«Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства»
статья на тему

Шабольникова Альбина Николаевна

Предварительный просмотр:

«Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства»

  Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Применение педагогических технологий на занятиях, способствующих самостоятельности обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства».

Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что "дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество и общественные явления не исказили их судьбу". Основным предназначением дополнительного образования, как социального института, является создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Считаю, что моя задача, как педагога заключается в том, чтобы выявить и развить способности в доступной и интересной детям деятельности. Такая деятельность может быть связана с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.

В своей педагогической практике применяю педагогические технологии, которые способствуют формированию самостоятельности обучающихся средствами декоративно – прикладного творчества:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Технология сотрудничества
  • Технология свободного воспитания
  • Метод проектов
  • Технология адаптивной системы обучения
  • Технология игрового обучения

Эти педагогические технологии, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

С  учетом разной подготовки  и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям.  
На занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям  интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант.  При этом  обучающий  и развивающий смысл работы для каждого учащегося сохраняется. Например, при изучении темы «Мягкая игрушка» используется 2 комплекта выкроек (сложной и простой игрушки). Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии.

Самостоятельность и творческая активность, обучающихся на занятии развивается на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индивидуальный подход к обучающимся способствует развитию и становлению личности, повышению уровня обучения.
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. 

Так использую технологию сотрудничества, которая реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология свободного воспитания делает акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Поэтому ребенку нужна помощь и поддержка со стороны педагога.

Чтобы лучше раскрыть творческие способности и природный дар ребенка, применяю метод проектирования, который вызывает у ребят живой интерес, так как помогает им проявить самостоятельность и творческую инициативу.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль обучающихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность педагога и обучающихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Использование этого метода для детей младшего школьного возраста имеет свою специфику. Дети учатся основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с педагогом. Например, детям предлагаю материал по теме. Дети вместе с педагогом формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяем состав групп, распределяем обязанности между её членами, планируем ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется обучающими самостоятельно, но обязательно под руководством педагога, а отчет о проделанной работе представляется на занятии.

На мой взгляд, более цена в проекте конкретный результат, а формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике.

Технология адаптивной системы обучения.

Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика. Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся.

Сущность технологии заключается в том, что на занятии педагог…

- управляет самостоятельной работой всех учащихся;

- работает с каждым учеником индивидуально;

- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;

- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение;

  • например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными педагог ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее. Центральное место в данной технологии занимает работа в парах сменного состава, которая  рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.
    Большое количество занятий проводятся в 
    игровой форме, применяя технологию игрового обучения. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, например загадывание загадок,

введение элементов соревнований, создание игровой ситуации.

Игровые приёмы выступают, как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Активно использую дидактические игры: игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-поручения, игры-загадки.
Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
      Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря детям мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной.

          На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

         В своей работе я использую   здоровьесберегающие технологии . На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье- сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.  

Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

       На мой взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

   

   Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил.    Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток  достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета. В состав упражнений для физкультминуток  обязательно входит  гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз).

Перечислю виды физкультминуток, которые я использую на уроках:

- физкультурно – спортивные упражнения (это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д);

- танцевальные упражнения (эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения);

 - сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);

- пантомимическая гимнастика (подражательная, средствами невербальных сигналов).

    Хочется  сказать и  о  нравственном  здоровье. Уже  с  раннего детства  у  детей  формируется  доброе  отношение  к  растениям  и  животным  и  продолжается  эта  работа  в  школе. Казалось  бы, какое  отношение  правила  поведения  в  природе  имеют  к  вопросу  о  здоровье? Наше  доброе  отношение  к  окружающему  нас миру  природы  характеризует  наше  здоровье. Недаром  говорится: «В  здоровом  теле – здоровый  дух». Но  эту  пословицу  можно  прочитать  и  в  обратном  порядке: «Здоровый  дух – в здоровом  теле». Действительно, только  нравственно здоровые  люди  могут  считаться  здоровыми. Ибо  здоровье  человека  определяется  здоровьем  души. Недаром  говорят, что  некоторые  болезни  Бог  посылает  нам  за  наши  безнравственные  поступки. Нравственное  здоровье  включает  в  себя  доброе, заботливое  отношение  в  семье; доброе, уважительное  отношение  в  ДДТ между  ребёнком  и  ребёнком, между  ребёнком  и  учителем, между  учителем  и  учителем  и  т.д. Или  одним  словом  всё  это можно  назвать – психологический  климат. И  у  взрослых, и  у детей  бывает  разное  настроение: то  плохое, то  хорошее – это  зависит  от  душевного  состояния.  Хорошие  отметки, общение  с  весёлым, доброжелательным  другом  и  учителем – залог  хорошего  настроения. С  человеком, постоянно  злым, недовольным, трудно общаться, он  чаще  бывает   одинок, и  от  этого  у  него  может  развиться  депрессия. Настроение  можно  поднять  физическими  упражнениями, слушанием  музыки, просмотром  мультфильма, чтением  книги, общением  с  отзывчивым  другом («разговор  по  душам»).

