Открытое психологическое занятие: Мастер-класс "Развитие и активизация внимания у обучающихся с ОВЗ"
план-конспект на тему

Бамбурова Нина Петровна

На занятии раскрываются приемы активизации внимания у обучающихся с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bamburova_n.p._s.isakly.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое психологическое занятие –

 Мастер-класс на тему:

 «Развитие и активизация внимания обучающихся 

с ОВЗ на уроках»

Педагог-психолог: Бамбурова Нина Петровна

Дата проведения: 20.12.2017г.

Цель: сформировать понимание необходимости применения на уроках специальных упражнений и игр, направленных на развитие и активизацию внимания.

Задачи:

- привлечь внимание педагогов к проблеме активизации внимания обучающихся,

- актуализировать знания о свойствах внимания,

- выявить параметры эффективности данных упражнений,

- подвести к пониманию необходимости использования на уроках специальных упражнений и игр для активизации и развития внимания обучающихся, - познакомиться с корректурными упражнениями.

Вводная часть

Выявление проблемы. Выведение темы.

Добрый день!

 Я рада видеть Вас. Надеюсь, наше общение будет интересным и полезным.

В связи с началом работы Опорной площадки по внедрению ФГОС ОВЗ в нашей школе, мы провели исследование по изучению потребностей и дефицитов в работе педагога при реализации ФГОС ОВЗ путем анкетирования. В ходе изучения результатов анкетирования выявили несколько проблем, с которыми сталкиваются педагоги в работе по данном направлению. Одной из проблем является коррекция психических процессов в реализации учебной деятельности.

У каждого учителя свои приемы создания атмосферы урока, преподавания, однако, мы нередко сталкиваемся с тем, что наши дети не усваивают учебный материал или усваивают неточно, неполно. Как вы думаете, каковы основные причины?

Да, это:

1. Гиперактивность

2. Хронические соматические заболевания

3. Индивидуальные особенности нервной системы

4. Переутомление и перегрузки

5. Ограничения в развитии внимания

6. Недостаточная мотивация выполнения деятельности

Как Вы думаете, какой психический процесс называют «монархом сознания»? Без него невозможна никакая сознательная умственная деятельность, никакое эффективное обучение. Да, это – внимание. Именно, недостатками в развитии внимания очень часто объясняется не успешность детей в школе.

Как же завоевать их внимание? Несмотря на их проблемы дома, непростые отношения со сверстниками и просто плохое настроение. Я предлагаю Вам обсудить проблему развития и активизации внимания обучающихся с ОВЗ. Это и будет темой нашего разговора.

Слайд 1

Основная часть

Выведение задач

Думаю, для этого нам нужно будет:

- вспомнить основные свойства внимания

- познакомиться с корректурными упражнениями и апробировать их,

- выявить параметры эффективности данных упражнений

Актуализация наших знаний

СЛАЙД 2. Внимание обладает определенными свойствами. Какими? (объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость, произвольность). Внимание, как психический процесс не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Нарушение каждого из данных свойств, приводит к низкой успеваемости. Причём, подобные недостатки могут быть устранены в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Новый материал

Я хочу предложить Вам метод, который позволяет развивать разные параметры внимания: переключение, распределение, устойчивость, концентрация внимания. Это корректурные игры и упражнения. Слайд 3 Корректура - (от лат. correctura - исправление – улучшение) «Корректурная проба» – это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдон. Да, известна эта методика давно, но используется не достаточно широко. При помощи корректурных игр и упражнений появляется больший интерес ко всему учебному процессу. Лучше усваивается и запоминается изучаемый материал. Это особенно важно для детей с ОВЗ.

Слайд 4 В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и упражнения, которые вы предложите ребёнку, тем больше шансов развить его внимание. Особенность корректурных упражнений состоит в том, что их можно модифицировать на любой предмет.

Для каждого урока можно подобрать различные виды упражнений. Так для уроков чтения предлагаю следующие задания.

1.Корректурная проба. 
Проводится на этапе оргмомента, помогает настроиться на урок, успокоиться после активной перемены.

А) Необходимо найти и вычеркнуть в печатном тексте определённые буквы в течение 1-3 минут (например «А»). Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п ( Дать инструкцию ученикам)

СЛАЙД 5.  2. Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений можно использовать на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираются слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.

Пример. Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.

ИАКБНИ (Бианки)
КВАСЛАДО (Сладков)
УРЧШИНА (Чарушин)
КОВЫЛР ( Крылов)

  • Что обозначают эти слова?

Дальше работа строится в соответствии с темой урока.

5. Для развития беглости чтения используются следующие приемы:

  • чтение за диктором (нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
  • чтение с отрывом взгляда от текста;
  • игра “Прятки”.

