Главные вкладки

    «Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»
    материал на тему

    Сутормина Татьяна Алексеевна
    Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево

    Доклад

    «Развитие творческих качеств ребенка

    через использование активных форм  урочной и внеурочной деятельности»

    Учитель начальных классов Сутормина Т.А.

    Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.

    В.А. Сухомлинский

         Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы.  Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами.

         Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, внедрить в привычную практику новые активные формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что потребность в этом уже существует.

               В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов.

    Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Огромную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. 

    На начальном этапе в этом очень помогают задания на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, как основы для развития творческих способностей. В современных учебниках любого учебно-методического комплекта этих заданий большое количество. В ход идут ребусы, кроссворды, головоломки…

    Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. При составлении заданий можно использовать метапредметные связи.

    Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,  нетрадиционный подход и творческое применение знаний. 

             Можно долго и много говорить о математике, но немаловажную роль для развития творческих способностей играют предметы цикла обучения грамоте, это русский язык и литературное чтение.

             Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Часто используются на уроках дидактические игры. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. 
           Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий. 

    У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др. 

          Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. А затем даётся задание: заменить каждое действие своим возможным вариантом.

          Для обогащения речи используется работа с различными речевыми единицами, например, с фразеологизмами.                                                                            

         Огромные возможности для развития творческих способностей даёт предмет литературного творчества.

    Задания практического действия

    • Иллюстрации к тексту.      
    • Составление диафильмов по произведению        
    • Лепка и аппликация. 
    • Книжки- самоделки

    Задания речевой направленности

    • Продолжение произведения (придумывание своего финала)  
    • Сочинительство

    Работа над сочинительством начинается у ребят с простой игры «Я начну, а ты продолжи» 

    Хоть не робкий я мальчонка                                                        

     Испугался *********. (Лягушонка)

    Мы читаем книги вместе.

    С папой каждый выходной.

    У меня картинок двести,

    А у папы – …                 (ни одной).
         В дальнейшем дети с удовольствием составляют загадки, сочиняют четверостишия, пишут  тематические сочинения, сказки. Всё это оформляется в книжки-малышки.

    Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. 

         Создаваемые на уроке ситуация неожиданности; коллизии; ситуации предположения и выбора  активизируют ребят, побуждают их к действию, поиску, размышлению.

    На уроках применяю эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Это:

             Постановка и решение проблемных вопросов «Почему звёзды падают с неба?», создание проблемных ситуаций «Докажите, что Земля круглая» и т. д.

             Использование видео и компьютерной наглядности при проведении вводных уроков, уроков изучения нового материала, уроков обобщающего повторения и других.

             Использование электронных учебных пособий, ресурсов  Интернет позволило  сделать уроки  более интересными и увлекательными, а также, более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно.

           Велико значение  проектного и исследовательского методов.  Проекты готовим по темам уже с 1 класса.  Темы проектов обсуждаются и выбираются совместно: «Вырастим кедр сами», «Математика вокруг нас», «Моя семья», «Моя родословная», «Что значит имя мое». Возраст 6-9 лет- это возраст «Почемучек», которых интересует всё, что их окружает.      Найти ответы на вопросы самому – это гораздо интереснее,  нежели услышать готовый ответ. Поэтому  исследовательской деятельности в начальной школе уделяется  особое внимание. Найти ответ в различных источниках, подготовить презентацию, поделиться с друзьями и получить оценку своей работе стимулируют ребенка к занятию активной позиции.

            Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии, а также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, региональные  и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

         Вот несколько упражнений, выстроенных в логической последовательности по принципу «от простого к сложному», которые можно применять как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

         Это упражнения типа:

     «Дорисуй рисунок». Создание композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания  геометрических фигур (треугольников и кругов).

    «Волшебная клякса». Получение рисунка или образа из большой цветной кляксы при помощи выдувания воздуха из обычной трубочки.

    «Чудесная пленка». Получение абстрактного или конкретного образа, пейзажа путем наложения и плотного прижимания пленки к листу картона с красками разного цвета, выдавленными из тюбиков.

    «Чудесные шарики». Получение рисунка при помощи вращения двух-трех небольших шариков в коробке, на дне которой, находится белый лист  бумаги с каплями разноцветной краски.

    «Радужная губка». При помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются чудесные изображения (радуга, поля, луга, волны ).

