Дорога добра
рабочая программа (3 класс) на тему

Харисова Зилина Исламгалиевна

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укорененный в духовных и культурных  традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.

Цель программы: создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
  • познакомить с  правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_dobra.docx65.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укорененный в духовных и культурных  традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.

Цель программы: создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
  • познакомить с  правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Формы и режим занятий:

Внеурочная программа «Дорогою добра» рассчитана на 66 ч. в первом классе; по 70 ч во 2-4 классах: с 1 по 4 - 2 часа занятий в неделю. Общее количество часов — 267 ч.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).

Организация работы в основном – коллективная,  индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), повышение роли институтов гражданского общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов -   усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, приобретение опыта совместной деятельности; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Результат освоения программы: у младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали  как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе  представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев  семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Формами подведения итогов будет проведение итоговых мероприятий по каждому разделу.


Календарно-тематический план

1 класс – 66 часов

п/п

Раздел, тема, краткое содержание занятия

Кол-во час.

Организационная форма занятия

Планируемый результат

Срок

I раздел. Я и школа

1

Тема: «Первый раз в первый класс».

Учащиеся с помощью учителя формулируют правила поведения в школе. Проигрывают проблемные ситуации и анализируют.

Игры на сплочение и на знакомство.

2

Урок - игра

Узнают правила поведения в школе. Применение полученных знаний в проблемных ситуациях.

2

Тема: «Моя школа»

Учитель проводит экскурсию по школе, знакомит с директором, с помещениями школы,

Выбор актива класса, распределение обязанностей.

3

Экскурсия

Познакомятся с особенностями расположения основных структурных подразделений школы

3

Тема: Веди себя правильно! (Итоговое занятие)

Оформление собственной выставки рисунков «Правило поведение в столовой, в гардеробе, на перемене, на уроке. Защита собственных идей изображенных на рисунке.

3

Проект

Реализация проекта, применение полученных знаний на собственный опыт.

II раздел. Я и моя Родина

4

Тема: Моя Родина

Раскрывают главные вопросы:

Что такое Родина?

Анализируют пословицы (Родная земля в горести мила; Всякому мила своя сторона; Одна у человека родная мать, одна и Родина; Родина начинается с семьи; Родная сторона - мать, а чужая – мачеха;

2

Презентация, беседа, дискуссия

5

Тема: «Мы рядом!» (проводится 1 октября)

Проведение акции для пожилых людей.

4

Прогулка, акция

Формируется уважительное отношение к пожилым людям.

6

Тема: Россия – Родина моя.

Знакомство с символами государства – герб, флаг, гимн России.

2

Беседа, конкурс рисунков

Знакомятся с символикой государства.

7

Тема: родной край – частица России

Знакомство с флагом и гербом Татарстана.

Достопримечательности нашей республики.

2

Виртуальная экскурсия

Знакомятся с гербом и флагом Татарстана, с её достопримечательностями.

8

Тема: Мой родной край. Достопримечательности родного района.

2

Виртуальная экскурсия

Знакомятся с достопримечательностью и историей родного края

9

Тема: Моя родная деревня

Создание собственной выставки из рисунков («Наше село детскими глазами»).

2

Выставка рисунков

Создают собственную выставку и анализируют ее, рассказывают что на них изображено

III раздел. Я и моя семья

10

Тема: Мама, папа, я – дружная семья

Отправляемся в поход вместе с родителями.

4

Поход, игра

Приобщение родителей к досугу учащихся.

11

Тема: Моя родословная

Создание собственной родословной, приобщить к деятельности родителей.

Рассказать о своей родословной.

4

проект

Познакомятся с историей и жизнью своей семьи.

IV раздел. Давайте жить дружно!

12

Тема: В начале было слово…

Драгоценный дар словаСлово,

 как ценность.

Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.

Анализ и значение пословиц и поговорок (От слова спасение, от слова и погибель; словом комара не убьешь; Дал слово — держи; Слово — не воробей, вылетело — не поймаешь и т.д.)

2

Презентация, дискуссия

Формирование знаний о слове, о его ценности и значении.

13

Тема: Доброе слово

Поиск и создание собственной копилки добрых слов. Значение добрых слов.

