Психолого-педагогический семинар «Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными особенностями здоровья». Тема : "Развитие мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
учебно-методический материал на тему

Краснова Ольга Николаевна

Выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_vystuplenie.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Краснова О.Н.

МАОУ «Первомайская СШ»

учитель начальных классов

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема нарушения мелкой моторики детей с ограниченными возможностями, а также методы, способствующие коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Все методы просты в использовании, технологичны, не требуют особых временных и материальных затрат.

Ключевые слова:  развитие мелкой моторики; дети с ОВЗ; методы работы с детьми с ОВЗ.

         У детей с ОВЗ  наблюдается нарушение различных сторон речи. Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

          В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.  А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». [1] С. 15
А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. .[2], [3], [4]   И действительно, движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены.

          По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. [5] Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

          При поступлении в школу  у детей с нарушением интеллекта наблюдается неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений, испытывают затруднения при необходимости использовать самые простые предметы.

         Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Дети не умеют координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое. Наблюдаются такие явления, как:
• гипотония - слабое сжатие руки;
• гипертония - сильное сжатие руки;
• макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.

         Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. Выходом из этой проблемы вижу следующие методы, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, которые я применяю на практике.

         Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, речи и всех психических процессов. Занятия по развитию мелкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

       Каждое занятие начинается с массажа рук и пальцев. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

        Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца.

          С помощью тренажера «Чудо-мячик»  легко делать массаж рук и пальцев, что принесет детям радость и улучшит самочувствие. Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.

         Стимуляция мыслительных функций и речи – это два.

         Веселое общение – это три.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

Самомассаж тыльной стороны кистей рук – поглаживание от кончиков пальцев вверх до локтя, растирание ребром ладони по всем направлениям тыльной стороны, пощипывание, покалывание, похлопывание ребром ладони.

Самомассаж  кисти руки со стороны ладони – костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по массируемой ладони, закручивающие движения фалангами сжатых в кулак пальцев.

Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Их можно использовать в качестве разминки, а также на физкультминутках.

    * * *

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот - резал.

Этот - ел.

Ну, а этот - лишь глядел!

Младшие школьники осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:

КАПУСТА

Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)

Это, что ещё за хруст?

Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)

Как же быть без хруста, если я капуста.

Мы капусту рубим – рубим, (прямые ладони вверх вниз)

Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачок)

Мы капусту солим – солим,  (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмём – жмём – жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

 «Фонарики». Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет  «раз – два».

На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой сжаты.

Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

 «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз-два».

 «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки  и стихи. Сначала педагог придумывает рассказ, затем предлагает сочинить свою историю ребенку.

Например: «В одном лесу протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река») росло дерево (упражнение «дерево») и т.д.

При разучивании упражнений для лучшего их запоминания можно использовать карточки с картинками. Педагог кладет перед ребенком три картинки и предлагает запомнить последовательность упражнений. Затем картинки убирают, а ребенок выполняет упражнения в нужном порядке. Потом учитель дает детям   несколько карточек и просит их  придумать свою историю, используя вместо плана картинки. Затем историю надо рассказать с помощью рук. Подобные задания лучше всего давать на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

  «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)

          Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Упражнения условно статические  совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

          «Зайчик». Зайка прячется под сосной. Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» – это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука – «зайчик», левая рука – «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик  - под сосной,

Этот зайчик – под другой.

Упражнения для пальцев динамические:

 «В гости»

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

Занятия с пластилином (пластилиновые узоры) очень полезны и отлично влияют на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.

Рисование пальчиками на руке, спине или красками на листе бумаги.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей.

   Рисунки на снегу

На снегу рисую волка,

На снегу рисую ель.

До чего же стала колкой

Эта белая метель.

Все рисунки засыпает,

Снег бросает мне в лицо,

Заметает, заметает

И дорожку, и крыльцо.

Пусть метель себе бушует.

Я пойду и отдохну.

Завтра снова нарисую

Волка, елку и сосну.

Рисунки на песке

На песке рисую горы,

Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи

Дом, в котором

Мы живем.

Выкладывание спичками, палочками рисунков и букв. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Упражнения  с палочками

          В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

         На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку. Можно «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки (сопровождать игру простыми стихами). 

Игры с предметами домашнего обихода.

        Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

        Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

         Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

         Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

          Насыпаем в кастрюлю  горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

         Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

         Насыпаем горох (фасоль) на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.  Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

          То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

         Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия, дети учатся «рассказывать руками» целые истории.

         Аппликации с пуговицами, крупами, песком, опилками, стружкой, которая получается, когда точишь цветной карандаш, развивает не только мелкую моторику, но и творческое воображение.

 Упражнения с природным материалом. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры.  Детям интересно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

   Помощник.

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

«Мой орех». Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех, 

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

         Шитье, вязание, плетение   из ниток, веревок и проволоки очень полезны для детей с серьезными двигательными нарушениями. Детям очень нравится завязывать морские узлы, плести из веревок в технике макраме, изучать и показывать игры с веревочкой. Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Навязать морских узлов

Нет проблем для моряков.

Я канат свяжу узлом,

Если стану моряком.

         Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

         Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

  • Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка.
  • Обведение контуров, не отрывая карандаш от рисунка.
  • Рисование по точкам, клеткам, пунктирным линиям и т.д. развивает также концентрацию внимания, навыки самоконтроля.
  • Упражнения  с бумагой  и ножницами.

         Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

         Бусы.  Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку.

     «Разноцветные снежинки»   Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее.

         «Мяч» Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

      Оригами. Складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Оригами помогает развивать не только мелкую моторику, но и пространственные представления, внимание, координацию движений, речь, знакомить со многими геометрическими понятиями.

        Игры - тесты позволяют проводить диагностику уровня развития моторики у детей.

«Пальчик с носиком здороваются».  После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа;

б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

          «Уложи монеты в коробку».  На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

          «Нарисуй пальцами кружочки». 
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

          «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть:

а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»;

б) сначала правую руку, потом левую;

в) обе руки.

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

         «У детей можно многому научиться. Например, сколько у вас терпения»,  -   Франклин Джонс.

Список литературы

  1. Сулимцков Т.И, Данилушкина В.И., Бланин А.Д. Двигательные возможности детей 4-6 летнего возраста разных самотипов.// Актуальные проблемы физического воспитания школьников.: Материалы всероссийской науч.конф.- Малафовка, 1999г.
  2. Лурия А.Р./ Умственно отсталый ребенок. - М., 1990.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С./ Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002г.
  4. Занков Л.В./ Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1988г.
  5. Кольцова М.М./ Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1979г.
  6. Светлова И.  Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук  - Эксмо, 2005 г.
  7. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...

Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интел...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), имеющих ЗПР.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР),   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной ко...

Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья,   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной коррекци...

Рабочая программа по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо коррекции и развитию мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...