«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»
статья на тему

Лебедева Анна Юрьевна

Статья на тему  «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в ГБОУ СОШ  №153"

Скачать:


Предварительный просмотр:

          «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»

Автор-составитель – Лебедева А.Ю.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

В 2б классе обучаются 12 человек. У большинства диагноз ОНР 3 уровня ( общее недоразвитие речи 3 уровня), но есть и более тяжелые диагнозы – ринолалия и дизартрия:

  • Для третьего уровня могут быть характерны сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат. Один звук при этом заменяет два или более. Речь у детей с 3 уровнем ОНР гораздо более связная, чем у детей предыдущих уровней, и ребенок вполне может составить рассказ по предложенной ему сюжетной картинке или рассказать о своей семье и событиях из жизни.
  • Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: [м], [мь], [н], [нь]. Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: [м] заменяется на [б], [н] заменяется на [д], [мь]- на [бь], [нь]- на [дь]. Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны.Специфическими для ринолалии являются замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к — д, т, м — б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи. Чтение также отражает несформированность устной речи. Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания значения отдельных слов; выявляются нарушения связи между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносного смысла.
  • Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) , нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации. Списывание текста показывает многочисленные ошибки разного характера: не выделение слов в предложении, смешение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, элементы зеркального письма, почерк неровный. Чтение отрывка из учебника за 2 класс общеобразовательной школы выявляет значительное число ошибок, медленный темп, неполное понимание прочитанного

Такие тяжелые диагнозы требуют соблюдения особых условий в организации учебно-воспитательном процессе:

  1. Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков. (в классе не более 12 человек);
  2. Необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, для неоднократном повторении изученного материала;
  3. Особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями;
  4. Щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок; (физминутки)

Однако мы обучаемся по общеобразовательной программе. Большие затруднения вызывают такие предметы как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Но учителя согласно решению педсовета проявляют лояльность в оценивании работ учащихся с ТНР.

Для решения трудностей, которые возникают у учащихся с ТНР необходимо получение обязательной систематической логопедической и психологической помощи;

В школьную службу сопровождения входят: учитель-логопед, логопед, психолог, социальный педагог.

Подгрупповые и групповые занятия с логопедом проходят 2-4 раза в неделю. Группы формируются в зависимости от сложности речевого нарушения.

На занятиях проводится работа:

  • по формированию фонетической  стороны речи;

-   развитию фонематического слуха;

  • над лексико-грамматической стороной и связной речью;
  • над совершенствованием навыков звукового анализа и синтеза;
  • Обучение грамоте.

Психолог проводит занятия на снятие тревожности, развитие памяти и внимания, повышение учебной мотивации, регулирует проблемы отношений в детском коллективе.

Социальный педагог проводит изучение социальной среды ребенка, выявляет учащихся, склонных к правонарушениям и проводит работу по предотвращению правонарушений.

Также пробуждение у детей речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении происходят на занятиях внеурочной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогич...

Психолого-педагогическая рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) 1-4-ые классы

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государств...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Презентация содержит информацию об организации работы педагога-психолога КОУ "Сургутская школа-детский сад" по сопровождению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней перечислены виды тяжелых нарушений речи (ТНР), психолого-педагогические и речевые особенности детей с ТНР, основные н...

Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

ldquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...

Тема публикации: «Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Группа младших школьников с нарушениями речи разнородна по степени выраженности речевых недостатков устной и письменной речи, механизмам их возникновения и т.д. Наряду с нарушениями речи, у детей с тя...