доклад "Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка"
статья (1 класс) на тему

Есикова Инна Александровна

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, доказано многочисленными исследованиями и экспериментами. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта, который играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Если шахматам обучать всех детей, то и ведущей становится «учебная» установка, связанная с пониманием того, что именно дает игра в шахматы всем детям, безотносительно к тому, будут ли они далее играть в шахматы или нет.

Для того, чтобы выявить у детей способности к изучению шахмат и спрогнозировать результаты, мы использовали комплекс психологических методик Татьяны Анатольевны Огневой, разработанный для детей 5-7летнего возраста. Этот комплекс также направлен на выявление трудностей в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно скажется и на освоении шахматной игры.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shahmaty.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: Шахматы как средство влияния на развитие способностей ребенка

Подготовила: Есикова И.А.

учитель начальных классов

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, доказано многочисленными исследованиями и экспериментами. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Дети, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Доказано, что шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга,  за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Также отмечается положительное влияние шахмат на формирование характера: начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости, дети становятся более общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта, который играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Если шахматам обучать всех детей, то и ведущей становится «учебная» установка, связанная с пониманием того, что именно дает игра в шахматы всем детям, безотносительно к тому, будут ли они далее играть в шахматы или нет.

    Учебный предмет шахматы имеет четкие цели:

- побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;

- введение в мир логической красоты и образного мышления;

- расширение представлений об окружающем мире;

- развитие памяти, внимания, усидчивости;

- обеспечение креативной функции знаний;

- воспитание других положительных качеств личности.

    Шахматы – средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию.

Игра в шахматы даёт прекрасную возможность применять полученные знания на практике. Она является посильной и интересной для детей практической деятельностью, имеющей развитую и неотрывную от практики теорию.

С этом учебном году мы начали работу по изучению шахмат с первыми классами на развивающем курсе «Белая ладья». Так как внеурочная деятельность в первых классах  ведется со второго полугодия наше знакомство с шахматами только началось.

Для обучения шахматам мы выбрали авторскую методику, данный курс рассчитан на 4 года обучения. Методика представляет собой последовательность уроков, начиная с ознакомления с элементарными шахматными понятиями и заканчивая овладением сложными тактическими приемами. Каждый урок включает в себя изучение теоретического материала, отработку его на практических примерах. На занятиях в первых классах мы используем дидактическое  компьютерное пособие «Шахматы в школе. Динозавры учат шахматам».

Данный программный комплекс позволяет проводить занятия и игры в компьютерном классе. В данное время мы используем его в своих классах при знакомстве с фигурами, при изучении особенностей ходов данных фигур. Игровая форма изучения шахмат вызвала большой интерес у первоклассников на начальном этапе. Также для практической работы мы используем демонстрационную шахматную доску.

Для того, чтобы выявить у детей способности к изучению шахмат и спрогнозировать результаты, мы использовали комплекс психологических методик Татьяны Анатольевны Огневой, разработанный для детей 5-7летнего возраста. Этот комплекс также направлен на выявление трудностей в развитии детей, своевременное обнаружение которых с их последующей коррекцией принесет огромную пользу для общего развития ребенка. Это, в свою очередь, благоприятно скажется и на освоении шахматной игры.

Комплекс этих психологических методик рекомендован для преподавателей шахмат, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, воспитателей, родителей.

Методики помогаю выявить  потенциал детей  к  обучению  шахматной  игре    (именно  не  к  самим  шахматам, а  только  к  их обучению). Известно, что  научить ребёнка  двигать  шахматные  фигуры  не  составляет  большого  труда, но  научить  его  ориентироваться  в  шахматных  позициях  и    элементам  шахматного  мышления  - очень  трудоёмкая  задача. Осуществление этой задачи во многом  зависит от  внутреннего  потенциала  к  саморазвитию  ребенка. Одной  из  важных характеристик  этого потенциала  является обучаемость. Т.А. Огнева считает, что "для повышения качества и скорости развития ребенка посредством шахмат важно знать способности ребенка к изучению шахмат ещё до того, как он начал изучать эту игру".  Она разработала систему оригинальных методик, которые  дают возможность  увидеть зону актуального развития каждого ребенка. Это позволит в процессе обучения определить для  него посильную нагрузку. В результате составляется прогноз шахматных способностей ребенка.

В комплексе представлено четыре методики: первая методика направлена на выявление умения анализировать. Вторая - "рисование заборчика" - взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы, как инертность мышления и трудности переключения деятельности. Третья методика диагностирует способность ребенка действовать в уме. Четвертая методика ("Эмоциональный статус личности" - модификация цветового теста Люшера - Дорофеевой) позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка, которое определяет эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения тестирования.

Мы прогнозируем, что данный  блок  методик позволит определять  структуру  детской  группы по возможностям  ее  участников в обучении  шахматной  игре.  Дети, показывающие высокие результаты в  этом тестировании,  с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы  и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени.

  Наши первоклассники показали следующие результаты: на слайде

Подводя промежуточный итог, делаем вывод, что шахматы сами по себе являются хорошим индикатором развития способностей ребенка, его будущих школьных успехов или неуспехов, особенно в таком предмете, как математика. В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.     Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...

Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.

оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...

Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.

Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности....

«Развитие способностей ребенка с раннего детства»

Статья на тему «Развитие способностей ребенка с раннего детства»...

Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.

Данная статья о  развитии творческих способностей школьника...

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ре­бёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда со...

«Проектная деятельность, ее влияние на развитие индивидуальных способностей обучающихся» Обобщение опыта. 4 класс Внеурочная деятельность

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность обучающегося, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образован...