Блокада Ленинграда
материал (4 класс) на тему

Хромова Елена Владимировна

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Блокада Ленинграда  мероприятие.

Цель:формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  • Расширение области знаний учащихся о периоде Великой Отечественной войны с сентября 1941 г. по январь 1944 г.
  • Формирование высоких морально-нравственных качеств личности, создание условий для дальнейшего развития.
  • Ознакомление со страшным и героическим периодом в жизни нашего города через изучение поэтического творчества.
  • Воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Блокада Ленинграда», музыкальное сопровождение.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Театрализация блокадной квартиры под песню Вари Стрижак Мама на плачь.

Ведущий:Есть города, многовековое существование которых течёт спокойно. Век за веком они живут как бы в стороне от шумного потока исторических событий: поколения родятся и умирают, годы приходят и уходят, но ничего существенного, ничего истинно великого не случается в их стенах. А есть города другие: с первых дней жизнь их кипит и бурлит неустанно. Далеко по всему миру разносится гул этого кипения. С каждым годом они меняют облик, и в судьбах человечества остаются неизгладимые следы этих перемен. Таким городом является Санкт-Петербург.

К плеяде столь прославленных имён,
Как Измаил, Полтава, Севастополь,
Прибавится теперь ещё и он,
Град Ленина, о чей гранитный цоколь
Разбилась боевая мощь врага,
Зарывшегося в русские снега…

Есть особенные дни в году, когда наш родной город мы называем – Ленинград. Ленинград – Город герой, помните об этом. Города становятся героями, если их защищают героические люди.Гимн Великому городу

чтец:

Я не покину город мой,
Венчанный трауром и славой.
Здесь каждый камень мостовой
Свидетель жизни величавой.
Здесь каждый памятник воспет
Стихом пророческим поэта.
Здесь Пушкина и Фальконета
Вдвойне бессмертен силуэт.
О, память! Верным ты верна.
Твой водоём на дне колышет
Знамёна, лица, имена,
И мрамор жив, и бронза дышит.
И променять за бытиё,
За тишину в глуши бесславной
Тебя, наследие моё,
Мой город великодержавный?
Нет! Это значило б предать
Себя на вечное сиротство.
За чечевицы горсть отдать
Отцовской крови первородство
.

«Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».

Ведущий: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди, насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Все это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Ведущий:22 июня 1941 года фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер, вероломно напала на нашу страну. Закончить войну с СССР фашисты рассчитывали за 3-4 месяца.
Большую часть славянских народов они хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Ведущий: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предлагаю блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – 42 отборных дивизии, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.чтец:

О, этот город! Как его пытали…
С земли и с неба. Стужей и огнём.
Он голодал. Бледнее лица стали,
Румянец мы не сразу им вернём.
Но даже и потом, на много лет,
Останется на них особый след.

И ежели сегодня захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, проверенном стократ,
О доблести, то скажут – Ленинград, –
И всё сольётся в этом слове…

Ведущий: 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

 чтец:

…Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.

Но в то, что умер город наш, –
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянье и страх,
Мы знаем от людей, сражённых смертью
Что означает:
«Смертью смерть поправ».

Мы знаем:
Клятвы говорить не просто.
И если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём последнюю из простынь
Лишь на бинты,
Но не на белый флаг!

Ведущий:  С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. К ноябрю сокращены нормы выдачи хлеба до катастрофически малых цифр: рабочим – 250 граммов, детям до 12 лет и иждивенцам – 125 граммов.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережные рек, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Опять налёт,
Опять сирены взвыли.
Опять зенитки начали греметь.
И ангел
С петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.

Но неподвижна очередь людская
У проруби,
Дымящейся во льду.
Там люди
Воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.

Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались –
Просто силы берегут.
Наполненные вёдра и кастрюли
Привязаны к саням,
Но люди ждут.

Ведь прежде чем по ровному пойдём,
Нам нужно вверх
По берегу подняться.
Он страшен.
Этот тягостный подъём,
Хотя, наверно, весь –
Шагов пятнадцать.

Споткнёшься,
И без помощи не встать,
И от саней –
Вода
Дорожкой слёзной…
Чтоб воду по пути не расплескать,
Мы молча ждём,
Пока она замёрзнет…

Ведущий: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, уничтожат в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

чтец:

Когда живое всё от взрывов глохло,
А он
Не поднимал ни глаз, ни рук,
Мы знали:
Человеку очень плохо.
Ведь безразличье
Хуже чем испуг.

Мы знали:
Даже чудо не излечит,
Раз перестал он жизнью дорожить.
Но был последний способ –
Взять за плечи
И крикнуть человеку:
«Надо жить»

Ведущий:И город жил… Жил полной жизнью – работали детские сады и школы, библиотеки, кино и театры, звучала музыка…

На фоне музыки:

чтец:

Им холод кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей,
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает,
Не чувствуя рук, пианист…

Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела окрест –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»

И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие  тёмных квартир.
И слушал её ошарашенный мир…
Вы так бы смогли
Если б вы умирали?..

Ведущий:В это тяжёлое время страна, чем могла, помогала Ленинграду. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Она пролегла ледяными полями,
«Дорогою Жизни» назвали её.
И жизнь пробивалась сквозь холод и пламя,
Бомбёжки, метели и взломанный лёд.

И с суши, и с неба её охраняли,
Подходы по льду день и ночь стерегли.
Дорожники трассу чинили, меняли,
Как пульс Ленинграда её берегли.

Она – как легенда, как песня, как знамя.
У этой дороги не будет конца –
Она навсегда пролегла через память
,
Навеки прошла через наши сердца…

Ведущий:  Все, кто обслуживал ледовую трассу: водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».

Песня «Ладога»

Ведущий:900 дней мужества, 900 ночей бесстрашия. Город выстоял и в честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Почтим память погибших минутой молчания вечный огонь на Пискарёвском мемориале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...