Все эти упражнения улучшают не только внимание, развивают навыки чтения, но и повышают интерес к уроку.

На уроках русского языка очень хорошо зарекомендовали себя следующие здания:

СЛАЙД 6        1. Найти слова среди напечатанных без пробелов букв. Это упражнение можно применять на всех этапах урока.

Пример. Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР
ЯЫЙЦЁОРТ
ПЕТУХЬЖЭЪ
МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ
Л
ЗАЯЦУКАПРОДШГ

СЛАЙД 7.      2. “Путаница”. Используется на любом этапе урока.

Детям предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов.

Пример. Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные, укажите склонение.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210425/img1.gif

СЛАЙД 8.     3. Отделять в сплошном тексте слова друг от друга.

Пример. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу. Запишите ее, над глаголами укажите время и спряжение.

ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

4. Задание: первые 2 буквы зачеркните, следующие 2 буквы подчеркните и т.д. Фраза получится из подчеркнутых букв.

«Акзнованювиекатопрльтзкоюмтойыгдошазплнаряникте, куьогцчдаутприоиовббркыетрсенеооулхсиурлижаямвнимеиыснтлижь, анжоеоицднзройнупаьпмямктьытю.»

СЛАЙД 9.     5. На минутках чистописания можно использовать такой приём.

Найти спрятанные буквы.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210425/img2.gif

На уроках математики, так же применяются упражнения на развитие внимания:

СЛАЙД 10.      1.На этапе устных упражнений удобно применять известные числовые таблицы Шульте.

Пример. Найдите числа от 1 до 25, называйте вслух.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

3

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

  • Найдите сумму чисел 1и 4 столбца каждой пары.
  • Числа 1 столбика увеличьте в 5 раз.

Для 4 классов можно использовать трехзначные числа.

 СЛАЙД 11.    1. Графические диктанты.

Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях. Авайте попробуем (раздать листочки и ручки):  Отсчитайте 2 клетки вниз - 5 клеток вправо – 8 клеток вправо – 4 клетки вниз – 8 клеток влево – 4 клетки вверх.

Что получилось? Правильно! Это задание можно проводить в начале урока для выведения темы.

Слайд 12 2. Кодирование слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Пример. Зашифруйте слова: метро, торт и д.р.

Н

М

Е

Т

Р

А

Л

О

С

1

2

3

4

5

6

7

8

0

23458, 4854.

  • Прочитайте числа, которые у вас получились.
  • Разложите эти числа на разрядные слагаемые.
  • Назовите общее число сотен, десятков и т.д.

Из приведённых мною примеров видно, что любое упражнение, направленное на развитие внимания, можно адаптировать к любому уроку и связать его с темой урока.

Подведение итога Таким образом, использование специальных игр и упражнений на уроках позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, развивать и активизировать внимание детей на уроках.

Слайд 13

Как вы думаете, кроме того, что эти упражнения полезны для детей, чем они удобны для учителя? Каковы основные «+» использования игровых упражнений?

1. Малозатратны. Не надо много времени и подготовки.

2. Увлекательность упражнений. Их можно преподнести в игровой форме. Можно устраивать конкурсы между группами учеников, выдавать победителям жетоны. Эти упражнения помогут избежать однообразия на уроках;

3. Действенность. Высокая продуктивность упражнений;

4. Универсальность. Применимы в любой области знания, на любом типе урока и на любом этапе урока;

5. Развивают мыслительные способности, повышают общий уровень интеллекта, способность к обучению, восприятию, понимаю материала.

Рефлексия

На этом мое выступление закончилось, надеюсь оно было для вас интересным. На память о нашей встрече хотелось бы раздать вам памятки с наиболее интересными упражнениями для развития внимания.

СЛАЙД 14 Спасибо Вам за работу и внимание! Желаю успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Психологическое занятие для первоклассников на развитие внимания как часть работы по формированию регулятивных УУД

В рамках работы по формированию регулятивных УУД, педагог-психолог совместно с учителем начальных классов проводит занятие на развитие внимания.  Чтобы замотивировать детей на активное взаимодейс...

Как интересно провести психологическое занятие в первом классе на развитие внимания (в рамках реализации программы формирования УУД)

Аннотация: Чтобы замотивировать детей на активное взаимодействие, мы применяем информационные мультимедийные технологии. Занятие проходит в форме тематического классного часа, посвященного развитию вн...

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...

Конспект психологического занятия для обучающихся с ЗПР, 1 класс. Тема "Один в школе"

Занятие проходит в декабре, в заключительный период адаптации учащихся 1-х классов в школе. Во время занятия используются приемы и методы активного психолого-педагогического воздействия на обучающихся...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия (психологические)» 1-4 классы Вариант 2.1 (для обучающихся с нарушениями слуха)

Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста,  имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, коммуникативной...