Проигрывание проблемных ситуаций и выход из них.

2

Практическое занятие, дискуссия

Знакомство с добрыми словами и их применением. Формирование собственного опыта применение добрых слов.

14

Тема: Добро и зло (разбор литературных произведений)

Анализ положительных и отрицательных персонажей.

2

Практическое занятие

Формирование знаний и собственной точки зрения о добре и зле.

15

Тема: что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Выявление что такое «хорошо» и «плохо» на примере литературных произведений.

2

Практическое занятие

Формирование собственного мнения о данных понятиях.

16

Тема: Что значит дружить?

Что такое дружба? Есть ли у тебя настоящий друг?

Составляют рассказ о своем друге и иллюстрацию.

Проведение игры на сплочение.

Просит вспомнить в каких произведениях рассказывается о настоящей дружбе и по каким признакам это видно.

2

Дискуссия, беседа,

практическое занятие.

Формирование знаний о  настоящей дружбе. Анализ собственной дружбы

17

Тема: Взаимопонимание

Что это? На чем основано взаимопонимание? Как оно влияет на отношение людей? Есть ли у вас в семье, в классе, с друзьями взаимопонимание?

2

Презентация, диалог

Узнают, что такое взаимопонимание

18

Тема: Что такое милосердие?

Формулировка понятия.

Решение педагогических ситуаций в игре.

В каких произведениях прослеживалось милосердие?

4

Диалог, практическое занятие

Узнают, что такое милосердие.

19

Тема: День Защитника Отечества.

Знакомство с историей праздника

Обучающиеся готовят рассказ о своих папах, подарки.

Проведения праздника для пап.

4

Практическое занятие, праздник

Формирование нравственных качеств.

20

Тема: Масленица

Знакомятся с историей праздника и традициями.

Учувствуют в празднике посвященный Масленице.

4

Практическое занятие, праздник

Узнают о традициях праздника;

Формулируют знание о базовых ценностях.

V раздел. Никто не забыт, ничто не забыто

21

Тема: Наши герои

Обучающиеся рассказывают о своих дедах, бабушках учувствовавших в Великой Отечественной войне.

Создание уголка « Наши герои»

4

Практическое занятие, рассказ

Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни.

22

Создание открытки для ветеранов, поход в гости к ветерану.

4

Практическое занятие, беседа.

Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни.

23

Тема: Здравствуй, лето!

Знакомство с правилами поведения на летних каникулах.

4

Практическое занятие

Приобщение к культуре.

Всего

66 ч

2 класс – 70 часов

№ п/п

Раздел, тема, краткое содержание занятия

Кол-во час

Организационная форма занятия

Планируемый результат

Срок

I раздел. Я и мой окружающий мир

1

Тема: Мы одноклассники

Проведение игры на сплочение

Составление уголка класса

2

Игра, практическая деятельность

Осознание себя частью коллектива, общества.

2

Игра: Я, ты, мы.

2

Игра

3

Тема: Как вести себя на улице и дома?

Составление правил поведения

2

Дискуссия, беседа, практическая деятельность

Формирование правил поведения

4

Тема: Как я веду себя в обществе?

Знакомство с правилами поведения в обществе.

экскурсия в библиотеку

2

Экскурсия

Освоение правил поведения

Посещение библиотеки, применение полученных знаний на опыте.

5

Тема: Мастерская художника

2

Экскурсия

Посещение кабинета ИЗО. Применения полученных ранние знаний о правилах поведения в обществе на практике

6

Тема: «Посмотрите в глаза старикам» (к дню пожилого человека)

Создание подарков для пожилых людей;

Праздник для бабушек и дедушек;

Конкурс стихотворений;

4

Праздник

Воспитание уважительного отношения к пожилым людям.

7

Тема: «Чистый двор»

Уборка пришкольного участка

2

Практическая деятельность

Получение опыта общественного действия

8

Тема: Наша гордость

Беседа о жизни и творчестве писателей своего края, об их произведениях.

Чтение по выбору одного из произведений и его анализ.

2

Практическая деятельность, рассказ

Знакомство с писателями своего края, их жизнью и творчеством.

Воспитание уважения к труду других людей

9

Тема: Наша гордость

Мой край родной.

