Главные вкладки

    Тема урока: «Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)»
    методическая разработка по чтению на тему

                                

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_s.ya_._marshaka_sila_zhizni.docx32.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературное чтение

    Тема урока: «Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)».

    Тип урока: Открытие нового знания

    Цель урока: Создание условий для знакомства со статьей Самуила Яковлевича Маршака «Сила жизни», формирование умений работать с текстом.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

    Метапредметные (развивающие):

    - Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

    - Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

    - Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

     Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

    Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

    Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

    Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация. 

    Оформление доски:

    Презентация

    План урока:

    Этапы урока

    Регламент (мин)

    1

    Организационный момент

    1

    2

    Мотивация к учебной деятельности

    2

    3

    Актуализация знаний

    2

    4

    Постановка проблемы

    5

    5

    Основная часть

    28

    6

    Рефлексия + подведение итогов

    2

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Формируемые УУД

    Орг. Момент

    - Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок.

    (Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.)

    Личностные: приучение к порядку

    Мотивация к учебной деятельности

    Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

    Познавательные:

    Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

    Коммуникативные:

    Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    Регулятивные:

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

    Предметные:

    Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

    Личностные:

    Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    Актуализация знаний

     Пересказ рассказа М. Пришвина «Изобретатель».

    Постановка проблемы

    - Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

    ...ориц, Б...рто, Д...агунский, Пу...кин, Би..нки, Жит...ов. (Маршак)

    - Если вы правильно выполните задание, то узнаете, с каким именно произведением С. Маршака мы познакомимся.

    - Название произведения состоит из двух слов. Это антонимы слов слабость и смерть. («Сила жизни»)

    - Восстановите пропущенные буквы и вы узнаете имя, отчество и фамилию человека, о котором рассуждает С.Я. Маршак.

    Антиципация гласных.

    М…х…...л М…х…йл…в…ч Пр…шв…н

    - Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с произведением С. Маршака «Сила жизни». Расширить знания о жизни и творчестве М. М. Пришвина. Правильно, выразительно читать произведение, отвечать на вопросы. Учиться любить и беречь природу так, как это делал М.М. Пришвин.)

    - Продолжаем работу над творчеством М. Пришвина. Охарактеризуйте М. Пришвина как человека, как ученого-наблюдателя.

    - Какое же из произведений Пришвина вам понравилось больше и почему?

    - Пришвин - известный писатель, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для её охраны. У Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал в природе для себя что-нибудь новое и умел передавать свои чувства читателям.

    Беседа до чтения

    - Сегодня мы будем работать с рассказом Михаила Михайловича Пришвина

    - Кто знает произведения этого автора?

    Видеозапись

    Статья «Сила жизни»

    -  Как вы думаете о ком эта статья?

    - Какое отношение имеют рассуждения С.Я. Маршака к Пришвину?

    Беседа во время чтения

    - Подтвердились ли ваши предположения?

    – Кем для Маршака был Пришвин в первую очередь? (Мудрым и понятливым художником.)

    – Какой ответ на наш вопрос вы нашли в статье Маршака? («В даровании Пришвина…»)

    - Почему именно С. Маршак написал статью о творчестве Пришвина? (Маршак высоко ценил талант М. Пришвина. М. Пришвин стал писать для детей именно по совету С. Маршака. Ведь С. Маршак объединил вокруг себя талантливых писателей и нацеливал их на детскую литературу)

    - В чём проявилась «сила жизни» писателя? (в любви к природе)

    - Какую форму выражения мысли и чувств нашёл он? (свою «пришвинскую»)

    - Каковы люди в его произведениях? (неповторимые)

    - Определите к каком) жанру относиться это произведение, докажите. («Сила жизни» - критическая статья. Критическая статья это особый жанр, в нём даётся анализ всего творчества писателя или отдельных его произведений).

    Мир природы, жизнь леса и поля, зверей и птиц вошёл в новую детскую литературу со страниц талантливого писателя М. Пришвина.

    - М. Пришвин сказал: «Охранять природу - охранять Родину». Природа - это часть Родины

    - А что значит «охранять»? (наблюдать, любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить, лелеять и т.д.)

    Природа для М. Пришвина была источником творчества.

    Беседа после чтения

    – Почему свою статью о Пришвине Маршак назвал «Сила жизни»?

    – В чём источник этой «силы жизни» Пришвина?

    – За что ценил Маршак книги Пришвина?

    – Прочитайте, как Пришвин понимал слова: «родина», «отечество».

    - Объясните его выражения:

    «весна света» (о необычных светлых мартовских днях)

    «глаза земли» (лесные озёра, отражающие небо) «кладовая солнца» (сама природа)

    - Вставьте пропущенные слова. Объясните смысл высказывания:

    «Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.

    Я стою и расту – я … (растение).

    Я стою, и расту, и хожу – я … (животное).

    Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я … (человек)».

    Рефлексия + подведение итогов

    Активно работали на уроке …

    Красиво и правильно выражали свою мысль …

    Внимательно слушали одноклассников …

    Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

    Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

    Презентация к уроку литературного чтения по теме " Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

    Данная презентация является своеобразным комментарием к уроку. Здесь отражены основные моменты урока. Идёт тесная  связь с прошлым учебным годом.  Презентация служит напоминанием того, что д...

    Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

    Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

    технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

    Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

    Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас» Подраздел: 5.1 Силы и движение. Тема урока: Что такое движение

    Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас»Подраздел: 5.1 Силы и движение.Дата: 2017Класс: 1 «А» КГУ «Гимназия №111»,  г.АлматыУчитель: Буганцева Анна АлексеевнаКоличество п...