Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие в мир экологии"
рабочая программа (1 класс) по теме

Тихонова Наталья Валериевна

 

Рабочая  программа   по  курсу внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Цель программы для 1 класса — развитие экологоэстетического восприятия детей 6-7 лет. В основу построения программы положена идея о взаимодействии трех начал: запечатление всего разнообразия и гармонии природных стимулов; их рукотворная художественно-образная отработка; запечатление всего этого богатства в «экологически чистом» художественно-образном слове.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного курса, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Объём учебного времени в 1 классе -1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ П.И.БОДИНА

 

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

МО учителей начальных классов

Руководитель школьного

МО учителей начальных классов

__________________Т.П.Володина

Протокол от «____»________2016г. №_____                                                    

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

______________________М.В.Глухова

«_____»____________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Инзенская СШ №2

_______________________И.К.Шкунова

Приказ от «______»__________2016г. №______

Рабочая программа

Наименование курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии»

Класс    1

Уровень общего образования        начальное общее образование

Учитель 1 категории Тихонова Наталья Валериевна   

Срок реализации программы       1 год, 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану       33 часа, 1 часа в неделю

Планирование составлено на основе

Программы по курсу внеурочная деятельность «Путешествие в мир экологии» В.А. Самкова

Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1- 4 класс в 2-х ч. /Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2012.-Ч.2: 344с

Рабочую программу составила   __________  Тихонова Н.В.


Пояснительная записка

Рабочая  программа   по  курсу внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к освоению основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Инзенская СШ №2 на основе программы по курсу внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» В.А.Самкова ( Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1- 4 класс в 2-х ч. /Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2012.-Ч.2: 344с.)

Цель программы для 1 класса — развитие экологоэстетического восприятия детей 6-7 лет. В основу построения программы положена идея о взаимодействии трех начал: запечатление всего разнообразия и гармонии природных стимулов; их рукотворная художественно-образная отработка; запечатление всего этого богатства в «экологически чистом» художественно-образном слове.

Данная программа позволяет решать следующие задачи: развитие представлений о разнообразии объектов восприятия (цвет, звук, запах); развитие представлений об элементарных физических явлениях (оптика); направленность занятий на осознание ребенком взаимосвязи между природой и искусством; воспитание экологической культуры; развитие эстетического вкуса и творческих способностей; воспитание любви к природе.

Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:

  • развитие у младших школьников экологоэстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Использование программы «Путешествие в мир экологии» для организации занятий во внеурочной деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:

  • личностных — развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
  • метапредметных — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
  • предметных — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание программы «Путешествие в мир экологии» разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих). Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

Семицветная страна (18 ч)

Тема 1. Мир, который нас окружает

Наши органы чувств, их роль в восприятии окружающего мира. Понятие о цвете, вкусе и запахе; восприятие их человеком. Вступление в мир «сказочный и прекрасный» благодаря знакомству с палитрой цветов, звуков и запахов. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека. Мой любимый цвет.

Знакомство с различными световыми явлениями: отражение и преломление света; разложение солнечного луча на спектр. Знакомство детей с образованием радуги.

Знакомство с радугой, ее образом в народном фольклоре, литературе и искусстве. Знакомство с цветовой структурой радуги. Запоминание последовательности цветов радуги с помощью рифмы.

Тема 2. Пишем вместе «Радужную книгу»

Введение в цикл занятий «Радужная книга». Знакомство с целью занятий (оформление обложки книги, создание и вклеивание детьми цветных страниц).

Красная страница «Радужной книги». Картина лета в звуках. Выразительные средства музыки. «Красное» лето, живая и неживая природа летом. Знакомство с понятием цветотерапия и ее основами.

Оранжевая страница. Знакомство со способностью яркого солнечного света окрашивать окружающие предметы в оранжевый цвет. Знакомство с происхождением названия оранжевого цвета (от англ. orange). Продолжение знакомства с основами цветотерапии (оранжевый цвет — цвет энергии, «цветовой витамин»). Закрепление понятия о структуре песни (припев, запев).

Желтая страница. Осенняя природа глазами поэтов, писателей, художников. Продолжение знакомства с основами цветотерапии (желтый цвет — «детский», благотворно влияет на умственное развитие).

Зеленая страница. Картина начала лета в выразительных средствах музыки. Лето в разгаре (зеленый луг, сенокос). Лес — «зеленые легкие» планеты. Продолжение работы по цветотерапии (зеленый цвет успокаивает нервную систему, снимает зрительное утомление).

Голубая страница. Голубой цвет — цвет безоблачного неба. Продолжение знакомства с цветотерапией (голубой цвет — символ высоких духовных способностей, мудрости).