2

Экскурсия

10

Тема: Наша гордость

Беседа о жизни и творчестве Ф.Давлетбаева;

Чтение по выбору одного из его произведений, анализ

2

Практическая деятельность

11

Тема: Наша гордость

Музей в Актаныше

2

Виртуальная экскурсия

12

Создание уголка посвященного творчеству писателей. Создание рисунков по прочитанным произведениям.

3

Практическая деятельность

II раздел. Уроки нравственности

13

Тема: «Ежели вы вежливы».

Что такое вежливость?

Вежливы ли вы?

Проигрывание педагогических ситуация.

2

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Усвоение знаний о вежливости

14

Тема: Добрые и не добрые дела.

Что такое добрые и не добрые дела? Как отличить?

Рассказывают о своих добрых делах, которые они совершили.

2

Рассказ, презентация

Усвоение знаний о разнице между добрыми и не добрыми поступками.

15

Тема: Уважение и терпимость

Применение на собственный опыт в педагогической ситуации. Приводят примеры из собственной жизни

2

Практическая деятельность

Усвоение знаний о уважении и терпимости

16

Тема: Правда и ложь

Что такое правда? Что такое ложь?

Приведение примеров из литературных произведений и из жизни.

Разбор ситуаций

3

Диалог, практическая деятельность

Усвоение знаний о правде и лжи.

III раздел. Маленькие россияне

17

Игровая программа «Хочу на папу быть похожим».

3

Игра

Усвоение портрета настоящего мужчины.

18

Праздник посвященный 23 февраля для пап, дедушек.

2

Праздник

Поздравление пап, дедушек, мальчиков.

Сформированы знания о праздниках.

19

Тема: Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли

3

Практическая деятельность

Осознание проблемы загрязнения окружающей среды.

20

Праздничный вечер к 8 Марта «На завалинке».

2

Праздник

Поздравление мам,  бабушек, девочек с праздником. Сформированы знания о праздниках.

21

Тема: Смелость. Мужество. Храбрость.

Анализ литературных героев

3

Проект

Узнают что такое мужество, смелость, храбрость на примере литературных героев.

22

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

4

Презентация, просмотр видеофильмов

Узнают, что такое мужество на чужом примере.

23

Тема: «Кто такой герой?»

Что такое героизм? Как он проявляется?

3

Диалог

Формирование знаний о героизме

24

Тема: Мы помним, мы гордимся

Защита проектов « Война в моей Семье»

4

Проект

Защищают собственные  проекты

25

Встреча с ветеранами

2

Рассказ. беседа

Сформируется уважительное отношение к старшим, их труду и подвигам. Получат опыт общения со старшими.

26

Конкурс рисунков «Ради мира на земле»

2

Практическая деятельность

Создание собственной выставки. Формируются нравственные качества

27

«Мир человеческих отношений»

2

Викторина, беседа

Научатся применять полученные ранее знания на практике.

28

Правила поведения в театре

2

Рассказ, беседа

Закрепляются полученные ранее знания о правилах поведения в общественных местах.

29

Тема: «Мама, папа, я – дружная семья»

Поход на экскурсию.

2

Практическое занятие

Научится примерять на себе роли актеров, сопереживать внутреннему диалогу с героями.

Всего

70 ч

3 класс – 70 часов

№ п/п

Раздел, тема, краткое содержание занятия

Кол-во час

Организационная форма занятия

Планируемый результат

Срок

I раздел. Волшебные страницы

1

«Знания, полученные сегодня, будут востребованы в жизни»

2

Беседа, презентация

Узнают об актуальности получения знаний.

2

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Чему они вас научили?

2

Рассказ

Учитель узнает, что нового усвоили обучающиеся за лето.

Учащиеся научатся делиться своими впечатлениями.

3

Конкурс рисунков по  прочитанным книгам.

2

Практическое занятие

II раздел. Уроки вежливости

4

Тема: справедливость

Что такое справедливость?

Игра «Суд над литературным героем»

2

Беседа, игра, диалог

Узнают, что такое справедливость.

5

Тема: самоуважение

Что такое самоуважение?

Разбирают ситуации.

Есть ли у вас самоуважение и как оно проявляется?

