Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
рабочая программа (2 класс) на тему

Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи раздела «Устная речь»:

•             способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

•             корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

•             формировать выразительную сторону речи;

•             учить строить устные связные высказывания;

•             воспитывать культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Устная речь» составлена основании следующих документов:

1.        Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273

2.        Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( II вариант)

3.        Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования

4.        Программа для 0 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  3-е издание, исправленное     под редакцией И. М. Бгажноковой. Москва «Просвещение» 2011 год.

Пояснительная записка.

Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи раздела «Устная речь»:

•        способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

•        корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

•        формировать выразительную сторону речи;

•        учить строить устные связные высказывания;

•        воспитывать культуру речевого общения.

В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Подраздел «Аудирование» включён в программу 0— 4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. В содержание работы по развитию навыков аудирова-ния включены также упражнения на слушание и понима¬ние речи, записанной на магнитофон. Это важное направ¬ление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоя¬тельных тренировочных упражнений или сопровождает за¬дания других подразделов, например: выбор названной учи¬телем картинки из двух данных (мишка — миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание тек¬ста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» (0—4 клас¬сы) ориентирует учителя на отработку у школьников чётко¬сти произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется те¬мой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выра¬зительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использо¬вании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной вырази¬тельностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организа¬ция высказывания» (0—4 классы) определяется как веду¬щий в развитии собственно устной разговорной речи. В со¬держание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоот¬ношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, модели¬руя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несо¬вершенство речевых умений учащихся определяют необхо¬димость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе под¬готовки уточняется и обогащается словарь, отрабатывают¬ся варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказыва¬ния. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому пред¬ложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.

В речевом общении формируются и проявляются лич¬ностные качества ребёнка: умение правильно оценивать се¬бя в речевой ситуации, уважительно относиться к собесед¬нику, соблюдать основные требования речевого этикета.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура обще¬ния» (0—4 классы). Его содержание предполагает органи¬зацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатыва¬ются программные темы из других подразделов и реализу¬ются в пределах данного урока.

Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-балльной системе в связи с отрицательной эмоциональ¬ной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощ¬рения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо — очень хорошо — отлич¬но». При этом принимается во внимание не конечный ре¬зультат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его по¬пытка участвовать в общении.

2 «Б» класс»

(105 часов   3 ч в неделю)

Аудирование.

Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту», «Сядь за парту и возьми книгу».

Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме:  Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. (Все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинки).

Выбор из двух картиной той, которая соответствует высказыванию: Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок к сказке или рассказу по заданию учителя, например: «Покажи на картинке, кто первым нашёл теремок».

Дикция и выразительная речь.

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата.

Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Практическое различение громкой и тихой речи.  Игровые упражнения  с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака).

Выражение лица: веселое, сердитое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.

Подготовка речевой ситуации и организация высказываний.

Лексический темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказки», «Я дома», «Мои товарищи в классе», «Мойдодыр», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадайте, что в моем ранце», «Прогулка в машине», «Веселый оркестр», «Три медведя», «Три поросенка», «Мой адрес».

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем)

Составление предложений с отработанной лексикой с помощью учителя, с опорой на картинку.

Слушание сказок, Рассказывание детям коротких простых рассказов и работа над пониманием их содержания путём разыгрывания на игрушках.

Культура общения.

Называние друг друга по имени, учителя по имени и отчеству. Основные этикетные формы приветствия и прощания: называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините: повторять за взрослыми фразы: «Можно войти (выйти)», «Можно идти», «Можно сесть» и т. п. при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны уметь по произнесённой фамилии показывать учеников и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен заставлять повторять за ним отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).

•        Выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

•        Показывать и называть хорошо знакомые  предметы и соотносить их с картинками;

•        Здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

•        Называть своё имя и фамилию;

•        Участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.