мастер - класс
учебно-методический материал на тему
"Групповая работа для формирования УУД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 58 КБ |
prezentatsiya_24.11.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемое жюри, здравствуйте дорогие коллеги!
Зовут меня Ирина Анатольевна. Я учитель начальных классов основной общеобразовательной школы № 6 с. Донского.
Слайд 1 Сегодня я проведу мастер – класс по теме: «Групповая работа для формирования УУД»
Слайд 2
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не только к качеству образовательного процесса, но и к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.
Слайд 3
Песталоцци говорил: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
Слайд 4
В рамках современных Образовательных систем на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в парах и малых группах.
Важность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. На сегодняшний день многие педагоги, применяя их, вносят свои коррективы. Однако все отмечают ее высокую эффективность.
Слайд 5
Я работаю по программе Образовательной системы «ПНШ», которая соответствует требованиям Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт Начального Общего Образования. Она дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одна из которых групповая работа.
Слайд 6
Целью групповой работы является активное включение ученика в процесс усвоения учебного материала
Слайд 7
На слайде представлены задачи групповой работы.Это
- активизация познавательной деятельности;
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- Развитие умения успешного общения;
- Совершенствование межличностных отношений в классе
Слайд 8
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество. Вот некоторые из них:
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Слайд 9
Вспомним виды групповой работы.
Работа в парах
Пресс-конференция
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Снежный ком
Прием «Пазлы» или Мозаичная группа
Прием «Зигзаг»
Я хочу представить элемент урока литературного чтения по теме «Честное слово Л. Пантелеева»
- Итак, разделимся на группы случайным образом. У вас есть жетоны 3 цветов:
1 стол- желтые жетоны
2 стол -синие жетоны
3 стол — красные жетоны
- Займите свои места за столами
- А работу мы построим в виде пресс- конференции (Группа исследует текст по заданиям. Затем группы отвечают на вопросы друг друга, могут выразить свое мнение)
Слайд 10
- Давайте повторим правила работы в группе (по щелчку каждый пункт)
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу;
- говори по очереди;
- реагируй жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- обращайся к другу по имени.
Слайд11
Давайте вспомним, какие шаги необходимо делать для организации проведения групповой работы.( по щелчку каждый пункт)
1 шаг : Выбираем организатора работы в группе (командир)
2 шаг: Знакомимся с заданием, обсуждаем, формулируем цель (каждый член группы формулирует общую цель работы: что нужно получить в результате)
3 шаг: Распределяем работу (задания, роли между членами группы)
- искатели
- фиксатор
- оратор
4 шаг: Каждый член группы выполняет свою часть работы
5 шаг: Представляем свою работу
(группы распределяют роли и представляют свои задания)
Слайд Задания по группам (мелодия по щелчку, когда начнется работа в группе)
Слайд
Чего же нельзя делать учителю НЕЛЬЗЯ
- формировать пару из двух слабых учеников;
- требовать тишины;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1-2 классе и более половины урока в 3-4 классе;
Слайд 13
Какие же плюсы при организации групповой работы
Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
Слайд 15
Итак, при проведении данного этапа урока формировались
Личностные: при оценивании поступков героев;
Регулятивные: при прогнозировании ответов, проверке себя по тексту;
Познавательные: при извлечении необходимой информации, осознанном построении речевого высказывания;
Коммуникативные: при полноте и точности выражения своих мыслей, формулировании вопросов и ответов.
- Слайд16
Выводы
- групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни:
- улучшается успеваемость;
- формируется мотивация учения и обучения;
- соблюдается дифференцированный подход;
- работа в группе помогает ребенку проявить себя;
- укрепляется дружба;
- улучшаются межличностные отношения;
- устанавливается психологический комфорт в коллективе
Рефлексия
- В конце каждого урока мы проводим рефлексию
- Я предлагаю оценить нашу работу. Составим СИНКВЕЙН
СЛАЙД 17: правила составления синквейна
Тема (1 существительное) группа
Описание темы (2 прилагательных) внимательные, дружные
Описание действия (3 глагола) Работать, слушать, не отвлекаться
Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме Объединяет общее дело
Слово, отражающее суть темы. группа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования ФГОС НОО Качество образовательного процесса и условия формирования знаний.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
Группа - это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Цель групповой работы: активное включение ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы: активизация познавательной деятельности; Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; Развитие умения успешного общения; Совершенствование межличностных отношений в классе
Способы формирования групп : По желанию Случайным образом По определенному признаку По выбору «лидера». По выбору педагога.
Виды групповой работы. Работа в парах. Пресс-конференция. Игра «Продолжи». Охота за сокровищами. Снежный ком. Мозаичная группа или Пазлы. Прием «Зигзаг».
Правила организации групповой работы говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.
Алгоритм проведения групповой работы 1 шаг : Выбираем организатора работы в группе 2 шаг: Знакомимся с заданием, обсуждаем, формулируем цель 3 шаг: Распределяем работу 4 шаг: Каждый член группы выполняет свою часть работы 5 шаг: Представляем свою работу
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ Желтый цвет: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе. Синий цвет: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе. Красный цвет: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.
Нельзя: формировать пару из двух слабых учеников; требовать тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе; нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1-2 классе и более половины урока в 3-4 классе;
Плюсы групповой работы 1. Повышается учебная и познавательная мотивация. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе .
- Личностные : при оценивании поступков героев ; Регулятивные: при прогнозировании ответов, проверке себя по тексту ; Познавательные : при извлечении необходимой информации, осознанном построении речевого высказывани я; - Коммуникативные : при полнот е и точност и выраж ения свои х мысл ей, формулировании вопрос ов и ответов. ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Выводы: групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни: улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения; соблюдается дифференцированный подход; работа в группе помогает ребенку проявить себя; укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
СИНКВЕЙН 1.ГРУППА 2. ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ 3. РАБОТАЕМ, СЛУШАЕМ, НЕ ОТВЛЕКАЕМСЯ 4. НАС ОБЪЕДИНЯЕТ ОБЩЕЕ ДЕЛО 5. РЕЗУЛЬТАТ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
- Мне нравится (1)