2

Диалог, практическое занятие

Узнают, что такое самоуважение.

6

Тема: совесть

Что такое совесть?

Анализируют рассказ Носова «Огурцы».

2

Диалог, рассказ.

Узнают, что такое совесть

7

Тема: Честность

Что  такое честность?

Есть ли у вас это качество?

Как понять честен ли человек?

Создание педагогических ситуаций.

2

Практическое занятие, дискуссия

Сформируют портрет честного человека.

8

Тема: Привязанность. Преданность.

Что такое привязанность?

Что такое преданность?

В чем различие?

Решение проблемных ситуаций

2

Практическое занятие

Узнают, что такое привязанность и преданности, их различия.

9

Тема: прощение

Читают притчу «Прощение»

2

Практическое занятие

Узнают о человеческом чувстве – прощение.

10

Тема: ответственность

Что такое ответственность.

Анализируют фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

2

Практическое занятие

Формируют знание об ответственности. Закрепляют полученные ранее знания о правилах поведения в общественных местах.

11

Экскурсия на козью ферму в село Татарские Суксы

4

Экскурсия

12

Тема: Мои четвероногие друзья

Рассказывают о своих домашних животных, создают выставку рисунков.

4

Практическое занятие

13

Тема: Эгоизм

Что такое эгоизм?

Как он проявляется?

В каких литературных произведениях вы замечали проявления эгоизма?

Придумывают ситуации, где проявляется эгоизм и анализируют решение данной ситуации.

2

Практическое занятие, диалог.

Узнают, что такое эгоизм и как не сформировать его у себя.

14

Тема: душа

Что такое душа?

Кто такой бездушный человек?

  • Анализ пословиц и поговорок (Душа дороже ковша; Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа; Плоха рожа, да душа гожа.

3

Практическое занятие, групповая работа

Формируют знание о душе.

15

Тема: Учимся вежливости

Что такое вежливость?

Подготовка к балу литературных героев.

Узнают что такое бал, как он организовывался в прошлые века, какой этикет существовал.

Бал литературных героев.

6

Праздник

Формируют знание о вежливости, этикете,  о традициях бала. Перевоплощаются в сказочных персонажей.

16

Тема: Грубость

Что такое грубость?

Анализ и чтение притчи «Грубость»

2

Практическое занятие

Формирование знаний о грубости, воспитание нравственных норм.

17

Тема: Доброжелательность

Что такое доброжелательность, как она проявляется?

Чтение и анализ притчи «Доброжелательность»

2

Дискуссия, практическое занятие

Узнают, что такое доброжелательность.

18

Тема: Внимание: конфликт!

Что такое конфликт?

Виды конфликтов

К чему могут привести конфликты?

Проигрывание и решение проблемных ситуаций.

3

Практическое занятие

Узнают стратегию поведения при конфликтах.

Способствовать воспитанию дружелюбия, внимания к окружающим, терпимости к чужим недостаткам.

19

Конфликты. Разрешение конфликтов

3

Практическое занятие

20

Тема: Привычки

Что такое привычки?

Какие бывают привычки?

Какие хорошие, какие плохие?

Разрабатывают с помощью учителя рекомендации по борьбе с плохими привычками

2

Практическое занятие

Формирование знаний о привычках и как их формировать.

21

Создание подарка для ветерана

4

Практическое занятие

Формирование уважительного отношения к старшим.

22

Посещение ветеранов, поздравление.

4

Беседа, прогулка

22

Тема: Поклон тебе, солдат России.

Конкурс песен

4

Концерт

III раздел. Моя малая Родина

23

Защита проектов о достопримечательностях республики Татарстан, района, деревни

4

Проект, презентация, виртуальная экскурсия

Защита проектов

24

Посещение библиотеки школы, деревни.

3

Экскурсия

Знакомство с историей деревни.

Всего

70 ч.

4 класс – 70 часов

п/п

Раздел, тема, краткое содержание занятия

Кол-во час

Организационная форма занятия

Планируемый результат

Срок

I раздел. Познай себя

1

Тема: Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

2

Дискуссия, беседа, рассказ

Учащиеся получат знание о внешнем виде, чем отличаются люди друг от друга, личной гигиене.