Синяя страница — морская. Рассматривание оттенков воды в море, реке, озере, ручье в разное время года, суток, в разную погоду (с использованием визуального ряда: фотографии, репродукции картин, видеофрагменты). Цветовое решение изменчивости цвета морской воды художниками-маринистами. Знакомство со значением слова «маринист». Продолжение знакомства с основами цветотерапии (синий цвет успокаивает, это цвет довольства).

Фиолетовая страница. Фиолетовый цвет — редкий цвет в природе. У каких растений фиолетовые листья и цветы?

Продолжение знакомства детей с основами цветотерапии (фиолетовый цвет — одновременно притягивающий и отталкивающий; пробуждающий к жизни и вызывающий тоску).

Закрепление знаний о многозначности и многофункциональности цвета; о последовательности цветов в радуге. Обобщение понятий о взаимосвязи цвета, музыки и слова. Активизация знаний учащихся в игровых моментах.

Тема 3. «Школа волшебников»

Знакомство с элементарными понятиями оптики — отражением световых лучей, когда они становятся видимыми. Преломление лучей, падающих на зеркало. Сказка о луче-невидимке. Понятие спектра.

Тема 4. хоровод красок

Понятие о природном происхождении некоторых красок (красная и желтая глина, древесный уголь, мел). Понятия пигмент, краситель, цветная мука. Акварель, гуашь, масло. Чем рисуют художники: разнообразие кисточек.

Растительное происхождение красок. Применение растительных красок. Растения, из которых получают растительные краски (бузина красная, мальва, ноготки, барбарис, крушина ломкая, свекла, гранат, береза и др.).

Искусственные краски. Понятие о происхождении искусственных красок. Производство красок в лабораторных условиях (завод, фабрика).

Понятие о теплых и холодных цветах. Теплые и холодные краски в природе и в окружении ребенка.

Эмоциональная характеристика цветов («легкий», «тяжелый»).

Понятие основного цвета. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Понятие составных цветов (фиолетовый, зеленый, оранжевый). Понятие тона, оттенка.

Гармония цвета. Красота сочетания красок в природе, воспроизведение ее людьми. «Созвучность» цвета, его тональное решение.

Тема 1. Мир, который нас окружает

Занятие 1. Как мы воспринимаем окружающий мир. Понятие

о        цвете, вкусе и запахе. Восприятие их человеком. Вступление в мир «сказочный и прекрасный» путем познания палитры цветов, звуков и запахов.

Практическая работа. Выполнить следующие задания: Узнать и назвать цвета и оттенки. Подобрать эпитеты к своему любимому цвету (эмоциональная оценка цвета). Тест эмоционального состояния ребенка[1].

Демонстрация: прослушивание аудиокассеты «Лесной концерт», выделение и узнавание из общей гаммы знакомых звуков (пение птиц, шелест трав, стрекот кузнечиков, плеск воды и т.д.).

Дидактическая игра: «Угадай знакомый запах».

Занятие 2. Отчего так ярок мир? Знакомство с различными световыми явлениями: отражение и преломление света; разложение солнечного луча на спектр. Знакомство детей с образованием радуги.

Практическая работа: выполнение задания «Разноцветные шары» — считывание слов с разноцветных воздушных шариков, составление из них предложений.

Демонстрации: Выразительное чтение рассказа-описания Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». Выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Радуга».

Дидактические игры: Загадывание и отгадывание загадок про радугу. Придумывание детьми новых загадок.

Занятие 3. «Семицветный полукруг»: все цвета радуги. Знакомство с радугой, ее образом в народном фольклоре, литературе и искусстве. Знакомство с цветовой структурой радуги. Запоминание последовательности цветов радуги с помощью рифмы.

Демонстрация: выразительное чтение стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга».

Дидактические игры: Игра-эксперимент «Передача цвета на расстоянии». Игра «Собери радугу» (собрать «радугу» из предметов, учитывая последовательность цветов).

Тема 2. Пишем вместе «Радужную книгу»

Занятие 4. Что такое «Радужная книга»? «Красная страница». Введение в цикл занятий «Радужная книга». Знакомство с целью занятий (оформление обложки книги, создание и вклеивание детьми цветных страниц).

Картина лета в звуках. Выразительные средства музыки. Беседа с детьми о «красном» лете, о летней природе. Знакомство с понятием цветотерапия и ее основами (красный цвет — «согревающий»; он удерживает тепло в тканях нашего тела, благотворно влияет на работу внутренних органов).