    «Фантазия». Учащиеся складывают пополам лист бумаги, потом раскрывают его, хаотично наносят на одну половинку внутренней стороны листа капли

    разноцветной краски, соединяют обе половинки, плотно прижимают друг к другу и получают единый рисунок из симметричных оттисков.

    Выполняя эти упражнения, школьники должны в хаосе увидеть определенный образ и, дорисовав, доработав его, получить цельную, яркую картинку и затем подробно описать ее.

    Кроме перечисленных упражнений, могу привести примеры заданий на развитие способности ярко и красочно представлять созданные в воображении образы посредством словесной организации, умения создавать небольшие художественные тексты путем гармоничного использования разнообразных выразительных средств литературного языка. К таким упражнениям относятся:

    «Угадай предмет». Красочно описать какой-либо предмет (окно, водопроводный кран, стул, книгу и т.п.).

    «Придумай». Предложить варианты применения различных предметов (высушенного цветка, кисти для рисования, перегоревшей лампочки, стакана, носка, перчатки т.д.).

    «Медаль». Придумать, нарисовать и  устно описать медаль, которую можно было бы вручать за «особые заслуги», например: за «шоколадолюбие», «лучшую лужепроходимость», «скоростное шнуркозавязывание» и т.д.

    «Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки.

    «Придумай фантастический рассказ».

    «Придумай юмористический рассказ».

    Также можно привести примеры упражнений на развитие беглости и оригинальности мышления, на расширение ассоциативных словесных связей:

    «Гирлянда». Отталкиваясь от исходного слова, составить ассоциативный ряд, в котором каждое предыдущее слово выступает отправной точкой для последующего (дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – сахар – вкусно – компот – фрукты - …).

    «Цветок». Каждому лепестку цветка соответствует одна буква слова «цветок». Придумать на каждую букву как можно больше слов, тематически связанных с растительным миром.  Аналогичные упражнения «Звезда». Основой являются лучики звезды и тематическая связь с планетами, звездным небом.

    «Снежинка». Основа  - лучики снежинки и тематическая связь с зимней природой.

    «Ассоциативный ряд». Подобрать как можно больше слов – ассоциаций (писатель – ручка. Бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.).

    «Точка зрения бабочки», «Мысли вслух». Описать мысли, чувства, эмоции, желания конкретного персонажа (например, порхающей над лугом бабочки, летящего в ворота футбольного мяча, комара, увидевшего человека, и т.д.). При этом желательно, чтобы высказывания носили юмористический характер.

    «Эмоции». Описать словами эмоцию (грусть, страх, радость, отчаяние и т.п.)

    «Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.).

    «Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение.

       Для коллективной творческой деятельности можно предложить упражнения, которые требуют  большой подготовки  и выполняются поэтапно в заданных временных рамках.  Такие упражнения развивают у младших школьников широкий спектр психических процессов, а также творческие, литературные и артистические способности. К ним относятся упражнения:

    «Спектакль». Учащиеся лепят из пластилина или изготавливают из бумаги фигурки фантастических существ, растений, придумывают им названия, совместно сочиняют сценарий небольшого спектакля с этими персонажами, а потом представляют его.

    «Фантастический сад». Каждый учащийся придумывает и рисует свое фантастическое растение, подбирает к нему название, а затем представляет его одноклассникам. Далее проводится коллективная работа – учащиеся создают из этих растений чудесный «фантастический сад» и сочиняют о нем сказку.

    Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.

    Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.

    И для учителя - одного желания мало,  надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.

    Продуманное оформление класса, дети, обеспеченные всем необходимым, наличие наглядных пособий, раздаточного материала  -  все это имеет большое значение для успешного развития ребёнка. Приветливый тон учителя, создающий доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе – повышает мотивацию творчества. А это ведёт:

    • к повышению качества знаний учащихся,
    • приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
    • активизацию творческой и познавательной активности учащихся,
    • формирование положительных личностных качеств ученика,
    • формирование осознанной потребности в  здоровом образе жизни.

    Свое выступление я хочу закончить словами:

                                                          «Ребенок – не кувшин, который
                                                           надо наполнить, а лампада,
                                                            которую надо зажечь». 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

    Проблема: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.Цель проекта: выявить условия развития творческих способностей ...

    Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

    Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

    Доклад на тему: «Развитие творческих способностей обучаемых на уроках и во внеурочной деятельности»

    Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е.  учителя начальных  классов...

    Проект по теме: «Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения направлены на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца. Современная система образования ориент...

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

    Презентация на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...