Нужно учить  этому  детей  и  самим  как  можно  чаще  показывать  пример  хорошего  настроения. Конечно  же, существенное  влияние  на  психическое  и  физическое  здоровье  детей  оказывает  и обстановка  в  семье. Тут ещё и   важны прежде  всего  доброжелательные  отношения  между  членами  семьи, о  чём   чаще надо  говорить  на  родительских  собраниях.  И     непосредственно    из  нравственного  здоровья вытекает  нервно-психическое  здоровье.

    Человек  способен  испытывать множество  чувств, которые  по-другому  называются  эмоции. В  словаре  Ожегова  сказано: «Эмоция – чувство, душевное  переживание». Наши  отрицательные  реакции  могут  вызвать  нервное  напряжение  у  других  и  у  самого  себя, вызвать  стресс. Поэтому  важно  учить  детей  правилам  общения:

  • Умей  владеть  собой.
  • Умей  прощать.
  • Не будь  упрямым, стремись  к  взаимопониманию.
  • Чтобы  у  тебя  было  хорошее  настроение, всегда  бери с  собой улыбку  и  не  стесняйся  дарить  её  близким  и  друзьям.

        А  вам, уважаемые  коллеги,  из  своего опыта  советую  заканчивать  урок  словами: «Закройте тетради. Улыбнитесь  друг  другу. Улыбнитесь  мне». Учителя  должны  сделать  всё, чтобы  учащимся  в  школе  было комфортно.

                    Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной  жизни.

О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке.  Они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным. Нам, современным педагогам необходимо сделать занятие, ярким, понятным, для восприятия. Наглядные пособия, написанные или нарисованные от руки, ушли в прошлое, компьютер стал частью жизни ребенка. Хотелось подробнее остановиться на занятиях художественного направления, а именно тех, которые веду я. Казалось бы, какие компьютерные технологии можно применить при изготовлении мягких игрушек, цветов, и т.д. из ткани. Нужна ткань, нитки и иголки, клей… А нужен ли компьютер? Раньше мне сказали точно, что нет. Но в наше время, увы, даже в такой области без компьютера уже не обойтись. Чтобы доступно, ново, красочно и понятно объяснить материал, я разработала для себя схему презентационного урока. То есть, каждый новый материал, объяснить проще и нагляднее с помощью презентации мастер – класса. Для этого более сложные изделия я изготавливаю пошагово, фотографирую важные моменты и вкладываю в файлы, далее собираю в презентацию с подробным описанием. Это позволяет объяснить материал сразу всем детям, и индивидуально только лишь подсказать или поправить.  Плюс этого новшества в том, что меньше времени уходит на теоретическое объяснение материала, больше времени остается на практику, что особенно интересно ребятам. Всегда мои занятия интересны, с инновациями исчезла серость и сухость прежнего занятия. Дети с удовольствием посещают объединение и радуют меня своими достижениями.

Для дополнительного образования современные образовательные  технологии предоставляют практически неограниченные возможности по формированию у обучающихся новых творческих мышлений, способность действовать и принимать решения в быстро меняющихся условиях жизни общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание детей средствами декоративно – прикладного искусства.

Данная статья написана на основе моего опыта работы и вошла в сборник статей по духовно - нравственному воспитанию детей средствами декоративно- прикладного искусства. 2011 год....

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Интегрированное занятие "ИЗО + Труд" по теме: "Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда"

в этой работе дети ознакомятся в теории и практике с декаративно-прикладным искусством....

Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества

В настоящее время важно определить перспективные и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурных ценностей в образоват...

Внеурочное занятие для молодых специалистов по декоративно-прикладному искусству Тема. «ОБЕРЕГИ»

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, раз...

Образовательный проект Формирование поликультурного сознания средствами декоративно-прикладного творчества.

Образовательный проектФормирование поликультурного сознания  средствами декоративно-прикладного творчества....