Практическая работа: Нарисовать растения: землянику, гвоздику, клевер, шиповник, раскрашивая их разными оттенками красного цвета. Придумать слова с переносным значением слова «красный» (красная девица, красный угол, Красная площадь). Нарисовать и вклеить красную страницу.

Демонстрации: Прослушивание музыки А. Вивальди «Лето» (цикл «Времена года»). Выразительное чтение стихотворения М. Ивенсена «Лето красное».

Дидактические игры: Составить пословицы из частей и объяснить их смысл. («Не красна изба углами, а красна пирогами»; «Не красна книга письмом, а красна умом»; «Красна весна цветами, а осень — снопами»; «Красна птица пером, а человек — умом» и др.) Вспомнить и привести в качестве примера другие пословицы на заданную тему.

Занятие 5. «Оранжевая страница». Знакомство со способностью яркого солнечного света окрашивать окружающие предметы в оранжевый цвет. Знакомство с происхождением названия оранжевого цвета (от англ. orange). Продолжение знакомства с основами цветотерапии (оранжевый цвет — цвет энергии, «цветовой витамин»). Закрепление понятия о структуре песни (припев, запев).

Практическая работа: Нарисовать «оранжевую песенку». Вклеить оранжевую страницу в книгу.

Демонстрации: Прослушивание «Оранжевой песенки»

А.        Арканова и Г Горина. Просмотр мультипликационного фильма «Оранжевая песенка».

Дидактическая игра: Отгадывание кроссворда «Оранж» с помощью припева «Оранжевой песенки».

Занятие 6. «Желтая страница». Осеннюю природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников есть краски, у поэтов — слово, у композиторов — только звуки, которыми можно прекрасно рисовать природу. Продолжение знакомства с основами цветотерапии (желтый цвет — «детский», благотворно влияет на умственное развитие). Практическая работа: Нарисовать желтую страницу и вклеить ее в книгу.

Демонстрации: Рассматривание иллюстраций. Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье». Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Прослушивание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Октябрь — «Осенняя песня».

Дидактическая игра: «Нарисуй по описанию...».

Занятие 7. «Зеленая страница». Картина начала лета в выразительных средствах музыки. Лето в разгаре (зеленый луг, сенокос). Лес — «зеленые легкие» планеты. Продолжение работы по цветотерапии (зеленый цвет успокаивает нервную систему, снимает зрительное утомление).

Практическая работа: Создание коллективной композиции «Зеленый луг». Вклеивание зеленой страницы в книгу.

Демонстрации: Выразительное чтение стихотворения

С.        Маршака «Зеленая страница». Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Времена года». Июль — «Песнь косаря».

Дидактическая игра: Разгадывание кроссворда «В лесу».

Занятие 8. «Голубая страница». Заполнение голубой страницы «Радужной книги». Голубой цвет — цвет безоблачного неба. Продолжение знакомства с цветотерапией (голубой цвет — символ высоких духовных способностей, мудрости). Музыкальная сказка Г Гладкова «Голубой щенок», постановка перед детьми нравственной проблемы — «не такой, как все». Беседа по песне В. Шаинского «Голубой вагон» («Может, мы обидели кого-то зря.»).

Практическая работа: Нарисовать голубого щенка. Вклеить голубую страницу в «Радужную книгу».

Демонстрации: Прослушивание отрывков из музыкальной сказки Г. Гладкова «Голубой щенок». Прослушивание песни В. Шаинского «Голубой вагон».

Дидактическая игра: «Собери поезд».

Занятие 9. «Синяя страница». Морская страница. Рассматривание оттенков воды в море, реке, озере, ручье в разное время года, суток, в разную погоду (с использованием визуального ряда: фотографии, репродукции картин, видеофрагменты). Цветовое решение изменчивости цвета морской воды художниками- маринистами. Знакомство со значением слова «маринист». Продолжение знакомства с основами цветотерапии (синий цвет успокаивает, это цвет довольства).

Практическая работа: Нарисовать море, используя разные оттенки синего цвета, сочетания синего и других цветов. Вклеить синюю страницу в «Радужную книгу». Демонстрации: Рассматривание иллюстраций картин художников-маринистов. Прослушивание аудиозаписи со звуками моря.

Дидактическая игра: «Морская фигура».

Занятие 10. «Фиолетовая страница». Сказка о том, как злая волшебница Бастинда из сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города» отобрала у природы весь фиолетовый цвет для своей фиолетовой страны. Фиолетовый цвет — редкий цвет в природе. Продолжение знакомства детей с основами цветотерапии (фиолетовый цвет — одновременно притягивающий и отталкивающий; пробуждающий к жизни и вызывающий тоску).

