1. Рабочая программа внеурочной деятельности.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Игнатьева Анастасия Николаевна

ПК 4.1. Учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учётом области деятельности, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_teatralnogo_kruzhka.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнекулойская средняя школа»

Верховажского района Вологодской области

        

               Принята                                                                            «Согласовано»                        

           на заседании педагогического                                   Зам. директора по УВР        

          совета    №1                                                                         Описание: Описание: Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC09120.JPG             

           29.08.2016  года                                                                   /О. А. Киселева/                

                                                                                                      29.08.2016 г.                                                                    Приказ № 45 от 29.08.2016 г.

                                                                                                           

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«В мире театра»

1-4 классы

 

Адоптировала:

Игнатьева Анастасия Николаевна                                                                

Автор:

Голубина Надежда Валентиновна,

                                                                                                                  учитель начальных классов

МБОУ «Нижнекулойская средняя школа

                                         

2017-2018 год

1.Пояснительная записка

Программа реализует общекультурное  направление внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с :

1.Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования.

2.Моделью внеурочной деятельности школы.

3.Положением  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности  МБОУ «Нижнекулойская средняя школа» по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием  определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника, сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона обучающихся, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных  результатов, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

2.Актуальность

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

3.Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Целью программы является  эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;

 - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса;

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

 Место курса в  плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.

На  реализацию театрального кружка в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Занятия проводятся по 40 минут .

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.

4.Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы

  1. Роль театра в культуре.
  2. Театрально-исполнительская деятельность.
  3. Занятия сценическим искусством.
  4. Основы терминов.
  5. Просмотр профессионального театрального представления.
  6. Основы пантомимы.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

5.Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся научатся

5.1правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

5.2  виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

5.3      чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

5.4 наизусть стихотворения русских  авторов.

Учащиеся будут уметь

5.5  владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

5.6  действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

5.7  произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

5.8  произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

5.9  произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

5.10  читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

5.11  подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты:

1.1 потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

1.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

1.4  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

2 .Регулятивные УУД:

2.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

2.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

2.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

2.4  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

3.Познавательные УУД:

3.1  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

3.2  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

3.3  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

4. Коммуникативные УУД:

4.1  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

4.2  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

4.3  обращаться за помощью;

4.4  формулировать свои затруднения;

4.5  предлагать помощь и сотрудничество;

4.6  слушать собеседника;

4.7  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

4.8  формулировать собственное мнение и позицию;

4.9  осуществлять взаимный контроль;

4.10  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

1

1

Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.

2

Театрально- -исполнительская деятельность

9

2

7

На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок», «Колобок».

3.

Занятия сценическим искусством.

10

-

11

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр. Выбор ролей, разучивание. Участие в обсуждении декораций и костюмов.

4.

Освоение терминов.

1

1

-

Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд,  партнер, премьера, актер.

5.

Просмотр профессионального театрального спектакля.

3

1

2

Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр. Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах.

Итого

33

2 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

1

-

1

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)

2

Театрально-исполнительская деятельность.

8

3

5

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

3.

Занятия сценическим искусством.

15

3

12

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

4.

Работа над серией мини-спектаклями.

10

1

9

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

Итого

34

3 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

1

1

-

Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.

2

Занятия сценическим искусством.

10

3

7

На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

3.

Театрально-исполнительская деятельность.

8

3

5

Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя  характерность.

4.

Работа и показ театрализованного представления.

15

5

10

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов.

Итого

34

4 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

4

4

-

Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами.

2

Театрально-исполнительская деятельность.

10

3

7

Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог.

3.

Основы пантомимы.

15

3

12

Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.

4.

Работа и показ театрализован-ного представления.

5

1

4

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями.

Итого

34

Структура курса

Раздел программы

Содержание раздела

Количество часов

1.

Роль театра в культуре.

Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»). Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами.

15

2.

Театрально-исполнительская деятельность.

Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Основы актёрского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

35

3.

Занятия сценическим искусством.

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Дети выполняют этюды по картинкам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

35

4.

Освоение терминов.

Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

1

5.

Просмотр профессионального театрального спектакля

Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

3

6.

Работа и показ театрализованного представления.

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

30

7.

Основы пантомимы.

Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.

15

Итого

135 часов

Содержание программы (135 часов)

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

1 раздел Роль театра в культуре ( 15 часов) .

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.  В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения, участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино» «Мультяшки - анимашки»), знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург.

2 раздел Театрально-исполнительская деятельность ( 35 часов).

Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения(поезд, мотылек ,бабочка.).Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы( огонь снег).Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

3 раздел Занятия сценическим искусством.(35часов).

Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна .Игры одиночные Дети выполняют этюды по картинкам .На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.

4 раздел  Освоение терминов (1час).  

Знакомятся с понятиями: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

5 раздел Просмотр профессионального театрального спектакля (3 часа).

Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

6 раздел Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) (30 часов)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

7 раздел Основы пантомимы (15часов).

Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное  средство. Жест, маска пантомимном действии.

Календарно-тематическое планирование кружка   1класс

№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Количест-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Формирование   УУД

Примечание

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

игра

Игры на знакомство, сплочение коллектива.