2

Тема: Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

2

Дискуссия, беседа

Осознают необходимость человека в общении

3

Тема: Что такое этика и этикет.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

3

Беседа, рассказ, игра

Знакомятся с этикой и этикетом.

4

Тема: Правила знакомства, представления  и обращения.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

3

Практическое занятие

Формируются знания о правилах знакомства, представления, обращения.

5

Тема: Правила приветствия и прощания.

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

3

Практическое занятие

Формирование знаний о правилах приветствия и прощания.

6

Тема: Правила извинения и просьбы.

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

3

Практическое занятие

Формирование знаний о правилах извинения и просьбы

7

Тема: Правила благодарности и отказа.

Знакомство с правилами благодарности и отказа.

Моделирование ситуации.

3

Практическое занятие

Формирование знаний о правилах благодарности и отказа.

II раздел. Культура поведения

8

Тема: Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам?

Помощь и забота по отношению к маленьким.

2

Практическое занятие, беседа

Получат знания о том, как нужно относится к малышам (братьям, сестрам, первоклашкам и т.д.)

9

Тема: Правила поведения с гостями, в гостях. Приглашение гостей.

Знакомство с правилами поведения в гостях.

Разыгрывание ситуации «Мы в гостях»

3

Практическое занятие, дискуссия.

Получат знания о правилах поведения с гостями и в гостях.

10

Тема: Искусство делать подарки.

Как правильно выбрать и дарить подарки.

Моделирование ситуации.

2

Практическое занятие

Формирование знаний о правильном выборе подарка для мамы, папы, друга и т.д.

11

 Мастер – класс «Красота спасет мир»

4

Практическое занятие, экскурсия

Приобщение к культурной стороне общества.

12

Тема: Как правильно разговаривать по телефону?

Понятие «Тактичность».

Знакомство с правилами поведения по телефону.

Ролевая игра: « Мы говорим по телефону».

3

Рассказ, игра.

Формирование знаний о правилах поведения по телефону.

13

Тема: Правило поведение в общественном транспорте.

Ролевая игра «В трамвае»

2

Игра

Формирование знаний о правилах поведения в общественном транспорте.

III раздел. В мире добра

14

Тема: жадность и щедрость.

Анализ понятий.

Чтение и анализ притчи « Жадность, дай большую кастрюлю!»

3

Практическое занятие

Сформируют знания о жадности и щедрости

15

Тема: аккуратность

2

беседа

Формирование знаний об аккуратности

16

Тема: Жестокость и сочувствие

Знакомство и разбор понятий.

Моделирование ситуаций.

Показ фрагментов виде « Теракт в школе Беслана»; Видео - ролики с Великой Отечественной войны.

4

Практическое занятие

Получение знаний и опыта о жестокости и сочувствии.

17

Тема: Обида. Месть. Зависть.

Разбор и анализ понятий.

Как они влияют на человека? Портят ли его душу?

Чтение и анализ притч.

2

Практическое занятие, беседа, диалог

Узнают что такое обида, месть, зависть, чем они опасны.

18

Тема: от конфликта к войне.

Что такое конфликт?

Смотрят видео ролик «Война глазами детей», анализируют.

Проигрывают ситуацию «Начало ВО войны» (Как можно было разрешить конфликт?)

4

Практическое занятие

Узнают к чему могут привести конфликты.

19

Музеи военной техники, знакомство с военной техникой

2

Виртуальная экскурсия

Знают достопримечательности и особенности родного края.

20

Посещение и поздравление ветерана

2

Беседа

Формируется уважительное отношение к старшим и их труду.

21

Создание этического кодекса класса

4

Практическое занятие, групповой проект

Создают и принимают этический кодекс класса

22

Создание собственной «Энциклопедии чувств»

6

Групповой проект

Создание проекта, обобщение опыта изучения программы за 3 года обучения.

23

Что мы узнали и чему научились?

Заочное путешествие по школе вежливых наук.

2

Викторина

Повторение изученного ранее материала.

24

Поход по родной деревне

4

Практическое занятие

Приобщение к культурной жизни общества, поддержание традиций прошлых лет.

Всего

70 ч.

