Проект "Волшебная сила числа 3 в жизни и сказках"
занимательные факты (2 класс) на тему

Ионина Вера Александровна

Проектная деятельность, Умники и Умницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Волшебная сила числа 3 в жизни и сказках

Работу выполнила

Никитина Дарья, ученица 2 «г» класса

Руководитель проекта  

Учитель Ионина В.А.

   

 

р.п. Озинки 2015 г.

Оглавление

  1. Введение                                                                                                 с.3
  2. Практическая часть                                                                                с.4
  3. Теоретическая часть                                                                              с.10
  4. Заключение                                                                                             с.11
  5. Аннотация                                                                                               с.12
  6. Список использованных источников и литературы                           с.13
  7. Приложение                                                                                            с.14

Введение

Цель: Приоткрыть завесу тайн, связанных с числом 3.

Задачи:

  • Узнать, какое число наиболее часто встречается в русских сказках.
  • Выявить «волшебную» силу числа 3 в сказках и жизни человека

Гипотеза:

Если я проанализирую русские сказки, то я узнаю, какое число чаще встречается в этих произведениях и узнаю «волшебную» силу этого числа в сказках и в жизни человека.

Обоснование:

     На уроках чтения мы много читали сказок разных народов мира и сравнивали их с русскими сказками. И у меня есть младший братишка, он любит, когда я ему читаю книжки, особенно русские народные сказки. Во всех сказках мне встречались различные числа: 3, 7, 13, 33 и т.д. Мне захотелось узнать, какое число чаще всего встречается в русских сказках. Стало интересно, какую «волшебную» силу оно имеет в сказках и жизни человека

Методы исследования:

  • Опрос;
  • Анализ сказок;  
  • Изучение литературы;
  • Поиск информации в Интернете;
  • Анализ, систематизация собранной информации.

Практическая часть 

Анализ сказок:

Я проанализировал тексты сказок, попытался понять, насколько часто встречаются те или иные числа, что они обозначают и с какими историческими, бытовыми представлениями народа связано их использование.

Числа

3

2

4

7

12

5

40

6

1

10

13

9

25

33

Кол-во раз

37

15

6

6

6

4

4

3

2

2

2

1

1

1

Из нашей таблицы следует, что самым часто используемым числом является – «3»(37 раз).

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.

Мне очень нравится читать их. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов, - все они поучительные, несут в себе  что-то таинственное, волшебное, загадочное. Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, уклад жизни, его вера, суеверия… В наших сказках детям рассказывают доступным языком о том, что хорошо, а что плохо. Учат, как правильно нужно жить, как относиться к людям.  Если имя героя, то обязательно со смыслом (Иван-дурак, Василиса Премудрая, Елена  Прекрасная, Рукодельница, Ленивица и  т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы в сказках, и поговорки-поучения  - всему место найдется! Числительные не исключение. Часто в русских народных сказках встречается троекратный повтор. Любят русские к делу подходить с третьего раза! Характер такой! Опять же вера: 3 – это божественное совершенство (Отец, Сын, Святой Дух).

      Всем классом прочитали сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В ней

   Мороз Иванович говорит Рукодельнице: «Отдам тебе ведерко, только ты мне три дня

   послужи».

 Сказка «Марья Моревна»:

 В некотором государстве: Иван Царевич и три его сестры.

 В три года Иван переженил трех своих сестер, женихи являлись после того, как ударял гром (соответственно три раза, по разу в год).

Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и скинул цепи.

 Иван в поисках Марьи Моревны идет три дня: «идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец (1). У дворца дуб (2) стоит, на дубу ясен сокол (3) сидит».

 Так Иван посетил трех своих сестер, до каждой добирался три дня и гостил у каждой по три дня.

 За три дня добрался Иван после гостей до Марьи Моревны.

 Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на третий раз — изрубить на куски.

 Иван делает три попытки увоза Марьи Моревны.

Трое зятьев Ивана спешат на выручку, оживляют Ивана.

 Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга....Я у нее три дня пастухом был... А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза...»

 В поисках быстроногого коня Иван щадит трижды: птицу с птенцами, пчел, львицу со львенком.

«Три дня» — определяет баба-яга Ивану службу у себя.

 Два дня Иван пасет лошадей, возвращать которых в стойло помогают птицы и звери. На третий день Ивану помогают пчелы и дают совет по выбору лошади для побега.

Три раза Иван машет платком через реку, и возникает широкий мост-переправа. Если махнуть только два раза — мост получается «тоненький-тоненький», который обломился под бабой-ягой.

 Победив Кощея, Иван с Марьей Моревной возвращаются восвояси, погостив по пути в домах трех сестер Ивана.

Сказка «Сивка-бурка»:

«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»....

 Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

 Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

 Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.

 С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

 «Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»

«В некотором царстве... жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка».

 Подкараулил Иван в первую ночь (пошел караулить, не надеясь на старшего брата) чудо-юдо о шести головах и с одного взмаха сшиб ему три головы. Со второго раза — последние три головы чудища.