Закрепление знаний детей о последовательности цветов радуги, о многозначности и многофункциональности цвета. Обобщение понятий о взаимосвязи цвета, музыки и слова. Активизация знаний учащихся в игровых моментах. Практическая работа: Творческое задание: нарисовать сказочную фиолетовую страну. Вклеить фиолетовую страницу в «Радужную книгу». Подведение итогов. Перелистывание страниц «Радужной книги». Выполнение композиции «Я под радугой живу» с использованием разных техник — акварель, гуашь, аппликация на цветной бумаге.

Демонстрации: Выразительное чтение отрывков из сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города». Выразительное чтение стихотворения В. Степанова «Краски земли».

Дидактические игры: Игра с мячом «Назови цвет». Игра в слова: «Какого это цвета?» (по описанию предмета определить его цвет). Выполнение веселых заданий «Цветика- Семицветика».

Тема 3. «Школа волшебников»

Занятия 11-12. Чудесные превращения света. Знакомство с элементарными понятиями оптики — отражением световых лучей, когда они становятся видимыми. Преломление лучей, падающих на зеркало. Сказка о луче-невидимке. Понятие спектра.

Практические работы: Опыт с зеркалом «Поймай луч». «Поймать» солнечного зайчика в альбом для рисования и нарисовать его.

Демонстрация: Выразительное чтение отрывков из сказки

В.        Губарева «Королевство кривых зеркал».

Дидактическая игра: Разгадывание кроссворда «Солнечный».

Тема 4. хоровод красок

Занятие 13. Из чего делают краски. Природные краски. Понятие о природном происхождении некоторых красок (красная и желтая глина, древесный уголь, мел). Понятия пигмент, краситель, цветная мука. Акварель, гуашь, масло. Чем рисуют художники: разнообразие кисточек.

Практическая работа: Изготовление «Коллекции красок» (пробники красок разного происхождения, их сравнение).

Демонстрация: Рассматривание иллюстраций наскальной живописи, фресок, картин. Дидактическая игра: «Магазин красок».

Занятие 14. Из чего делают краски. Растительные краски. Растительное происхождение красок. Применение растительных красок. Растения, из которых получают растительные краски (бузина красная, мальва, ноготки, барбарис, крушина ломкая, свекла, гранат, береза и др.).

Практическая работа: Изготовление краски из свеклы. Задание нарисовать что-нибудь краской из свеклы.

Демонстрация: Рассматривание иллюстраций растений, из которых изготовляются растительные краски. Дидактическая игра: Викторина — назвать растения на картинке; вспомнить названия цветов, оттенков.

Занятие 15. Из чего делают краски. Искусственные краски. Понятие о происхождении искусственных красок. Производство красок в лабораторных условиях (завод, фабрика).

Практическая работа: Учить работать с некоторыми видами искусственных красок.

Демонстрация: Просматривание диафильмов о производстве красок.

Дидактическая игра: «Перевоспитание Пачкули Пёстренького» (закрепление правил работы с акварелью).

Занятие 16. Теплые и холодные цвета. Понятие о теплых и холодных цветах. Почему их так называют. Эмоциональная характеристика цветов («легкий», «тяжелый»). Практическая работа: Выбор подходящих цветов для рисунка «Жар-птица» и отдельного пера из ее хвоста. Коллективная работа «Жар-птица»: составление хвоста Жар-птицы из перьев, нарисованных и вырезанных детьми.

Демонстрация: Просмотр мультфильма «Иван-царевич и серый волк».

Дидактическая игра: «Найди холодный и теплый цвет». Игра «Холодно-жарко».

Занятие 17. Три главных цвета. Понятие основного цвета. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Понятие составных цветов (фиолетовый, зеленый, оранжевый). Понятие тона, оттенка. Практическая работа: Создание коллективных композиций с получением разных оттенков. Получение составных красок из основных.

Демонстрация: Чтение сказки о том, как злой волшебник заставил людей забыть, что мир был разноцветным. Дидактическая игра: Игра «Художник — волшебник» (закрепление навыков работы с акварелью, получение новых цветов).

Занятие 18. Дружат ли цвета? Гармония цвета. Красота сочетания красок в природе, воспроизведение ее людьми. «Созвучность» цвета, его тональное решение. Практическая работа: Придумать окончание сказки. Раскрасить контурный черно-белый рисунок, изображающий пейзаж.

Демонстрации: Рассматривание фотографий, репродукций картин, видеофрагментов, на которых запечатлены различные пейзажи. Выразительное чтение стихотворения «Волшебное письмо» (завершение цикла «Семицветная страна»).

