Главные вкладки

    Проект " Финансовая грамотность в начальной школе"
    проект на тему

    Кравец Екатерина Александровна

    Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность в начальной школе» разработан в рамках  комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей начальных классов.

    Мероприятия проекта направлены на формирование  необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл finansovaya_gramotnost.docx32.12 КБ
    Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.pptx2.58 МБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя  общеобразовательная школа № 34

    города Новошахтинска

    ПРОЕКТ

    «Финансовая грамотность в начальной школе»

    Учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 34

    Кравец Екатерина Александровна

    (СЛАЙД 1)   Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников ко взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. (СЛАЙД 2)   И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

    В настоящее время в школу внедряются уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

    Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, и это  положительно скажется на всеобщем благосостоянии. Ребенок, готовясь ко взрослой жизни в современном обществе должен уже со школьной скамьи ознакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования. А именно, что такое денежные валюты и операции с ними, накопления и ведение семейного бюджета, обретение финансовой независимости и т.д. Тем более, что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.

    Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расходов и доходов. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

    Таким образом, учитывая актуальность данной темы в жизнедеятельности современного человека, мною принято решение разработать и реализовать проект, посвященный повышению уровня фин. грамотности подрастающего поколения.

    Мною было проведено анкетирование среди родителей, с целью выяснить уровень финансовой грамотности самих родителей, а также их заинтересованность в том, чтобы их ребенок получил знания в области финансов. (Слайд 3)

    Все опрошенные единогласно ответили, что готовы вместе с детьми принять участие в данном проекте. (Слайд 4)

    (Слайд 5)Проект посвящен повышению начальных знаний ребенка о финансовой стороне его жизни, знакомству с денежными знаками, валютами, операциями с ними, анализу  своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.

    Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный,
    по профилю - межпредметный;
    по содержанию – финансовая грамотность;
    по типу объекта проектирования: практико-ориентированный. 

    Целевая группа: ученики 1-4 классов (7-10 лет)

    Продолжительность проекта: 4 учебных года

     Обоснование проекта: В условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию  покупок.

    (Слайд 6) Актуальность проекта состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами.

    (Слайд 7) Цель проекта:  формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного  бюджета

     Основные задачи проекта (Слайд 8)

     

    А также планируемые результаты (Слайд 9, 10, 11) представлены на слайдах

            Участниками проекта являются учащиеся начальной школы, поэтому описание желаемой и реальной ситуации, выявление противоречий, анализ проблемы, постановка цели, анализ способов достижения цели и планирование шагов проекта проводится под руководством учителя. Кроме того, в выполнении проекта необходима помощь родителей.

    класс

    1 класс

    « Я в мире денег»

    (Слайд 12)

    На начальном этапе, будет проводиться формирование у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности

    2

    класс

    «Мой бюджет»

    На этом этапе ребята, выяснит, что такое карманные деньги и как их правильно тратить.

    Найти способы, как быть бережливее и экономнее.

    3

    класс

    « Как научится экономить»

    На этом этапе ребята,  выяснят, как ребенок может участвовать в семейном бюджете и может ли он, будучи школьником, помочь семье сэкономить деньги и время.

    (Не читать!!!)Для того чтобы раскрыть цель, ставят перед собой следующие задачи:

    1. Узнать, что такое «бюджет», как образуется «семейный бюджет».
    2. Исследовать бюджет нашей семьи.
    3. Изучить участие детей в бюджете своей семьи.
    4. Привлечь внимание одноклассников к проблеме экономии в семье.

    4

    « Знакомство с банковской системой»

    • На более серьезном этапе учащиеся познакомятся с понятием банк, историей возникновения банков, их  видами  и  основными функциями; сформировать понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации;

    (Слайд 13)По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться  вести учет  доходов и расходов  в процессе самостоятельного составления элементарного  бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом, что не мало важно для подрастающего поколения.

    (Слайд 14)Вашему вниманию представлен более подробный план мероприятий, проводимых в 1 классе

    1 класс « Я в мире денег»

    сентябрь

    Урок – игра «Мы ребята, деловые!»

    Цель:

    формирование у детей  первичных экономических представлений

    развитие экономического воспитание,  социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

    октябрь

    Экскурсия в супермаркет «Пятерочка»

    познакомить детей со стоимостью товаров ежедневного пользования, таких как хлеб, молоко, мясо и прочие. Это необходимо для того, чтобы ребенок понимал, что для нормальной жизни каждый день требуется минимальная сумма денежных средств.

    ноябрь

    Домашняя бухгалтерия. Потребительская корзина

    ознакомить детей со следующими  понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.

    декабрь

    Потребительская корзина.

    Цели: 1)в игровой форме дать понятие о деньгах и их значении;

    2)развивать навыки работы в паре;

    3)учить договариваться

    4)учить правильно расходовать деньги;

    5)формировать умение учитывать важность и необходимость покупки;

    6)формировать финансовую грамотность обучающихся.

    январь

    Денежная валюта разных стран

    • изучение вопросов истории возникновения денег и их прогрессивной роли в мировой экономике для расширения кругозора учащихся;
    • формирование познавательного интереса учащихся к развитию международной и российской денежной системы в условиях рыночной экономики;
    • развитие творческой активности учащихся в процессе изучения сложных исторических и экономических понятий через нестандартные формы;

    февраль

    « Путешествие в страну Экономика»

    1. Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.