 Во вторую ночь победил девятиголовое чудо-юдо: сначала снес шесть голов, затем последние три.

 На третью ночь отправился Иван «на страшный бой» с двенадцатиголовым чудищем. Срубил ему сначала три головы, затем шесть голов, в третий раз — девять голов, но все они снова приросли у чудища.

 Вбитый в землю чудищем Иван три раза будил спавших в избушке братьев: бросал сначала правую, затем левую рукавицы, шапку.

 Наконец выбрался Иван из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец, которым тот головы приращивал, и после все двенадцать голов у чудища срубил.

 «...три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха...» сговариваются отомстить Ивану.

Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.

 Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в три разные стороны: направо, налево, Иван — вперед.

Сказка "Окаменелое царство»:

 Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.

 Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.

 Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.

 Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.

Сказка «Царевна лягушка»

 «В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.

 Иван ищет свою стрелу три дня.

 Сыграли три свадьбы.

 Стилистический прием — три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...»

Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.

 Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.

Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...»

 Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.

 Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.

 Во время пути Иван четыре раза пожалел и не убил: медведя, селезня, зайца и щуку.

 И они в свою очередь помогли Ивану добыть Кощееву смерть: иглу в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце, ларец — на вершине дуба, дуб — в дремучем лесу (6 позиций).

ПУШКИН И ЕГО СКАЗКИ

Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3.

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз.

Вспомним его лучшую сказку «Сказку о царе Салтане»:

 «Три девицы — под окном...»

 Спасение Гвидоном лебеди от коршуна (инициация с перспективой награды)

 Лебедь: «Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня».

Три приезда купцов в город Гвидона.

Три провокации трех испытательниц — «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой». Провокации — задания идущие по восходящей — требование чуда с острова-Буяна.

Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое — все оказались со всеми, то есть добились Целого.

 В «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у балды такой огромный кулак.

 Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».

 Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет « погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.

 Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:

 в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».

 Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

 Первые два задания чертёнок придумал:

 O «кто скорее из нас обежит около моря».

 O «кто далее палку бросит».

 А третье задание сам Балда задал:

 «Кобылу подыми-ка ты,

 Да неси её полверсты».

 Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.

 Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.

 С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.

 С первого щелчка

 Прыгнул поп до потолка;

 Со второго щелчка

 Лишился он языка,

 А с третьего щелчка

 Вышибло ум у старика.

 Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».

 «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 Уже в первой строчке читаем:

 «Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком».

 Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».

 Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.

 Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.

Тридцать три богатыря на берегу очутились. Цифра 33 содержит в себе значение множества:

 «И очутятся на берегу,

 В чешуе как жар горя,

 Тридцать три богатыря.

 Все красавцы удалые,

 Великаны молодые,

 Все равны как на подбор,

 С ними дядька Черномор».

 И лебедь стала царевной , у которой:

 «Месяц под косой блестит,

 А во лбу звезда горит,

 А сама то величава

 Выступает, будто пава,

 А как речь то говорит –

 Словно реченька журчит».

 Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.

 Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:

 «А ткачиха с поварихой,

 Со сватьей бабой Бабарихой,

 Около царя сидят –

 Четырьмя все три глядят».

 Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.

Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе: «Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три года».

 Так же, как и в предыдущей сказке, утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

 Три раза старик кидал в море свой невод:

 Раз он в море закинул невод, –

 Пришел невод с одной тиной,

 Он в другой раз закинул невод, -

 Пришел невод с травой морской,

 В третий раз закинул он невод, -

 Пришел невод с одной рыбкой,

 С непростою рыбкой – золотой.

 «Сказка о золотом петушке»:

 Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

 Традиционный мотив – бой с врагом.

 Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

 В третий раз сам царь поехал

Числительные выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок.

 Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, мы можем смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования. Цифры 33,39,30, 7 содержат в себе значение множества. Цифры «8», «6» являются чётными. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.

Анализ анкет учащихся(приложение 1)  с 3 по 8 класс и взрослых(28 человек):

  1. Ребята назвали много мультфильмов, кино и книг, где встречаются числа (это «Трое из Простоквашино», «Телёнок, который умел считать», «Волк и семеро козлят», «Три орешка для Золушки», «Три богатыря», «Царевна лягушка», «Белоснежка и семь гномов», «Конёк-горбунок», «Три медведя», «Горшочек каши» и еще много других).
  2. В жизни человек встречается с числом три когда считает что-то, смотрит на часы, называет возраст, читает газету (н-р, программу телепередач), говорит о треугольнике, смотрит на светофор, говорит о времени (настоящее, прошедшее и будущее), в русском языке изучает склонение существительных, род частей речи, три месяца в каждом времени года, три яруса растений в зоне лесов (травянистые растения, кустарники и деревья) и т.д.
  3. В сказках бывает три брата, три сестры, три попытки для выполнения задания, три желания выполняет золотая рыбка, три девицы, три медведя, три кровати, три чашки, три богатыря, три дня, три дороги ( прямо пойдешь, налево пойдешь, направо пойдешь), три головы у Змея Горыныча и т.д.

