Тема урока: «Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)»
методическая разработка по чтению на тему

                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.ya_._marshaka_sila_zhizni.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема урока: «Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)».

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для знакомства со статьей Самуила Яковлевича Маршака «Сила жизни», формирование умений работать с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

 Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация. 

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Организационный момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

5

5

Основная часть

28

6

Рефлексия + подведение итогов

2

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Орг. Момент

- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок.

(Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.)

Личностные: приучение к порядку

Мотивация к учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Предметные:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные:

Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Актуализация знаний

 Пересказ рассказа М. Пришвина «Изобретатель».

Постановка проблемы

- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

...ориц, Б...рто, Д...агунский, Пу...кин, Би..нки, Жит...ов. (Маршак)

- Если вы правильно выполните задание, то узнаете, с каким именно произведением С. Маршака мы познакомимся.

- Название произведения состоит из двух слов. Это антонимы слов слабость и смерть. («Сила жизни»)

- Восстановите пропущенные буквы и вы узнаете имя, отчество и фамилию человека, о котором рассуждает С.Я. Маршак.

Антиципация гласных.

М…х…...л М…х…йл…в…ч Пр…шв…н

- Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с произведением С. Маршака «Сила жизни». Расширить знания о жизни и творчестве М. М. Пришвина. Правильно, выразительно читать произведение, отвечать на вопросы. Учиться любить и беречь природу так, как это делал М.М. Пришвин.)

- Продолжаем работу над творчеством М. Пришвина. Охарактеризуйте М. Пришвина как человека, как ученого-наблюдателя.

- Какое же из произведений Пришвина вам понравилось больше и почему?

- Пришвин - известный писатель, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для её охраны. У Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал в природе для себя что-нибудь новое и умел передавать свои чувства читателям.

Беседа до чтения

- Сегодня мы будем работать с рассказом Михаила Михайловича Пришвина

- Кто знает произведения этого автора?

Видеозапись

Статья «Сила жизни»

-  Как вы думаете о ком эта статья?

- Какое отношение имеют рассуждения С.Я. Маршака к Пришвину?

Беседа во время чтения

- Подтвердились ли ваши предположения?

– Кем для Маршака был Пришвин в первую очередь? (Мудрым и понятливым художником.)

– Какой ответ на наш вопрос вы нашли в статье Маршака? («В даровании Пришвина…»)

- Почему именно С. Маршак написал статью о творчестве Пришвина? (Маршак высоко ценил талант М. Пришвина. М. Пришвин стал писать для детей именно по совету С. Маршака. Ведь С. Маршак объединил вокруг себя талантливых писателей и нацеливал их на детскую литературу)

- В чём проявилась «сила жизни» писателя? (в любви к природе)

- Какую форму выражения мысли и чувств нашёл он? (свою «пришвинскую»)

- Каковы люди в его произведениях? (неповторимые)

- Определите к каком) жанру относиться это произведение, докажите. («Сила жизни» - критическая статья. Критическая статья это особый жанр, в нём даётся анализ всего творчества писателя или отдельных его произведений).

Мир природы, жизнь леса и поля, зверей и птиц вошёл в новую детскую литературу со страниц талантливого писателя М. Пришвина.

- М. Пришвин сказал: «Охранять природу - охранять Родину». Природа - это часть Родины

- А что значит «охранять»? (наблюдать, любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить, лелеять и т.д.)

Природа для М. Пришвина была источником творчества.

Беседа после чтения

– Почему свою статью о Пришвине Маршак назвал «Сила жизни»?

– В чём источник этой «силы жизни» Пришвина?

– За что ценил Маршак книги Пришвина?

– Прочитайте, как Пришвин понимал слова: «родина», «отечество».

- Объясните его выражения:

«весна света» (о необычных светлых мартовских днях)

«глаза земли» (лесные озёра, отражающие небо) «кладовая солнца» (сама природа)

- Вставьте пропущенные слова. Объясните смысл высказывания:

«Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.

Я стою и расту – я … (растение).

Я стою, и расту, и хожу – я … (животное).

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я … (человек)».

Рефлексия + подведение итогов

Активно работали на уроке …

Красиво и правильно выражали свою мысль …

Внимательно слушали одноклассников …

Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Данная презентация является своеобразным комментарием к уроку. Здесь отражены основные моменты урока. Идёт тесная  связь с прошлым учебным годом.  Презентация служит напоминанием того, что д...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас» Подраздел: 5.1 Силы и движение. Тема урока: Что такое движение

Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас»Подраздел: 5.1 Силы и движение.Дата: 2017Класс: 1 «А» КГУ «Гимназия №111»,  г.АлматыУчитель: Буганцева Анна АлексеевнаКоличество п...