Тема урока: «С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор»
методическая разработка по чтению на тему

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._marshak_-_kritik_poet_perevodchik_redaktor.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема урока: «С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор».

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для знакомства новыми направлениями творчества поэта – деятельностью переводчика, редактора Самуила Яковлевича Маршака, формирование умений работать с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

 Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация. 

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Организационный момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

5

5

Основная часть

28

6

Рефлексия + подведение итогов

2

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Орг. Момент

- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок.

(Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.)

Личностные: приучение к порядку

Мотивация к учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Предметные:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные:

Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Актуализация знаний

- Творчеству, какого писателя посвящена статья, которую вы читали дома?

- Прочитайте III абзаца статьи. Как понимаете эти строки?

- Найдите, в чем была сила жизни Пришвина?

- Что поражало Маршака в произведениях Пришвина?

- С кем сравнивал Маршак талант Пришвина?

- Какие черты привлекали Маршака в Пришвине?

- Прочитайте следующий абзац. Объясните, как понимаете эти строчки?

- К какому жанру творчества Маршака можно отнести эту статью? (Критическая)

Постановка проблемы

- Какое из этих понятий – критик, поэт, переводчик, редактор – вам наиболее знакомо? (поэт)

- Кто же такой поэт? (Поэт – писатель, автор стихотворных, поэтических произведений)

- Когда мы впервые встречаемся с Маршаком? (В раннем детстве)

- Какие детские стихи Маршака вы знаете?

- Узнайте, из каких произведений эти строки?

- А что еще, кроме стихов, для детей писал Маршак? (загадки)

- Мы с вами отметили в творчестве Маршака стихи, загадки, пьесы. А что еще писал Маршак? (сказки)

- Какие сказки Маршака вы знаете? (Сказка о глупом мышонке, Сказка про короля и солдата, Старуха, дверь закрой!)

- О какой деятельности Самуила Яковлевича мы узнаем из этого раздела? (О Маршаке – редакторе)

- Расскажите, что вам известно о деятельности Самуила Яковлевича Маршака в должности редактора? Кто работал вместе с ним? Какая атмосфера царила в редакции?

– Какая сторона деятельности Маршака нам менее знакома? (Обсуждение темы урока.)

Беседа до чтения

– Что знаете о самом Маршаке?

– Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 98).

– Какая ещё сторона деятельности Маршака нам хорошо известна? (Маршак-редактор.)

Рассказ о Маршаке-редакторе (по материалам учебника, с. 58–59).

– Где и когда работал?

– Каков был стиль его работы?

– Что говорили о Маршаке-редакторе?

– Как Маршак отбирал будущих детских писателей?

– Кого переводил Маршак?

Беседа во время чтения

Самостоятельное чтение стихов Р. Бёрнса и Р. Киплинга.

– Что объединяет эти стихотворения? (Они о родной земле и новых землях, неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их лирических героях.)

– В чём главное различие? (Совершенно разное настроение.)

Чтение стихотворения Р. Бёрнса.

– Какая строка повторяется? Почему?

– С чем прощается герой стихотворения?

– Какую клятву даёт?

– Что можно вычитать в строках стихотворения о судьбе героя?

Чтение стихотворения Р. Киплинга.

– О чём мечтает герой этого стихотворения?

– Чем привлекает его солнечная Бразилия?

– Что можно вычитать в строках стихотворения о самом герое?

Выразительное чтение стихотворений.

Стихотворение Бёрнса – стихотворение-прощание, клятва, стихотворение Киплинга – стихотворение-мечта.

После чтения можно прослушать с детьми аудиозапись песни «На далёкой Амазонке» (муз. В. Берковского, М. Синельникова) в исполнении Т. и С. Никитиных.

Беседа после чтения

– Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак?

– Какое из прочитанных вами стихотворений адресовано детям? Почему вы так думаете?

– Сколько иностранных языков знал С.Я. Маршак, если известно, что переводил он английские и шотландские народные песни и баллады, Шекспира, Бёрнса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна? (Один английский.)

– Будьте внимательны. Назовите другие иностранные языки, которыми владел Маршак, если переводил Гейне (немецкий), Родари (итальянский), чешскую и латышскую народную поэзию.

– Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика?

Поисковые задания.

– Прослушайте 2 стихотворения в переводе Маршака и определите, какое из них написано Бёрнсом, какое – Киплингом.

Если в стёклах каюты

Зелёная тьма,

И брызги взлетают

До труб,

И встают поминутно

То нос, то корма,

А слуга, разливающий

Суп,

Неожиданно валится

В куб,

Если мальчик с утра

Не одет, не умыт,

И мешком на полу

Его нянька лежит,

А у мамы от боли

Трещит голова,

И никто не смеётся,

Не пьёт и не ест.

Вот тогда вам понятно,

Что значат слова:

Сорок норд,

Пятьдесят вест!

                          (Р. Киплинг)

Был честный фермер мой отец.

Он не имел достатка,

Но от наследников своих

Он требовал порядка.

Учил достоинство хранить,

Хоть нет гроша в карманах.

Страшнее – чести изменить,

Чем быть в отрепьях рваных!

Я в свет пустился без гроша,

Но был беспечный малый.

Богатым быть я не желал,

Великим быть – пожалуй!

Таланта не был я лишён,

И вот решил по мере сил

пробить себе дорожку.

и т.д.

                   (Р. Бёрнс. «Был честный фермер мой отец»)

Рефлексия + подведение итогов

Активно работали на уроке …

Красиво и правильно выражали свою мысль …

Внимательно слушали одноклассников …

Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Маршак - сказочник, поэт, драматург, переводчик"

Урок литературного чтения 4 классТема: С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчикЦели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака.Задачи:Образовательные: способствовать формировани...

1 класс тема: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"

1 класс конспект на тему: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"...

С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.

Цель: • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака.Задачи:• учить обобщать и делать выводы; • развивать умения работать со словарём; • расширять круг...

«Корней Иванович Чуковский - русский писатель, критик, литературовед, переводчик».

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковск...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...