    2. Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)

    3. Уточнить знания детей о некоторых составляющих семейного бюджета.

    4. Дать детям возможность практически осуществить процесс создания о работе художника-оформителя.

    5. Развивать речевое творчество в процессе изготовления рекламной продукции; мышление, воображение, память.

    6. Воспитывать интерес к экономике

    март

    Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка»

    Ребята узнают понятия «опт и «розница», научатся различать оптовую и розничную торговлю, закрепят навыки счета, сравнения чисел в пределах 20. Деловая игра позволит им почувствовать особую ответственность за принимаемые решения и азарт от возможности управлять финансами.

    апрель

    Круглый стол « Финансовая азбука»

    Показать важность формирования основ финансовой грамотности; познакомить учащихся с понятием «кредит»; смоделировать мотивационную составляющую учащихся к самостоятельной выработке положительных и отрицательных сторон кредита; выработать в ходе работы круглого стола способы аккумуляции денежных средств, как одного из способов избегания попадания в кредитную зависимость

    май

    « Копилка счастья»

    На данный момент работа над проектом уже осуществляется. (Слайд 15)

    В сентябре во внеурочной деятельности было запланировано и проведено первое ознакомительное занятие «Мы, ребята, деловые!»

    Форма проведения: игровая.  (Слайд 16)                Цели: формирование у детей  первичных экономических представлений, развитие экономического воспитания,  социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

    (Слайд 17)        В октябре месяце совместно с родителями провели мероприятие «Домашняя бухгалтерия», т. е. каждому ребенку в семье объяснили куда и на что в семье тратится семейный бюджет.

    (Слайд 18,19)        В ноябре месяце с детьми было проведена игра-путешествие «Потребительская корзина», целью этой работы являлось  1)в игровой форме дать понятие о деньгах и их значении;2)развивать навыки работы в паре;3)учить договариваться 4)учить правильно расходовать деньги;5)формировать умение учитывать важность и необходимость покупки; 6)формировать финансовую грамотность обучающихся

    (Слайд 20)

    В декабре была организована  экскурсия в супермаркет «Пятерочка», цель экскурсии заключалась в том, чтобы познакомить детей со стоимостью товаров ежедневного пользования, таких как хлеб, молоко, мясо и прочие. Это необходимо для того, чтобы ребенок понимал, что для нормальной жизни каждый день требуется минимальная сумма денежных средств. 6)формировать финансовую грамотность обучающихся (Слайд 21)

    Работа над проектом как видите осуществляется, и уже есть успехи, на переменах дети делятся тем, доверяют им делать мелкие покупки, рассчитывать сдачу, некоторые уже участвовали в планировании крупных покупок для семьи.

    Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы незнакомы даже взрослым и изучение в школьной программе финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

    Мы с вами знаем, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

     (Слайд 22)Спасибо за внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Выполнила: Кравец Екатерина Александровна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с редняя общеобразовательная школа № 34 г орода Новошахтинска ПРОЕКТ «Финансовая грамотность в начальной школе» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 Кравец Екатерина Александровна

    Слайд 5

    Пояснительная записка Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике. Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный, по профилю - межпредметный ; по содержанию – финансовая грамотность; по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.

    Слайд 6

    Актуальность темы проект а состоит в том, что каждому человеку необходимо уметь рационально и грамотно управлять своими финансами.

    Слайд 7

    Цель проекта: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета

    Слайд 8

    Задачи: 1. Познакомить с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия» 2. Научить вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета 3. Познакомить с постоянным ростом потребностей и ограниченностью возможностей 4. Воспитывать у учащихся экономное отношение к бюджету

    Слайд 9

    Планируемые результаты: Личностные: готовность ученика к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы.

    Слайд 10

    Предметные: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

    Слайд 11

    Метапредметные : Познавательные: умение поставить перед собой учебную задачу, умение выбрать способы и найти информацию для её решения и структурировать полученные знания; устанавливать причинно-следственные связи, умение сформулировать проблему и найти способ её решения; Регулятивные: планирование —составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей , доказывать свои суждения;

    Слайд 12

    Содержание проекта План Этап Тема 1 класс « Я в мире денег» 2 класс «Мой бюджет» 3 класс «Как научиться экономить» 4 класс «Знакомство с банковской системой»

    Слайд 13

    Результат проекта По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом.

    Слайд 14

    1 класс «Я в мире денег» сентябрь Урок – игра «Мы ребята, деловые!» октябрь Домашняя бухгалтерия ноябрь Потребительская корзина декабрь Экскурсия в супермаркет «Пятерочка» январь Денежная валюта разных стран февраль « Путешествие в страну Экономика» март Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» апрель Круглый стол « Финансовая азбука» май « Копилка счастья»

    Слайд 15

    «Мы, ребята, деловые!»

    Слайд 17

    «Домашняя бухгалтерия»

    Слайд 19

    « Потребительская корзина»

    Слайд 21

    Экскурсия в супермаркет «Пятерочка»

    Слайд 24

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Орфографическая грамотность учащихся начальной школы

    Выступление на тему "Орфографическая грамотность учащихся начальных классов"...

    Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.

         Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

    Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру  урока. В простейшем вариа...

    Информационная грамотность в начальной школе

    Информационная грамотность в начальной школе...

    Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс

    Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....

    Основы финансовой грамотности в начальной школе

    laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...

    Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"

    Презентация "Финансовая грамотность в начальной школе"...