Содержание программы

1 класс:

  • Я и моя школа – Рассмотрение правил поведения в классе и школе. Помощь в адаптации к школе, знакомство с ней;
  • Я и моя Родина – Воспитание любви к Родине. Получение первоначальных знаний о ней, о ее достопримечательностях и людях;
  • Я и моя семья – воспитание гордости за свою семью, составление родословной;
  • Давайте жить дружно! – формирование знаний о добре и зле, о дружбе, взаимопонимании, милосердии; Приобщение к традиционным праздникам.
  • Никто не забыт, ничто не забыто! - сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни.

2 класс:

  • Я и мой окружающий мир – формирование представлений о месте человека в обществе.  Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, знаменитых людей.
  • Уроки нравственности - формирование навыков общения и  культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
  • Мы –маленькие Россияне – Приобщение к истории и жизни общества, приобретение собственного опыта общественных действий.

3 класс:

  • Волшебные страницы -  расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике; обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
  • Уроки вежливости - развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.

Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.

  • Моя малая Родина – приобщение к культуре и истории своей Родине;

4 класс:

  • Познай себя - исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка нравственной задачи перед собой; Попытка определения детьми собственного смысла жизни; Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.
  • Культура поведения - проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи. Этикет. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
  • В мире добра - Определение понятий «добро» и «зло»; жадность и щедрость; обида, месть, зависть; создание этического кодекса класса; создание «Энциклопедии чувств».

Методическое  обеспечение.

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015 год,5-е издание, ISBN: 9785433501157;
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009
  5. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  6. Н.Н. Носов. «Большая книга рассказов», Издательство: Махаон, 2015 г., ISBN: 978-5-389-01904-1
  7. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  8. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  9. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2013, ISBN: 978-5-86776-026-7;
  10. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

Приложение

Притча «Прощение»

Однажды старец вел разговор со своим учеником - солдатом, наставляя его на верный и истинный путь мудреца. Говорили на этот раз они о важном для человека умении – смирять гнев в сердце своем, не позволяя опускаться до низшего - до мести другому человеку. Внимательно выслушав старца, солдату пришлось признаться, что он не смог ещё ни разу простить своему врагу то горе, которое тот причинил ему:
- Есть у меня один враг, - сказал ученик, - и в глубине души своей, я хотел бы его простить, видит Бог... Я очень старался, но вырвать жало гнева из моего сердца я не могу никак.
- Я знаю, как помочь тебе, Солдат, - сказал старик, доставая из-под печи треснувший глиняный кувшин, - возьми в руки этот кувшин и сделай с ним то, что ты хочешь сделать с врагом своим.
Солдат взял в руки старый кувшин, неуверенно оглядел его, повертел его в руках, но так и не решился разбить его. Тогда мудрый учитель сказал:
- Этот глиняный кувшин – всего лишь вещь, это ведь не человек, так что не бойся поступить с ним сейчас именно так, как тебе хотелось бы поступить со своим злейшим врагом.
Солдат поднял кувшин высоко над головой и со всей силой, со всей яростью швырнул его об пол - кувшин разлетелся на мелкие черепки.
Старец посмотрел на пол, усеянный осколками разбитого сосуда, и сказал:
- Смотри же, что получилось, солдат: разбив кувшин, ты не избавился от него, а лишь превратил во множество осколков, о которые даже ты сам или твое окружение могут порезать ноги. Последуй моему совету: каждый раз, не находя сил уничтожить гнев в своём сердце, вспомни об этих осколках и об их количестве, а еще лучше - старайся делать всё для того, чтобы не допускать появления трещин там, где их не должно быть.

Притча «Сон про энциклопедию чувств»

-«Распишитесь за бандероль» - сказал почтальон, подлетев к моему раскрытому окну. Едва я дотронулся до протянутой мне квитанции, как моя подпись засияла синим цветом в положенном месте.

-«Спасибо» - сказал мне почтальон и растворился. На моём подоконнике лежала коробка, перевязанная золотистой лентой.

В коробке я обнаружил толстую книгу, на которой, переливаясь всеми цветами радуги сверкало название «Всеобщая энциклопедия чувств».

