мастер - класс
учебно-методический материал на тему

Валькова Ирина Анатольевна

"Групповая работа для формирования УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc58 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_24.11.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемое жюри, здравствуйте дорогие коллеги!

Зовут меня Ирина Анатольевна. Я учитель начальных классов основной общеобразовательной школы № 6 с. Донского.

Слайд 1 Сегодня я проведу мастер – класс по теме: «Групповая работа для формирования УУД»

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не только к качеству образовательного процесса, но и к  условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

Слайд 3

 Песталоцци говорил: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».

Слайд 4  

     В рамках современных Образовательных систем на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в парах и малых группах.

     Важность  использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. На сегодняшний день многие педагоги, применяя их, вносят свои коррективы. Однако все отмечают ее высокую эффективность.

    Слайд 5

    Я работаю по программе Образовательной системы «ПНШ», которая соответствует требованиям Федеральный Государственный Образовательный  

Стандарт Начального Общего Образования. Она дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одна из которых групповая работа.

Слайд 6

Целью групповой работы  является активное включение ученика в процесс усвоения учебного материала

Слайд 7

На слайде представлены задачи групповой работы.Это

  • активизация познавательной деятельности;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Развитие умения успешного общения;
  • Совершенствование межличностных отношений в классе

Слайд 8

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество. Вот некоторые из них:

    По желанию

    Случайным образом

    По определенному признаку

    По выбору «лидера».

    По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по … человек.

Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

   Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Слайд 9

Вспомним виды групповой работы.  

    Работа в парах

    Пресс-конференция

    Игра «Продолжи»

    Охота за сокровищами

    Снежный ком

    Прием «Пазлы» или Мозаичная группа

    Прием «Зигзаг»

Я хочу представить элемент урока литературного чтения по теме «Честное слово Л. Пантелеева»

  • Итак, разделимся на группы случайным образом. У вас есть жетоны 3 цветов:

1 стол- желтые жетоны

2 стол -синие жетоны 

3 стол — красные жетоны

 - Займите свои места за столами

  • А работу   мы построим в виде пресс- конференции (Группа исследует текст по  заданиям. Затем группы отвечают на вопросы друг друга, могут выразить свое мнение)

Слайд 10

 - Давайте повторим правила работы в группе (по щелчку каждый пункт)

  •   говори  спокойно и ясно;
  •   говори  только по делу;
  •   говори   по очереди;
  •   реагируй  жестами и знаками;
  •   возражая или соглашаясь, смотри  на говорящего;
  •   убедись, что в разговоре участвует каждый;
  •   обращайся  к другу по имени.

Слайд11

Давайте вспомним, какие шаги необходимо делать для организации проведения групповой работы.( по щелчку каждый пункт)

1 шаг : Выбираем  организатора работы в группе (командир)

2 шаг: Знакомимся с заданием, обсуждаем, формулируем цель (каждый член группы формулирует общую цель работы: что нужно получить в результате)

3 шаг: Распределяем работу (задания, роли между членами группы)

- искатели

- фиксатор

- оратор

4 шаг: Каждый член группы выполняет свою часть  работы

5 шаг: Представляем свою работу

(группы распределяют роли и представляют свои задания)

Слайд Задания по группам (мелодия по щелчку, когда начнется работа в группе)

Слайд

 Чего же нельзя делать учителю НЕЛЬЗЯ

  • формировать пару из двух слабых учеников;
  • требовать   тишины;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе  работать;
  • заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1-2 классе и более половины урока в 3-4 классе;

Слайд 13

Какие же плюсы при организации групповой работы

Повышается учебная и   познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический  климат в классе.

Слайд 15

Итак,  при проведении данного этапа урока формировались

Личностные: при оценивании поступков героев;

 Регулятивные: при прогнозировании ответов, проверке себя по тексту;

Познавательные: при извлечении необходимой информации, осознанном построении речевого высказывания;

Коммуникативные: при  полноте и точности выражения своих мыслей,  формулировании вопросов и ответов.  

  • Слайд16

Выводы

  • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни:
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку   проявить себя;  
  • укрепляется дружба;  
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе

Рефлексия

  • В конце каждого урока мы проводим рефлексию
  • Я предлагаю оценить нашу работу. Составим  СИНКВЕЙН

СЛАЙД 17:  правила составления синквейна

Тема (1 существительное) группа

Описание темы (2 прилагательных)  внимательные, дружные

Описание действия (3 глагола) Работать, слушать, не отвлекаться

Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме Объединяет общее дело

     Слово, отражающее суть темы. группа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповые приёмы работы для формирования УУД Подготовила: учитель начальных классов Валькова Ирина Анатольевна

Слайд 2

Требования ФГОС НОО Качество образовательного процесса и условия формирования знаний.

Слайд 3

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Слайд 4

Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.

Слайд 5

УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Слайд 6

Цель групповой работы: активное включение ученика в процесс усвоения учебного материала

Слайд 7

Задачи групповой работы: активизация познавательной деятельности; Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; Развитие умения успешного общения; Совершенствование межличностных отношений в классе

Слайд 8

Способы формирования групп :  По желанию  Случайным образом  По определенному признаку  По выбору «лидера».  По выбору педагога.

Слайд 9

Виды групповой работы.  Работа в парах.  Пресс-конференция.  Игра «Продолжи».  Охота за сокровищами.  Снежный ком.  Мозаичная группа или Пазлы.  Прием «Зигзаг».

Слайд 10

Правила организации групповой работы говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.

Слайд 11

Алгоритм проведения групповой работы 1 шаг : Выбираем организатора работы в группе 2 шаг: Знакомимся с заданием, обсуждаем, формулируем цель 3 шаг: Распределяем работу 4 шаг: Каждый член группы выполняет свою часть работы 5 шаг: Представляем свою работу

Слайд 12

ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ Желтый цвет: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе. Синий цвет: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе. Красный цвет: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.

Слайд 13

Нельзя: формировать пару из двух слабых учеников; требовать тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе; нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1-2 классе и более половины урока в 3-4 классе;

Слайд 14

Плюсы групповой работы 1. Повышается учебная и познавательная мотивация. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе .

Слайд 15

- Личностные : при оценивании поступков героев ; Регулятивные: при прогнозировании ответов, проверке себя по тексту ; Познавательные : при извлечении необходимой информации, осознанном построении речевого высказывани я; - Коммуникативные : при полнот е и точност и выраж ения свои х мысл ей, формулировании вопрос ов и ответов. ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Слайд 16

Выводы: групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни: улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения; соблюдается дифференцированный подход; работа в группе помогает ребенку проявить себя; укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.

Слайд 18

СИНКВЕЙН 1.ГРУППА 2. ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ 3. РАБОТАЕМ, СЛУШАЕМ, НЕ ОТВЛЕКАЕМСЯ 4. НАС ОБЪЕДИНЯЕТ ОБЩЕЕ ДЕЛО 5. РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...