Выявление значения числа 3 в жизни человека

  Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, счастливым числом.

  Число 3 имеет начало, середину и конец.          

  Время люди делят на настоящее, прошедшее и будущее.

  Свое бытие человек разделяет на 3 части: жизнь, смерть и сон.

  Мир делится на 3 царства: земное, подземное и  небесное.

  3 периода жизни человека: молодость, зрелость, старость.

  Трех мерность пространства высота, ширина, длина.

  Три состояние веществ в природе: твёрдоё, жидкое, газообразное.

  С числом 3 связан треугольник, первая геометрическая фигура.

  Изучая русский язык:

  у глагола 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее;

  у имени существительного 3 склонения;

  имена существительные и прилагательные бывают мужского, женского и

  среднего   рода.

  В музыке есть три кита: танец, песня, марш.

  На улицах города можно увидеть светофор с тремя огоньками: красный, желтый,  

  зеленый.

  Легенды тоже не избежали число 3.Например сказание о том, что земля держится на

  трёх китах.

  А приметы? Мы трижды стучим по дереву и трижды плюём через левое плечо.

  И наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от солнца большая

  планета Солнечной системы.

  Поэтому число 3 играло и играет важную роль в жизни людей, это особенное число,

  магическое.

      Число 3 – волшебное, оно используется в сказках, мифах древнего мира.

    Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Мы пришли к выводу, что числительные играют в сказках немаловажную роль и изучение их значения помогает увидеть, почувствовать глубину текста, проникнуть мысль текста.

Теоретическая часть

       Наука о числах – древнейшая наука. У древних народов числам приписывались особые свойства, в них они  видели проявление действия потусторонних сил. Поэтому число 3 –таинственное, загадочное. Чем же оно замечательно? Я  решил это выяснить. Изучил материал. Числа повсеместно присутствуют в нашей жизни. Везде и всюду мы только и делаем, что считаем: когда идем в магазин, на концерт, путешествуем, делаем домашнее задание и многое другое.

      Первобытные люди прожили много лет без всяких знаний о числах. Числа казались им чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя. Но ведь числа существуют реально, все предметы мы можем посчитать. В далекие времена люди считали «один, два, много». Каждый раз за  двойкой  начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два,  много», то после двух было «все». Число 3 обозначало «все». Число 3 считалось в древности  магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (1+2=3).

Вывод:  число три играет важную роль в жизни человека. Об особенностях этого числа написано много разнообразных книг. Поэты посвящают ему стихи, писатели используют в своих произведениях. Мир чисел полон интереснейших тайн, среди них есть и те, что до сих пор не познаны.

Заключение

   Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я

нашёл для себя много нового и интересного. Я ближе познакомился с «волшебной силой» числа три в русских сказках и в жизни человека. Число три в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования. Узнал, что люди из древне поклонялись числу три. В современной жизни до сих пор трижды стучим по дереву и трижды плюём через левое плечо. Это число встречается везде: в магазине, в книгах, в деньгах, во времени, в возрасте и т.д.

Аннотация

     В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал о «волшебной силе» числа 3 в сказках и жизни человека. Число 3 – волшебное, оно используется в сказках, мифах древнего мира. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Мы пришли к выводу, что числительные играют в сказках немаловажную роль и изучение их значения помогает увидеть, почувствовать глубину текста, проникнуть мысль текста.

     При написании исследовательской работы использованы Интернет и энциклопедическая литература для школьников.. Свою работу я проводил в течение этого 2012 года.

Список использованных источников и литературы

  1. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» том 3, стр. 267. Издательство «Педагогика – Пресс», Москва 1997.
  2. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки, стр. 341. Харьков,2006.
  3. http://ru.wikipedia/org/
  4. http://wikak.ru/
  5. http://www.imbf.info/
  6. http://www.i-u/ru/biblio
  7. http://www.krugosvet.ru/
  8. http://www.tspu.tula.ru/

Приложение 1

Анкета

  1. Перечислите названия мультфильмов, кино, книг, в которых есть число 3?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Где человек в жизни встречается с числом 3? Чего бывает 3?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Что в русских сказках бывает связано с числом три?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе с ребёнком сделайте куклу и в жизнь войдёт сказка.

Речевое развитие дошкольников на занятиях театрализованной деятельности....

Программа по здоровому образу жизни " Вместе мы сила"

Как провести неделю по здоровому образу жизни...

СЦЕНКА «СКАЗКА О ТРЁХ СИЛАХ»

Сказка о трех физических силах : сила трения, сила упругости и сила тяжести....

Тема: «Роль природы в жизни человека» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

ЦеЦель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского...

Проект " Главное число в жизни человека"

Нас очень заинтересовала  тема чисел.. Ведь мир чисел очень загадочен и интересен.Актуальность: если бы не было в мире чисел, то мы не смогли  ответить на казалось самые простые вопросы:...