МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
презентация к уроку (3 класс) по теме

Сырчина Влада Валерьевна

Мнемотехника - это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

- Тема моего мастер – класса «Использование  мнемотехники для развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС».

- Реализация ФГОС предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

- При  работе с детьми мною было замечено, что заучивание стихотворений вызывает у детей с ограниченными возможностями здоровья большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

       У меня возникли следующие  вопросы:

- Как научить детей прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени?

-  Как научить выделять главное в тексте или в речи?

Ведь одна из основных задач, стоящая перед нами учителями, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик с его психофизиологическими  возможностями.

 Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: «Использование мнемотехники для развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях реализации ФГОС».

 Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать методический приём, который я  использую в своей работе с детьми по развитию памяти.

 Надеюсь, что вы проявите творческую активность и поможете мне в проведении, за что заранее вам благодарна.

 (Слайд 1-2) 

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,  -  писал К. Д. Ушинский.

 Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему,   использую в работе по развитию памяти  мнемотехнику,  что способствует выходу на новый уровень коммуникативных , регулятивных, личностных и познавательных УУД у детей .

(Слайд 3) Цель:

  • Развитие речи
  • Развитие мелкой моторики рук
  •  Преобразование абстрактных символов в образы.

Задачи направленные на формирование познавателных и личностных УУД:

  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;

 (Слайд 4) Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

 Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 (Слайд 5) Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый  пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

 (Слайд 6-7)      

Мнемоквадрат -   одиночное изображение, которое обозначает одно слово,

словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым

можно составить небольшой рассказ в 2-4предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих,

сказка и т. п.)

 (Слайд 8)  Этапы работы с мнемотаблицами:

    1    этап:  Рассматривание таблицы и разбор  того, что на ней изображено. 
    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 
    3   этап:  После  перекодирования осуществляется пересказ или рассказ по заданной теме.

 (Слайд 9) - Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.

(Слайд 10) «Мухи белые летели и на крышу мухи сели». Это загадка: (Ответ: Снег)

 (Слайд 11-12) С неба звездой на ладошки водой. (Ответ: Снежинка)

Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

(Слайд 13-14) Зинаида  Александрова «Снежок»

(В сокращении)

Снежок порхает, кружится,

на улицах бело,

и превратились лужицы,

в прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

сегодня – посмотри:

как розовые яблоки,

на ветках снегири.

Использую  мнемотаблицы при пересказе текста детьми.  Этот приём хорош тем, что уменьшает нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.

На уроках использую индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания.

 «Сильные» ученики самостоятельно воспроизводят мнемотаблицу на листе бумаги. Для «слабых» учеников предлагаю  разрезной дубликат мнемотаблицы, или заготавливаю бланк с пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые элементы.

А так же организую  работу по подгруппам (в данном случае учащимся предлагаю воспроизвести только строчку или столбик мнемотаблицы).

Затем дети   всё объединяют и анализируют.

(Слайд 15) Благодаря мнемотехнике, мне удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появился интерес к заучиванию стихотворений, появилось желание пересказывать художественные произведения;
  • активизировался словарный запас,
  • улучшилась память детей,
  • многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы   мнемотехники.  Нам нужно образовать 3 группы  по 2 человека.

1 группа  составляет  мнемотаблицу по стихотворению Константина  Бальмонта «Осень».

2 группа – составляет мнемотаблицу по загадке.

3  группа – составляет мнемотаблицу по рассказу «Весна».

После чего участники читают произведение, а затем по схеме воспроизводят   текст.

_________________________________________________

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми.

Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!

 P.S. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе на уроках обучения грамоте (при изучении букв алфавита); на уроках литературного чтения по развитию памяти и связной речи детей (при обучении составлению рассказов, при пересказах художественного произведения, при заучивании стихотворений, потешек, загадок); на уроках русского языка (для обогащения словарного запаса, для развития речи - обучающие изложения и сочинения; на уроках математики (при решении задач); на уроках окружающего мира. Кроме того, мнемосхемы  служат дидактическим материалом не только для развития памяти, но и для  развития речи, особенно у детей с ОНР.  

                                           

                                             К. Бальмонт «Осень»
                                                   Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Загадка

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Ответ: Февраль)

 «Весна»

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ №1

Презентация разработана для выступления на координационном совете...

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В статье рассказывается об особенностях  построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....

Статья "Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Данная статья содержит полезный материал для учителей начальной школы, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

"Особенности работы и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС".

Презентация к статье " Особенности работы и обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

Статья на тему: "«Использование пиктограмм в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)".

Я, Семикова Марина Владимировна, работаю учителем в  школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более 10 лет работаю с неговорящими детьми.  В своей статье хочу поделиться с колл...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....

Проект «Кинезиология как средство развития мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на начальном уровне обучения»

Цель  данного проекта- апробировать кинезотерапию для развития мышления учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и выявить эффективность её применения.Гипотеза: использование элементов...