Книга пахла типографской краской, мне тут же захотелось перелистать её страницы. На полях моё внимание привлекли маленькие серые точки, которые мерцали странным светом. Я нажал на одну из мерцавших кнопок…

В одно мгновение всё поменялось в моей жизни. Я отшвырнул книгу! Тяжёлыми шагами мерил я комнату, меня переполняло раздражение. Как мне надоел этот тип, которого я называю своим другом! Как он отравляет мне мою жизнь своими поступками, взглядами, словами. Как мне захотелось показать ему, что все его поступки и слова меня раздражают! Странно только, что я не могу вспомнить его имя и то, как он выглядит. Мне под руку опять попалась энциклопедия, я открыл её на первой же попавшейся странице, зелёная кнопка мигнула, я нажал на неё, совсем об этом не думая. И вдруг во мне всё изменилось! Я увидел лицо человека, о котором совсем недавно думал с раздражением и злостью. А ведь он и не так уж неправ,

мой друг, о котором я думал так плохо! Он ведь беспокоится обо мне, желает мне добра, страдает оттого,

что я не всегда поступаю верно. Он хочет мне помочь, он ведь так часто поддерживал меня. Значит, это я не прав! Я должен извиниться перед ним, какими бы трудными для меня не были слова прощения. Прости, мой друг! Не держи на меня зла! Как здорово, что ты у меня есть!

Я захлопнул книгу под названием «Всеобщая энциклопедия чувств» и почувствовал облегчение. Мне стало интересно и весело жить. Я побежал к телефону и набрал давно знакомый мне номер…

Я проснулся…

Притча о грубости

В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Притча о доброжелательности

   Владелец бакалейной лавки был сильно расстроен: словно нарочно, как раз напротив через улицу открылся огромный супермаркет, а значит, бизнесу конец. Из поколения в поколение лавка была скромным, но верным источником дохода, и грозящее ей неминуемое банкротство будет настоящей катастрофой не только для нынешнего ее владельца, но и для всей его семьи. 
   Мастер сказал ему: 
   - Если ты боишься конкурента, то его возненавидишь. 
   - Ненависть и станет твоей погибелью. 
   - Что же мне делать? - спросил совсем потерявший голову торговец. 
   - Каждое утро становись перед своей лавкой и благословляй ее, желай ей всяческого процветания. Затем поворачивайся лицом к супермаркету и делай то же самое. 
   - Что? Благословлять врага, который меня разорит? 
   - Любое благословение в его адрес вернется к тебе добром. Любое пожелание зла погубит тебя. 
   Полгода спустя бакалейщик вновь пришел к Мастеру и сообщил - случилось то, чего он боялся: лавку пришлось закрыть. Только теперь он - управляющий супермаркета, и дела идут лучше, чем когда либо.

Источник: Энтони де Мелло 'Одна минута мудрости'

Жадность, дай большую кастрюлю!

Печать

Начало формы

- Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю!

- Не дам, самой мало!

- Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше!

- И поменьше не дам!

- Жадность, а жадность, дай тогда самую маленькую!

- Сказала, не дам, значит, не дам!

- Ну, не хочешь, как хочешь! На тебе тогда пирожок!

- Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!

- Так я и хотела тебе побольше дать. А ты не дала кастрюлю!

Так жадность сама себя и наказала!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Притчи про обиды

Притча первая.

 Однажды ученик спросил учителя:

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и холщовый мешок.

- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми одну картофелину. Напиши на ней имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи ее в мешок.

- И это всё? — недоумённо спросил ученик.

- Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Мешок ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его было очень неудобно всегда носить с собой. К тому же тот картофель, который он положил в самом начале, стал портиться. Некоторые клубни проросли, некоторые зацвели и стали издавать неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, мешок слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

- То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, характер рождает пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться, или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Притча вторая.

Два монаха встретились через несколько лет после выхода из тюрьмы, где их пытали и мучали надзиратели.

- Ты простил их? – спросил первый монах.

- Я никогда не прощу их! Никогда в жизни! – воскликнул второй.

- Стало быть, они все еще держат тебя в заключении? – подвел итоги первый.

***

Не держите обид, умейте прощать. Не можете прощать – игнорируйте. И  будете счастливы.

С пожеланиями вам мудрости,

Интернет-журнал «Фортуна-план»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога добра

Минусовка и текст песни...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

"Дорогою добра"

Урок литературного чтения...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"

С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...