Урок литературного чтения по теме "Маршак - сказочник, поэт, драматург, переводчик"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ильина Ольга Григорьевна

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик

Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;

Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;

Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик

Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;

Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;

Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Ход урока:

1) Организационный этап.

Я книги выбираю с наслажденьем –

На полках, в тишине библиотек,

То радость вдруг охватит, то волненье,

Ведь книга каждая – как будто человек.

Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,

В другой - все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир,

За шагом шаг иду от слова к слову.

- На уроке литературного чтения сегодня мы проведем небольшое исследование.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

Вы узнаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке литературного чтения

1

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

  1. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.                  (Мяч)

  1. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.         (сапоги)

  1. Под Новый год

Пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.            (календарь)

  1. Пучеглазая особа.

Из болота смотрит в оба.

Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,

Вот и все её слова.                 (лягушка)

  1. Мы ходим ночью,

Ходим днем, но никуда мы не уйдем.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас.                    (часы)

  1. Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу.                     (очки)

- А теперь смотрим, что у нас получилось? (фамилия детского писателя Маршак)

- А зовут его? (Самуил Яковлевич)

3) Актуализация знаний.

- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве С.Я. Маршака?

Биография Маршака

Ученик. Сам Маршак так писал о себе: «Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился на постоянное жительство в Петербург».

      Семья, где рос Маршак, была большая и дружная. Отец с матерью работали с утра до вечера и старались детей вырастить образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано  полюбил стихи, четырех лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки. В 12 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация, писал целые поэмы.

Ученица. Маршак учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После  учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы. Большую часть своего творчества Самуил Яковлевич посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы. В 1920 году в городе Краснодаре он создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Ученик. С. Я. Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь – 77 лет, он умер   4 июля 1964 года, работая до последнего дня. Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награжден орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями. Книги Маршака издаются в нашей стране постоянно и очень большими тиражами как на русском , так и на других  языках.

Ученица. Самуил Яковлевич Маршак написал несколько пьес для детей: «Горя бояться – счастья не видать», «Кошкин дом», «Умные вещи». Одна из замечательных пьес-сказок – «Двенадцать месяцев» (1943).

Ученица. О Маршаке. Стихотворение

Учитель: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:

"Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!"

                 Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству.

А вы и являетесь читателями двухтысячного года. Продолжаете читать его произведения.

4) Обобщение и систематизация знаний

Тема урока – это… Самуил Яковлевич Маршак

Нам необходимо доказать, что он был поэтом, сказочников, драматургом, переводчиком.

ПОЭТ

Цитата: Я мыслил, чувствовал, я жил

              И всё, что мог, постиг,

              И этим право заслужил

              На свой бессмертный миг.

Кто такой поэт?

Докажите, что Маршак поэт.

Поэзия – стихотворная художественная речь. Подчинена определенным правилам, в первую очередь рифмой.

Приведите примеры из литературы.

Чтение наизусть стихотворения «Словарь»

СКАЗОЧНИК

Цитата: К чему нам бархат и атлас,

              Светящиеся краски?

              Пусть чувства светятся у нас

              Во время хода сказки!

Докажите, что у Маршака есть сказки.

Почему эти произведения относим к жанру сказка?

Инсценирование первого действия «Сказка про козла»

Физминутка

ДРАМАТУРГ

Цитата: Народу-то! Народу!

               Куда не кинешь взгляд –

               По каждому проходу

               Идёт волна ребят…

              Но вдруг погасли лампы,

               Настала тишина,

               И впереди за рампой

               Раздвинулась стена…

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Проведем работу в группах, закрепим знания об особенностях пьесы, как одного из жанров литературы.

ЗАДАНИЕ № 1.(Каждой группе дается два отрывка из произведений разных жанров.  На одном – отрывок из рассказа, на другом – отрывок из пьесы.) Вам нужно объяснить, чем текст пьесы отличается от текста рассказа или сказки?

1.Пьеса- это произведение, написанное для постановки на сцене, в театре. (Рассказ  написан сплошным текстом, а в пьесе он разбит на роли, построен в виде диалога)

2. Пьеса делится на части: действия, картины.(Пьеса начинается необычно, не так как рассказ. Сначала автор приводит список действующих лиц.)

ЗАДАНИЕ № 2. ( Продолжим разговор об особенностях пьесы. Объясните значение слов РЕМАРКИ, РЕПЛИКИ)

1.Ремарки-это авторские указания, пояснения которыми драматург сопровождает ход действия в пьесе.(ПРИМЕР)

2.Реплики- это ответ, замечания на слова собеседника, высказывание в ответ на слова другого персонажа.(ПРИМЕР)

ЗАДАНИЕ № 3.(Объясните, что такое  МОНОЛОГ и ДИАЛОГ, приведите примеры из пьесы)

1.Монолог- речь одного из литературных героев. Сам герой говорит о своих мыслях, чувствах.

2.Диалог- это разговор двух или более лиц. Он передает развитие событий, мысли и поступки героев.

ПЕРЕВОДЧИК

Цитата: Пускай поэт, покинув старый дом,

              Заговорит на языке другом,

              В другие дни, в другом краю планеты.

- Маршак жил за границей, в Англии, он знал язык и изучал творчество тех стран, в которых побывал. Он переводил стихи из английской, чешской, шотландской поэзии.

Чтение стихотворения Роберта Бёрнса «В горах моё сердце»

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест по творчеству Маршака

Определить жанр произведений

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:                                                         стихотворение

- Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поёшь!

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -                                                               сказка

Оказалось, это брюки.

ЗЛОЙ ДЕД. Зачем ты здесь, гороховый стручок?

ДОБРЫЙ ДЕД. А ты зачем здесь, еловая шишка?

ЗЛОЙ. Как - зачем? Я хочу показать детям страшную сказку.

ДОБРЫЙ. А тебе не жаль детей? Ведь они маленькие –                  рассказ

испугаются, плакать будут!

ЗЛОЙ. Пусть поплачут, мне какое дело!

ДОБРЫЙ. Какую же сказку ты им покажешь?

На севере северной нашей земли,

За мшистою тундрой Сибири,                                              пьеса

От самых далеких селений вдали

Есть остров, неведомый в мире.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Лесенка успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "С. Козлов - сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова "В небе туча хмурится..."

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "С. Козлов - сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова "В небе туча хмурится..." Слайды с изображением портрета писателя, книг С.Козлова, стихотвор...

Урок литературного чтения: «Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова».

На уроке дети знакомятся с произведениями С.Г. Козлова.Сказки Козлова вселяют в детей веру в добро,  умение видеть и ценить красоту, самостоятельность, трудолюбие....

Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты"

Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты" ....

Презентация для уроков литературного чтения "Детские писатели и поэты" (часть 3).

Презентация для уроков литературного чтения содержит иллюстративный материал и рекомендательные списки произведений авторов, изучаемых в начальных классах....

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Урок литературного чтения "Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками", 4 класс

Обнаружение необычного авторского взгляда на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта; чуткого, бережного отношения авторов к природе....