Игра, материал для вожатых
учебно-методический материал на тему

Соколова Ольга Денисовна

Здесь вы можете найти виды, функции игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Это волшебное слово – игра!»

        Игра – это сложное социально-психологическое явление, причем не возрастное, а личностное. Потребность личности в игре и ее способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и связаны не только с возрастом человека.

        Игра – это первый шаг ребенка в культуру, в том числе и культуру взаимодействия; это всегда – проба собственных сил, проявление и обретение фантазии и творчества.

        Игра – это вид непродуктивной деятельности, и мотив участия в ней заключается не в результате, а прежде всего в самом процессе игры. Природа игры уникальна: объединение в общем переживании, сотрудничестве, общей радости успеха и общей горечи поражения.

Игра выступает как средство социализации личности: она обучает как способам действия с предметами, так и средствам и способам общения с людьми. В игре ребенок развиваетя как личность, происходит его подготовка к различным будущим жизненным ситуациям, выявляются его отношения с окружающими людьми и с самим собой.

От конкурса, соревнования, праздника любая игра (в том числе и ролевая – с большим количеством участников и правил) отличается тем, что самое важное в ней – переживаемое эмоциональное состояние и полученные социальные умения и навыки, а не общий конечный результат.

Важным моментом в игре являются правила. Очень важно научиться играть, соблюдая правила, чтобы действовать в соответствии с принятой на себя игровой ролью,  получить удовольствие от честного достижения своей цели и не ограничить возможности других участников игры.

Функции игры:

  • Эмоциональная.    Игра меняет эмоциональное состояние человека (как правило, позитивно), воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Поэтому игра является одним из методов побуждения, вовлечения личности в активную деятельность.
  • Коммуникативная.  Игра вводит человека в контекст сложнейших человеческих отношений, учит позитивному бесконфликтному общению, выводит на истинное сотрудничество.
  • Социокультурная.  Игра – сильнейшее средство самореализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы воздействия на личность, так и спонтанны, стихийно влияющие на процесс ее развития.
  •  Диагностическая.    Игра обладает предсказательностью, раскрывает в человеке его истинные черты, - ведь в игре участник ведет себя на максимальности личностных проявлений. Игра побуждает человека к самопознанию и одновременно создает условия для этого.
  • Самореализации.   Процесс игры – это всегда пространство для самореализации ее участников, уникальная возможность проверки и применения своего социального опыта.
  • Релаксационная.  Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, помогает восстановлению и развитию эмоциональных и духовных сил человека.
  • Компенсаторная.  Реализация идеи дополнения жизни: взрослый «пробуждает», «переживает» в игре уже прошедшие моменты жизни; ребенок «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. «Инобытие» игры дает возможность органичного сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.
  • Терапевтическая.    Э. Берн сделал вывод о том, что интенсивнее всего играют взрослые люди, утратившие душевное равновесие или имеющие высокую потребность в его обретении. Основываясь на этих взглядах, игротерапевты используют игры для коррекции общения и гравственных взаимоотношений, для ободрения и одобрения, для преодоления комплексов и различных жизненных трудностей.

Часто при делении на команды возникает необходимость разделить детей на несколько команд или выбрать определенное количество участников игры. Для этого можно воспользоваться следующими приемами: 

  • Загадки (участниками игры становятся те, кто угадает загадку);
  • Считалочки;
  • Веселый мяч (передается по кругу; по сигналу ведущего или при замолкании музыки – у кого в руках оказался);
  • Разноцветные жетончики (создаем команды по одинаковому цвету);
  • Аукцион (предметов, идей, мыслей);
  • Эмблемы на креслах;
  • Карточки с указанием номера ряда и места;
  • Часть разрезанной картинки, которую должна собрать группа,  и т.д.

Для того, чтобы игра была эмоционально насыщенной, необходимо создавать игровые программы с учетом основ драматургии.

