Методические рекомендации «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться». В данных методических рекомендациях рассмотрим приемы формирования УУД на уроках в начальной школе, особенности проектирования урока с позиции формирования УУД, вопросы диагностики уровня развития у обучающихся УУД. 1. Виды УУД ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Умения организовывать свою деятельность | Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация. В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.) Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества. Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает. Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения. Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, однако в первую очередь в процессе изучения математики. Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: - общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение. Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором: - учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
- учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
- учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.
УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности. 2. Проектирование урока с позиции формирования УУД Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. На современный урок учитель идет (должен идти) с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Учителю начальной школы следует перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию УУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса: - проблемно – диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении; - организация учебного сотрудничества; - работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности; - проектно-исследовательская деятельность; - использование интерактивных возможностей ИКТ. Чтобы понять, в чём отличие современного урока, раскроем суть изменений, связанных с проведением урока: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. В представленной ниже таблице №1 даны: характеристика деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, выделены УУД, методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, при правильном использовании которых и формируются указанные УУД. Следует отметить, что перечень представленных методов, приемов и средств обучения может быть расширен учителем своими педагогическими находками. Как уже было сказано выше, в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС. В таблице №2 представлена структура урока изучения нового материала, учебно-познавательной деятельности учащихся с точки зрения осуществления деятельностного подхода в обучении. Основные элементы урока | Традиционный урок | Урок современного типа | Формируемые УУД | Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии | Формулировка темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой) | Формулировка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой) | Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования | Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (Power Point) | Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся; работа по решению проектных задач; ролевые игры; работа с учебником (вариативная и инвариантная части); применение словарей, справочников, ИКТ | Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные | Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман) Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам | Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Регулятивные коррекции, коммуникативные | Использование памяток; организация взаимопомощи | Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман) Само - и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям | Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка» | Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий; творческие задания; практико-значимые задания |
Таблица №2 Этапы урока | Деятельность ученика | Форма организации учебно-познавательной деятельности | Организационный момент | Самоопределение к деятельности (положительное или отрицательное), формирует волевую сферу. Осуществляет выбор, будет ли учиться (будет активен или пассивен) | Индивидуальная | Актуализация знаний (учебная доминанта) | Сталкивается с тем, что не знает, возникает мотив узнать. Задача учителя – создать учебно-познавательный мотив у учащихся (столкнуть разные мнения, столкновение в группе с проблемой) | Коллективная, групповая | Целеполагание | Должен определить для себя: чему я буду учиться? На этом этапе могут возникнуть и задачи урока, определена его тема. | Коллективная | Открытие нового | Выдвигает предположения, гипотезы, ищет и находит, предлагает пути и способы решения проблемы (далее работа с учебником – сравнить с правилом, научным знанием) Нельзя открывать факты | Парная, групповая, коллективная, фронтальная с ярким примером (тоже может быть в зависимости от обстоятельств) | Первичное закрепление во внешней речи (проговаривание) | Проговаривает правило: 1) своими словами; 2) научными терминами (обязательно все) | Парная | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Выполняют самостоятельную работу по заданию учителя. Учителю необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого | Индивидуальная | Включение в систему знаний и повторение | Выбирают упражнения (по трудности, по объему и др.) Самостоятельная работа не в качестве оценки Индивидуализация и дифференциация | Индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая | Рефлексия (итог урока, итог деятельности ученика) | Самооценка учениками собственной учебной деятельности. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. | Коллективная, индивидуальная |
3. Упражнения для формирования УУД Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в т.ч. личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Информация по формированию УУД средствами УМК представлена в концепции любого учебно-методического комплекса и основной образовательной программе начального общего образования каждого ОУ. В данных рекомендациях перечислим небольшую часть упражнений и игр, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД. Подробную информацию можно найти на следующих сайтах: - trepsy.net