Занятие 19. Учимся наблюдать природу. Наблюдение — основной метод изучения природы. Его цель, планирование. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: «Что наблюдать?», «С какой целью?», «Где, в каких условиях?», «Каким образом выполнять наблюдение?». Знакомство с правилами поведения в природе. Подготовка памяток и листовок с правилами поведения, не нарушающего природное равновесие.

Занятие 20. Лесная палитра. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.

Занятие 21. Учимся видеть гармонию живой природы. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

Занятие 22. Природа и творчество: учимся рисовать. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

Занятие 23. Приборы, помогающие делать открытия. Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных природных объектов.

Занятие 24. Игра «Кто в домике живет?». Для игры необходимо заранее подготовить небольшую картонную коробку, в которой прорезается круглое отверстие (его диаметр должен позволять ребенку свободно просунуть внутрь руку). Внутрь помещаются небольшие пластиковые игрушки (животные леса, морские обитатели, домашние животные, насекомые и т.д.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают по одной игрушке, на ощупь определяя название животного. После этого каждый участник игры готовит небольшое выступление.

Занятие 25. Симметрия в окружающем мире. Что означает понятие «симметричный»? Двусторонняя и лучевая симметрия в строении животных и растений. Тип симметрии и образ жизни организма. Использование прямоугольного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.). Преимущества, которые дает двусторонняя симметрия.

Занятие 26. Природа и геометрия. Сопоставление формы стеблей (поперечный разрез), листьев, кроны деревьев и кустарников с геометрическими фигурами — треугольником, овалом, кругом. Выявление наиболее характерных признаков внешнего строения различных видов деревьев (например тополя, дуба, березы, липы, яблони, ели). Влияние условий произрастания (одиночное, в лесу или парке) на форму кроны дерева. Как человек изменяет природную форму кроны растений и кустарников: знакомство с элементами ландшафтного дизайна

Занятие 27. Планируем наблюдение. Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.

Занятие 28. Действуем по плану: проводим наблюдение за комнатными растениями. Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д.

Занятие 29. Действуем по плану: наблюдаем за животными. Наблюдения за домашними питомцами (в сельской местности — за домашними сельскохозяйственными животными). Наблюдения за животными в городе или сельской местности по согласованному с учителем плану.

Занятие 30. Природа кормит и лечит. Лес — источник продуктов питания (грибы, ягоды, орехи, съедобные и пряные травы, мед). Лекарственные растения леса. Правила сбора «даров» леса.

Занятие 31. Традиционные народные промыслы. Промыслы народов России, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павлово-посадских платков. Игрушки из природных материалов (дерево, береста, солома, глина).

Занятие 32. «Лесная палитра». Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

Занятие 33. Итоговое занятие. Викторина «Лесные загадки».


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

урока

Название раздела и темы уроков

Количество часов

Дата проведения уроков

По плану

По факту

1

Как мы воспринимаем окружающий мир.

1

05.09

2

Отчего так ярок мир?

1

12.09

3

Семицветный полукруг: «Все цвета радуги»

1

19.09

4

Что такое «Радужная книга»? «Красная страница»

1

26.09

5

«Оранжевая страница»

1

03.10

6

«Жёлтая страница»

1

10.10

7

«Зелёная страница»

1

17.10

8

«Голубая страница»

1

24.10

9

«Синяя страница»

1

07.11

10

«Фиолетовая страница»

1

14.11

11

Чудесное превращение света

1

21.11

12

Чудесное превращение света

1

28.11

13

Из чего делают краски. Природные краски

1

05.12

14

Из чего делают краски. Растительные краски

1

12.12

15

Из чего делают краски. Искусственные краски

1

19.12

16

Тёплые и холодные цвета

1

26.12

17

Три главных цвета

1

16.01

18

Дружат ли цвета? Гармония цвета.

1

23.01

19

Учимся наблюдать природу

1

30.01

20

Лесная палитра

1

06.02

21

Учимся видеть гармонию живой природы

1

13.02

22

Природа и творчество: учимся рисовать.

1

27.02

23

Приборы, помогающие делать открытия

1

06.03

24

Игра «Кто в домике живёт?»

1

13.03

25

Симметрия в окружающем мире

1

20.03

26

Природа и геометрия

1

03.04

27

Планируем наблюдение

1

10.04

28

Действуем по плану : проводим наблюдение за комнатными растениями

1

17.04

29

Действуем по плану : наблюдаем за животными

1

24.04

30

Кто здесь побывал

1

01.05

31

Природа кормит и лечит

1

08.05

32

Традиционные народные промыслы

1

15.05

33

Итоговое занятие. Викторина «Лесные загадки»

1

22.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"

Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Экология нашего края", 4 класс.

Курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается многообразие проявлений форм жизни, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое воспр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...