Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Аушева Елена Васильевна

    Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fgram.doc476.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности

    «Основы финансовой грамотности в начальной школе»

     3 класс

    Класс: 3 Д

    Составитель: Аушева Елена Васильевна,

    учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,

    первая квалификационная категория.

    Срок реализации программы: 2017-2018 г.г.

    Архангельск

    2017

    Пояснительная записка

          Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии — создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан.

         Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся 2–4 классов в сфере экономики семьи.

         Цель – повышение финансовой грамотности школьников.

           "Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России.  Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.

         Программа разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 2-3 классов, а также Методических рекомендаций для учителя Ю.Корлюговой «Финансовая грамотность».

    Структура документа

    Рабочая программа включает в себя следующие разделы:  

    1.  Планируемые результаты освоения учебной программы по финансовой грамотности

    2. Содержание  учебного предмета.

    3. Тематическое планирование для  3 класса.

    4. Описание  учебно – методического обеспечения образовательного процесса.

    1. Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    -овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и   реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

    -понимание, что ребенок – это  член семьи, общества и государства;

    -развитие самостоятельности и осознание  ответственности за свои поступки.

    Метапредметные результаты.

    Регулятивные.

    Обучающийся научится:

    -составлять простые планы;

    -проявлять инициативу;

    -оценивать правильность выполнения действий;

    -правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.

     Познавательные.

    Обучающийся  научится:

    - решению проблем творческого и поискового характера;

    -использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

    -сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

    -овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.

     Коммуникативные.

    Обучающийся научится:

    -составлять текст;

    - вести диалог;

    -излагать свое мнение;

    -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

          Предметные.

    Обучающийся научится:

    -понимать экономические термины;

    -иметь представление о роли денег в семье и обществе;

    -знать источники доходов и расходов семьи;

    -уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

    -проводить элементарные финансовые расчеты.

    2. Содержание учебного предмета.

         В соответствии с учебным планом дополнительного образования образовательного учреждения в 2017-2018 учебном году на реализацию курса «Основы финансовой грамотности» отведено 36 часов за год из расчета 1 час в неделю.

         Первая тема  «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении  обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что  свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.  Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

    Картинки по запросу что такое деньги и откуда они взялись

       

    Курс продолжается темой «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок»,  которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

    Картинки по запросу защита денег от подделок

    Следующая тема  программы – «Какие деньги были раньше в России»  - формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.

    Картинки по запросу какие деньги были раньше в россии

        Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

    Похожее изображение           Картинки по запросу дебетовая карта

         Следующая тема «Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

    Картинки по запросу откуда в семье деньги зарплата

         Далее изучается тема «На что тратятся деньги». Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

    Похожее изображение

         В теме « Как умно управлять своими деньгами»  даются понятия: бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

    Картинки по запросу доходы и расходы

         

         В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

    Картинки по запросу как делать сбережения  Картинки по запросу банк


    3. Календарно – тематическое планирование для 3 класса (36 часов, из расчета - 1 час в неделю)

    п/п

    Дата

    Тема, количество

    часов

    Базовые

    понятия

    Базовые

    знания

    Личностные

    характеристики

    и установки

    Умения

    Компетенции

    Формы учебной

    деятельности

    Обмен и деньги (16 часов)

    1-4

    Что такое деньги и откуда они взялись

    Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

    Виды денег: наличные, безналичные.

    Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

    Различать виды денег

    Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

    Общее обсуждение.

    Игровая деятельность.

    5-8

    Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

    Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

    Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

    Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

    Отличать деньги от фальшивых денег.

    Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

    Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

    9-12

    Какие деньги были раньше в России.

    « Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

    «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

    Понимание происхождения денег.

    Называть старинные деньги.

    Называть и описывать старинные деньги.

    Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

    13-16

    Современные деньги России и других стран.

    Банки. Деньги. Виды денег.

    Доллары. Евро.

    Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты.

    Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

    Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

    Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

    Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

    Семейный бюджет (20 часов)

    17-21

    Откуда в семье деньги

    Доходы. Заработная плата. Пенсия.

    Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

    Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

    Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

    Различать виды доходов семьи.

    Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

    22-25

    На что тратятся деньги.

    Расходы. Сбережения. Долги.

    Расходы. Непредвиденные расходы.

    Понимание происхождения расходов.

    Считать общую сумму расходов.

    Различать планируемые и непредвиденные расходы.

    Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини – исследование.

    26-29

    Как умно управлять своими деньгами.

    Расходы и доходы. Семейный бюджет.

    Бюджет: доходы и расходы.

    Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

    Умение составлять бюджет семьи.

    Составлять семейный бюджет на условных примерах.

    Общее обсуждение, Творческая работа.

    30-32

    Как делать сбережения.

     

    Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

    Виды сбережений.

    Понимание того, из чего складываются сбережения.

    Сравнивать разные виды сбережений.

    Различать виды сбережений.

    Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

    33-34

    Повторение изученного по теме «Обмен и деньги»

    Групповая работа, творческая работа, игровая деятельность.

    35-36

    Повторение изученного по теме «Семейный бюджет».

                                                               

    4. Описание  учебно – методического обеспечения образовательного процесса.

     Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1  -Москва ВИТА,2015  

     Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2  -Москва ВИТА,2015

     Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015  

     https://img1.labirint.ru/books51/505023/big.jpg https://img2.labirint.ru/books51/505024/big.jpg       

    https://fmc.hse.ru/data/2016/05/24/1131584635/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0.png

     

    Полезные ссылки  для использования на занятиях:

    1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»  http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).
    1. Сайт «Основы экономики»  http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

    Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

    Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

    Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

    Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"

    Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...

    Программа внеурочной деятельности "Туристические тропинки" для учащихся начальной школы

    Программа внеурочной деятельности «Туристические тропинки» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования (2009 г.). Программа предполагает ин...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

    Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

    Основы финансовой грамотности в начальной школе

    laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 17 часов (2–3 классы) и 17часов (4 кла...

    Внеурочная деятельность "Основы финансовой грамотности"

    Программавнеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»Социальное направление...