- http://mirrosta.ru
- http://www.psiholognew.com
- http://www.vashpsixolog.ru
- http://psymania.ru
Личностные УУД Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры | Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений. Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие. | Игра «Какой я буду кошкой» Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение? |
Регулятивные УУД Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры | «Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки. Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие. | Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски. Игра «Фото на память» Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». Упражнение «Звуковая гимнастика» Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение. |
Познавательные УУД Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры | «Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др. Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие. | Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям . |
Коммуникативные УУД Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры | составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие. | Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить. |
4. Планируемые результаты формирования у обучающихся УУД ФГОС НОО выдвигает определенные требования к уровню сформированности у обучающихся личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из компонентов данной программы является «Программа формирования УУД у обучающихся», в которой в обязательном порядке указывается характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК, используемом в образовательном учреждении. Таким образом, требования к результатам сформированности УУД у ученика начальной школы на различных этапах обучения указаны в основной образовательной программе начального общего образования каждого образовательного учреждения. Необходимо уточнить, что образовательному учреждению дано право корректировать и расширять перечень УУД, делать больший акцент на ту или иную их группу. Это зависит: от особенностей ОУ, используемого УМК, контингента обучающихся, опыта учителей по формированию УУД. В связи с этим, по мере внедрения ФГОС НОО в программу формирования УУД обучающихся обязательно должны вноситься необходимые коррективы. 5. Диагностика УУД Одна из главных целей диагностики состоит в том, чтобы на основе имеющихся данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков. Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить первичный срез – входной контроль (входную (стартовую)) диагностику), вторичный – текущий контроль (промежуточную (сравнительную) диагностику)) и выходной контроль (итоговую диагностику). Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и др. Для диагностики сформированности УУД предлагаем воспользоваться примерной программой мониторинга УУД, разработанной Пеньевской И. И., педагогом- психологом, методистом МБОУ «Строевская СОШ» Устьянского района. Большинство диагностических методик данной программы предложены авторами пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А.Г. Асмолов и др., Москва, 2010, которое имеется в библиотеке МБОУ ДОД «РЦДО», а электронный вариант пособия был направлен во все образовательные учреждения. В качестве альтернативного варианта можно использовать план проведения диагностики уровня развития у обучающихся УУД, опубликованный в журнале «Управление начальной школой» №5, 2013 год. Примерная программа мониторинга УУД разработана Пеньевской Ириной Ивановной, педагогом- психологом, методистом МБОУ «Строевская СОШ» Устьянский район Класс | Оцениваемые УУД | Диагностический инструментарий | Метод оценивания | Кто проводит | | | | | Основная позиция | Сопутствующие | 1 | 2 | 3 | 4 | Личностные УУД | | | | | | | | | Внутренняя позиция школьника | | | | | х | | | | Уровень адаптации Самооценка | | Тест Люшера (Методика Л.А. Ясюковой) [5,с.71] | Индивидуальная диагностика | Психолог | | х | х | х | Отношение к школьной действительности Мотивация учебной деятельности | | Анкета Н.Г. Лускановой [ 3] | Фронтальный письменный опрос | Психолог Учитель | | | | | Самооценка | | | | | х | | | | Личностное действие самооценивания (самоопределения) | Регулятивные УД регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности | Методика выявления характера атрибуции [ 1, с.62] | Индивидуальная беседа | Учитель | | | х | х | Личностное действие самооценивания (самоопределения) | Регулятивные УД регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности | Методика выявления характера атрибуции [ 1, с.62] | фронтальный письменный опрос | Учитель | | х | х | | Позиция в отношении социальной роли ученика, действия, устанавливающие смысл учения. | | Методика «Кто Я?» [ 1, с. 56-57] | Фронтальный письменный опрос | Учитель | | | х | х | Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности | | Рефлексивная самооценка учебной деятельности (Хороший ученик) [1,с.57-58 ] | Фронтальный письменный опрос | Учитель | | | | | Мотивация учебной деятельности | | | | | х | х | | | Отношение к учебной деятельности, действия, устанавливающие смысл обучения. | | Тест на определение мотивации М.