санкт-Петербургу

По многим рекам плавают большие корабли и маленькие кораблики. Они перевозят различные грузы, возят пассажиров. И об этом нам с вами всегда напоминает красивый золотой кораблик на Адмиралтейском шпиле. Этот кораблик – символ нашего города. Иногда достаточно посмотреть на изображение какого-либо здания, памятника или только их части, чтобы сказать, в каком городе это находится.

С древних времен города имели свой главный символ – герб. Он должен был отражать основные черты города. Герб нашего города представляет собой красного цвета щит, на котором изображены два перекрещенных серебряных якоря: один с двумя крючьями – морской, другой с четырьмя – речной. (рассказ сопровождается показом герба).

Якоря на гербе города не случайны. Ведь Петербург – портовый город. Он построен на реке Неве и Балтийском море. Поверх якорей расположен скипетр – знак царской власти.

Задание детям:

на карточках с изображением частей герба поставить цифры, которые будут обозначать отдельные части герба:

3- скипетр

1- морской якорь

7 – речной якорь

0- щит

Если вы правильно обозначите все части, то сможете узнать год основания Петербурга.

Дети отвечают, анализируют

Фронтальная

Регулятивные

Коммуникативные

Подведение итогов. Рефлексия

Обобщить полученные знания и сведения на уроке. Понять и выделять для себя детей, кто как усвоил на уроке

Нева — удивительная красавица! Ранним утром в лучах восходящего солнца розовеют ее воды, легкий туман парит над рекой... Днем быстрая рябь свинцовых волн разбивается о гранитные берега. В сумерках Нева пепельно-серая, загадочная.

Теплоходные прогулки по Неве — старинная городская традиция (обычай, передающийся от одного поколения к другому). Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий невский ветер, открывается перед их глазами прекрасная панорама:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся,

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами...

А. С. Пушкин

- Вы когда-нибудь бывали на теплоходной прогулке по Неве?

- Перечислите, что еще можно увидеть на Неве и на ее берегах.

-Для чего сделаны эти гранитные скамейки на набережных?

-Да, здесь могут отдохнуть пешеходы, полюбоваться красавицей Невой.  Чем еще украшены берега Невы? Что это за здания?/нарядные дворцы/

-Да, здесь раньше строили свои дома богатые, состоятельные люди цари, вельможи, помещики и богачи.

- Ребята, а ещё чем отличаются берега Невы от берегов лесных речушек, от деревенских речек?

- Нева "одета" в гранит, так говорят о нашей Неве.

- Дети, а ведь не всегда у Невы были такие красивые берега. Когда-то эти берега были низкие, песчаные и даже болотистые. Весной, когда с Финского залива дул сильный встречный ветер, вода поднималась и выходила из берегов, а это значит наводнения, беды. Вода затопляла все набережные улицы, дома. Люди передвигались только в лодках, а многие люди даже погибали, остались без жилья. Их домики сносило сильным ветром и водой. Жители нашего города много потрудились, чтобы утихомирить бурный нрав Невы. Сделали прочные гранитные берега.

Вот как описал петербургское наводнение великий, русский поэт А.С. Пушкин.

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела...

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась...

- Вы знаете, что наводнения случаются и в наше время, может быть, кто-то из вас сам видел наводнение? Какое это произвело впечатление на вас?

- А для тех, кто воочию сам не видел, как происходит наводнение на Неве, мы сейчас на видео воспроизведем это природное явление.

- Ребята, как вы думаете, если вода поднимется очень высоко во время наводнения, то чем это может грозить нашему городу и его жителям.

- Для того, чтобы этой катастрофы не случилось давно существуют и работают специальные службы, которые предсказывают и предотвращают возникновение наводнений в Санкт-Петербурге.

- Однако наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям, Городу. С весны и до осени несет река на своих плечах грузы. В это время каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России. А еще река — кормилица Санкт-Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой.

Дети высказываются о уроке. Выделяют важные элементы.

Индивидуаль-

ная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Домашнее задание для самостоятельной работы

Рабочая тетрадь, загадки

Выбрать реку или канал, подготовить рассказ (мифы)

Найти стихотворение о реке Неве

Индивидуаль-

ная

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Программа основана на технологии дополненной реальности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу" основана на технологии дополненной реальности и имеет особые материально-технические требования....

Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Программа внеурочной деятельности по краеведению для учащихся 3 класса. Программа основана на технологии дополненной реальности и содержит особые материально-технические требования....

Портфолио "Альбом юного петербуржца" к программе внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Портфолио к программе внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу" выполнено в виде альбома, в котором фонами стали картины Петербурга.[[{"type":"media","view_mode":"media_lar...

Программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга "Мой город"

Рабочая программа внеурочной деятельности по  истории Санкт-Петербурга для начальной школы, включающая в себя разделы ОБЖ и ПДД. Расчитана на 4 года....