Урок математики в логики системно-деятельностного подхода
статья на тему

Исаева Оксана Васильевна

Урок математики в логики системно-деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в логики системно - деятельностного подхода.

        Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

        Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

        Системно – деятельностный подход  определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).    

        Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

        Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Тема урока "Площадь фигуры".

Тип урока: Изучение нового материала.

Целевые установки урока(планируемые результаты)

Предметные:

  • Усвоение нового понятия "площадь фигуры", ее символа;
  • Овладение способами сравнивания площадей.

Метапредметные:

-Регулятивные

  • Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Корректировать свою деятельность;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценивания и определения степени успешности своей работы и работы других;
  • Прогнозировать содержание урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт.

-Познавательные

  • Составлять план решения действий на уроке;
  • Ориентироваться в учебнике, словаре;
  • Сопоставлять разные точки зрения из разных источников информации по теме.

-Коммуникативные

  • Уметь высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстом учебного пособия;
  • Воспринимать и понимать речь других.

Личностные:

  • Эмоционально- личностная оценка - умение эмоционально откликаться на содержание учебного материала.

Формы контроля:

- фронтальный,

- самоконтроль,

- взаимоконтроль,

- индивидуальный.

На данном уроке соблюдены все этапы урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
  3. Выявление места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  8. Включение в систему знаний и повторение
  9. Рефлексия учебной деятельности.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(1 - 2 минуты)

Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность("хочу"), выделения содержательной области ("могу").

        Урок начинается с девиза "Учись открывать!". Дети читают его хором, приветствуют друг друга хлопками в ладони. На данном уроке все учащиеся становятся ученными. Этот этап настраивает детей на работу на уроке, подготавливает к открытию нового.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

(5 минут)

Этап предполагает создания мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действия, тренировку соответствующих мыслительных операций, создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. Используется объяснительно - иллюстративный метод.

На доске изображены геометрические фигуры: круги, треугольники, четырехугольники, квадрат, прямоугольник.

Детям предлагается назвать фигуры и рассказать о них все, что они знают. Находят самую большую фигуру и самую маленькую.

Задается вопрос: "Когда мы говорили о величине фигуры, что мы сравнивали, как вы думаете?"(Площадь).

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

(3 минуты)

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение, определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого типа.

Дети работают с разными источниками в поисках определения "площадь". В результате чего выясняют, что слово "площадь" многозначное, и рассматривать ее мы будем как численную характеристику фигуры, показывающую размер этой фигуры.

На этом этапе определяют тему урока (Площадь фигуры. Способы сравнения площадей).

4. Построение проекта выхода из затруднения

(открытие детьми нового знания) + 5. Реализация построенного проекта

        Этап 4 предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели.

        Используется частично -поисковый, проблемный методы.

        Этап 5 предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

        Ребята приходят к выводу, что меньшую и большую площади фигур они определили на глаз. А это и есть первый способ сравнения площадей.

        Было предложено задание определить площади геометрических солнышек на глаз (площади кругов  красного и черного цвета). В результате чего мнения разделились и пришли к выводу, что не всегда можно верить глазам, значит есть еще один способ сравнения площадей. (Дети должны догадаться, что круги можно наложить друг на друга).

        Предлагается еще одно задание:

На доске расположены различные фигуры А, Б, В, Г.

Вопрос: Можно ли площадь фигуры под буквой Б сравнить с площадью фигуры под буквой В наложением одной фигуры на другую?

Учащиеся пробуют, но у них ничего не получается.

- Что можно сделать с фигурами?

Если дети затрудняются, то можно дать подсказку: закрасить клеточку в фигуре и посчитать количество клеточек.

В результате дети формулируют 3 способ сравнения площадей.

На данном этапе вспоминаем девиз нашего урока: "Учись открывать!"     

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5 минут).

Этот этап предполагает усвоение детьми новых способов действий при решении типовых задач с их проговаривание во внешней речи (фронтально, в парах или подгруппах).

        Даются задания на сравнение площадей фигур различными способами.

Например: На парте лежат 2 фигуры (круг, квадрат). Сравните их и запишите результаты. Сравните площадь учебника и площадь альбомного листа.

 Предлагается выполнить задание из рабочей тетради.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 минут)

Предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Используется практический метод.

Даются задания на сравнения двух фигур различными способами. Дети работают в парах. Проговаривают каждое выполненное действие, результаты записывают в тетради. Позже на доске записываются верные ответы, дети сверяют, правильно ли они выполнили задание и самостоятельно оценивают, используя "+" или "-".

8. Включение в систему знаний и повторение.

(7 - 8 минут).

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

 Выполняются задания из учебника, в которых новые знания используются вместе с изученными ранее темами.

9. Рефлексия учебной деятельности

(2 - 3 минуты).

Предполагается оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учащиеся оценивают свою работу кирпичиками успеха (Дети на полях рисуют прямоугольники и раскрашивают его в разный цвет в зависимости от оценки работы: красным, желтым, синим и зеленым).

В результате использования системно - деятельностного метода на уроках математики у учащихся появляется возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Выступление на педсовете на тему: "Современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода"...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе»

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»...

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...