Р. Гинзбурга [2] | Индивидуальная беседа с ребенком | Психолог Учитель | | | х | х | Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик» | Регулятивные УД регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности | Рефлексивная самооценка учебной деятельности (Хороший ученик) [1,с.57-58 ] | Фронтальный письменный опрос | Учитель | х | х | х | х | Действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся | | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса [1,с. 58-59 ] | Индивидуальный опрос учителя | Диагностику заполняет учитель | | | х | х | Смысл учебной деятельности для школьника | | Опросник мотивации [1,с.60-61] | Фронтальный письменный опрос | Учитель | | | | | Учебные действия нравственно-этической ориентации | | | | | х | х | | | Выделение морального содержания ситуации, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений | | Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи, [1, с.66] | Индивидуальная беседа | Учитель Психолог | х | | | | Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев | | Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы [ 1,с. 68] | Индивидуальная беседа | Учитель Психолог | | х | х | х | Действия нравственно-эстетического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм 69 | | Задания на выявление уровня моральной децентрации [1, с. 69] | Индивидуальная беседа | Учитель Психолог | | | х | х | Действия нравственно-эстетического оценивания 70 | | Моральная дилемма [ 1,с. 70] | Индивидуальная беседа | | х | х | х | х | Выявление морального содержания действий и поступков | | Анкета «Оцени поступок» [1,с. 72 ] | Фронтальное анкетирование | Учитель | | | | | Регулятивные УУД | | | | | | | | | Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) | | | | | х | х | х | х | Умение учится способность к ориентации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) | | По таблицам: - Уровни сформированности целеполагания [1,с. 77,] - контроля [1,с.79], - оценки [1,с.81] | Индивидуальный опрос учителя | Диагностику заполняет учитель | х | | | | Регулятивное действие контроля. | Познавательны УУД (общеучебные УД) | Кодирование [1,с.111] 11 субтест теста Векслера [4, с.51 ] | Групповая работа (диагностика) | Психолог, учитель | х | х | | | Умение принимать и сохранять задачу сохранения образца, планировать, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. | Познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез. | Выкладывание узора из кубиков [1,с.86] | Индивидуальная работа (диагностика) | Психолог | | | х | х | Регулятивное действие контроля | | Проба на внимание [1,с.88] | Фронтальный письменный опрос | Учитель | х | | | | Действие оценки учебной деятельности | | Графики продвижения по предметам [1,с.83] | Индивидуальная беседа учителя и ученика | Учитель, ученик | | х | х | х | Действие оценки учебной деятельности | | Графики продвижения по предметам [1,с.83] | Самостоятельная фиксация результатов в графиках | Ученик (учитель) | | | | | Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей | | | | | | | х | х | Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик» | Личностные УУД | Рефлексивная самооценка учебной деятельности (Хороший ученик), [1,с.57] | Фронтальный письменный опрос | Учитель | х | | | | Регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности | Личностные УУД | Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха, [1,с.62] | Индивидуальная беседа | Учитель | | | х | х | Регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности | Личностные УУД | Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха, [1,с.62] | Фронтальный письменный опрос | Учитель | | | | | Познавательные УУД | | | | | | | | | Общеучебные УД | | | | | х | | | | Знаково-символические действия – кодирование (замещение). | Регулятивное действие контроля. | Кодирование [1,с.111] 11 субтест теста Векслера [4,с.51] | Групповая работа (диагностика) | Психолог | х | | | | Знаково-символические познавательные действия | | Проба на определение количества слов в предложении [1,с.110] | Индивидуальная беседа с ребенком | Учитель | х | х | х | х | Моделирование, познавательно-логические, знаково-символические | | Методика «Нахождение схем к задачам» [1,с.114] | Индивидуальная и групповая работа | Учитель | | | | | Логические универсальные действия | | | | | х | | | | Логические универсальные действия | | Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия [1,с.109] | Индивидуальная работа с ребенком | Учитель | х | х | х | х | Прием решения задач: логические действия | | Диагностика универсального действия общего приема решения задач [1,с.112] | Групповая работа | Учитель | | | | | | | | | | | | | | Постановка и решение проблемы | | | | | | | х | х | Решение проблем творческого и поискового характера | | Задачи Гилфорда (по Л. А.Ясюковой) [6,с.47] | Групповая диагностика | Психолог | | | | | Коммуникативные УУД | | | | | | | | | Коммуникативные УД как взаимодействие | | | | | х | | | | Коммуникативные универсальные действия | | «Левая и правая стороны» [1,с.130] | Индивидуальная беседа с ребенком | Психолог, учитель | | х | х | х | Коммуникативные действия | | Методика «Кто прав?» [1,с.130] | Индивидуальная беседа с ребенком или письменный опрос | Психолог, учитель | | | | | Коммуникативные УД как кооперация | | | | | х | | | | Коммуникативные универсальные действия (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь) | | Задание «Рукавички», [1,с.132] | Наблюдение за взаимодействием учащихся, анализ результата | Учитель | | | | | КУД как условие интериоризации (передача информации другим людям) | | | | | | х | х | х | Коммуникативно-речевые действия | | Задание «Дорога к дому», [1,с.133] | Наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата. | Учитель психолог |
Список литературы. - Аюпова С.Д. Критерии компетентностного урока//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2.
- Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5.
- Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания//Управление начальной школой. – 2013. – №9.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов и др. – М.: Просвещение. 2010.
- Ковылева Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.
- Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4.
- Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. – 2012. – №4.
- Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. – 2010. – №10.
- Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.
- Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8.
- Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования (тематическое приложение). – 2009. – №3.
- Формируем профессиональные компетенции//Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №5.
- Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. – 2013. – №6.
|