Игровая программа должна включать:

  1. экспозицию – главная задача – заинтересовать, дать эмоциональный настрой;
  2. завязку – задача - объяснить игровое задание;
  3. развитие действия – сама игра;
  4. кульминацию – переживание высшего эмоционального напряжения;
  5. развязку – финал игры, награждение
  6. эпилог – поздравления и пожелания ведушего.

Методика создания сценария игровой программы:

  1. Выбор темы.
  2. Подбор игр, связанных с темой. Например:

  1. гербарий
  2. слайды о деревьях
  3. кора и плоды
  4. животные и насекомые

  1. Учёт аудитории

  1. Игра должна соответствовать авторско-режисерскому ходу. Например: дети попадают в лес к волшебному грибу, помогают ему, проходя испытания.

Типы игровых программ:

  1. Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру непосредственно в ходе «действия» (интеллектуальные игры за столом, подвижные игры, конкурсы на дискотеке). Т.е. программы, где нет соревновательного процесса. Ведущий может быть в образе, но игра не будет театрализованной.
  2. Конкурсно-игровая программа. В основе лежит принцип соревновательности в каком-либо виде деятельности (конкурс на лучшую страшилку, конкурс букетов). В этой программе важно учитывать: конкурсные задания, критерии конкурса, немало важно яркое название. Причем задания должны соответствовать возрасту детей и ставиться конкретно, четко.

Классические примеры творческих конкурсов: КВН, брейн-ринг, турниры, аукцион талантов. Образовательный и воспитательный смысл именно в подготовке, придумывании и совместном творчестве (прием ТРИЗ).

  1. Театрализованная конкурсно-игровая программа. Все конкурсы подчинены определенной цели. Дети погружаются в определенную атмосферу и должны выполнять задания, от которых зависит судьба героев. Театрализация предполагает сюжет, ярких героев, а сценарий построен по законам драматургии, т.е. в основе лежит конфликт.
  2. Интеллектуальные игры. Игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека, его интеллекта, эрудиции.


  1. Сюжетно (ситуационно)-ролевые игры. Разыгрывание жизненных ситуаций с целью найти оптимальный выход из положения. Описание места, времени, вводящих в игру (космопорт, экспедиция, замок). Главный механизм – перевоплощения. В основе игры сюжет, а игроки – герои (Зарница). Эта игра служит средством развития личности каждого участника. После такой игры рекомендуется провести с ребятами анализ.
  2. Спортивные эстафеты. Особо интересны спортивн0 – игровые эстафеты «Весёлые старты». Эти командные соревнования-эстафеты могут быть с предметами и без. Хорошая эстафета состоит из чередования разных видов эстафет.

Этапы подготовки:

  1.  конкурсы для эстафеты
  2. инвентарь
  3. помощники
  4. судьи
  5. поощрения

Чем богаче спектр того, что делает действительно полезной ту или иную игру, тем большей жизнеспособностью она будет обладать.

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев С. П. «Методика проведения конкурсных программ»
  2. Бибарцева Т.С. «Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы»
  3. Ганичев Ю.В. «Подходы к классификации интеллектуальных игр», журнал РОСТ №9 2001г.
  4. Куприянов Б.В. «Ситуационно-ролевая игра»
  5. Фришман И.И. «Формирование основ игровой культуры ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практика вожатой

Многое не выкладываю, но могу сказать что если с детьми постоянно занимаются то  дети  каждый день будут принимать участие во всех конкурсах и времени на плохие дела у них реально не о...

Методическое пособие для вожатых по работе в лагере

Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и од...

Конкурсно-развлекательная игра «Дочки-матери-сыночки» для учеников начальной школы и их родителей, посвященная Дню Матери

В игре участвуют 2 команды: первая 2 мамы и 2 дочки, вторая 2 мамы и 2 сына, жюри, остальные зрители. Конкурсы для команд и зрителей чередуются , чтобы всем было интересно...

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...

Игра-повторение пройденного материала за год "Своя игра" для учащихся 2 класса

Игра-повторение пройденного материала за год "Своя игра" для учащихся 2 класса...