 1.1

 2.1

 4.1

 3.1

Понятие «экспромт»

2

Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами Омска (презентация).

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

1.1

2.1

3.6

3.10

4.5

использование Интернет-ресурсов

3

 Театральная игра

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

1

Знакомство с правилами поведения на сцене

2.4

1.1

3.1

3.3

4.2

4.6

Понятие «рифма»

4-5

Репетиция  сказки «Теремок».

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

1.1

1.3

2.2

3.3

4.5

5.1

6

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

1.2

2.1

3.3

4.7

4.3

Интернет-ресурсы

7

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

1.2

2.4

3.3

4.1

4.8

5.5

Интернет - ресурсы

8

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

1.1

3.2

4.1

5.1

Правила диалога

9-11

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

3

Отработка дикции

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

12

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

13

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».  

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

1.3

2.4

3.3

4.9

4.6

5.7

Электронная презентация

14-16

Инсценирование русских народных сказок

Знакомство с текстом, выбор русской народной сказки, распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

1.3

1.4

2.2

2.4

3.5

4.2

4.7

5.5

17

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

1.2

2.4

2.3

3.3

4.1

4.6

5.2

18

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

1.3

2.1

3.1

4.2

4.5

4.6

5.7

фонохрестоматия

19-21

Инсценирование  народных  сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.  

Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

1.2

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

 1.4

2.4

3.3

4.4

5.5

23

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Что такое пантомима

24-27

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

1.1

2.2

3.3

4.7

5.7

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Пых»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

5.4

1.3

2.2

3.3

4.5

4.3

30

Ритмопластика

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

1.1

2.4

3.3

4.5

5.7

30-32

Инсценирование сказок К.И.Чуковского

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ  

3

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

1.1

1.3

2.2

2.2

3.3

4.1

4.8

5.5

33

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

1.4

2.4

3.3

4.10

5.5

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года

Итого:

33

Календарно-тематическое планирование кружка 2класс

№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Количест-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Формирование   УУД

Примечание

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

Беседа, игра

Решение организационных вопросов.

      1.1

      2.1

     4.1

      3.1

2

Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Повторить  понятие «театр».

Знакомство с театрами Вологды, Верховажья  (презентация).

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

1.1

2.1

3.6

3.10

4.5

Возможно использование Интернет-ресурсов

3

 Роль театра в культуре.

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

1

Знакомство с правилами поведения на сцене

2.4

1.1

3.1

3.3

4.2

4.6

Понятие «рифма»

4-5

Репетиция  сказки «Репка».

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

1.1

1.3

2.2

3.3

4.5

5.1

6

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

1.2

2.1

3.3

4.7

4.3

Интернет-ресурсы

7

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

1.2

2.4

3.3

4.1

4.8

5.5

Интернет - ресурсы

8

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

Игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

1.1

3.2

4.1

5.1

Правила диалога

9-11

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

3

Отработка дикции

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

12

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

13

Театральная игра «Маски».  

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

1.3

2.4

3.3

4.9

4.6

5.7

Электронная презентация

14-16

Инсценирование сказки «Три медведя»

Знакомство с текстом,  распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

1.3

1.4

2.2

2.4

3.5

4.2

4.7

5.5

17

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

1.2

2.4

2.3

3.3

4.1

4.6

5.2

18

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

1.3

2.1

3.1

4.2

4.5

4.6

5.7

фонохрестоматия

19-21

Инсценирование  народных  сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.  

Знакомство с  содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки:            распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

1.2

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

 1.4

2.4

3.3

4.4

5.5

23

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Что такое пантомима

24-27

Постановка сказки «Три поросенка»

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

1.1

2.2

3.3

4.7

5.7

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Волк и семеро козлят»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

5.4

1.3

2.2

3.3

4.5

4.3

30

Ритмопластика

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

1.1

2.4

3.3

4.5

5.7

30-33

Инсценирование сказок С.Я.Маршака»

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

1.1

1.3

2.2

2.2

3.3

4.1

4.8

5.5

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

1.4

2.4

3.3

4.10

5.5

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование   3класс

№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Количест-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Формирование   УУД

Примечание

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

Беседа, игра, дискуссия

Решение организационных вопросов.

      1.1

      2.1

     4.1

      3.1

2

Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Повторить  понятие «театр».

Знакомство с театрами Омска (презентация).

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

1.1

2.1

3.6

3.10

4.5

Возможно использование Интернет-ресурсов

3

 Роль театра в культуре.

Знакомство с древнегреческим ,современным ,кукольным, музыкальным ,цирковым театрами.

1

дискуссия

Знакомство с различными видами театров. Делятся своим жизненным опытом.

2.4

1.1

3.1

3.3

4.2

4.6

4-5

Репетиция  сказки «Бременские музыканты»

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

1.1

1.3

2.2

3.3

4.5

5.1

6

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

1.2

2.1

3.3

4.7

4.3

Интернет-ресурсы

7

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

 Инсценирование понравившихся диалогов.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

1.2

2.4

3.3

4.1

4.8

5.5

Интернет - ресурсы

8

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

1.1

3.2

4.1

5.1

Правила диалога

9-11

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

3

Отработка дикции

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

12

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

13

Театральная игра «Маски».  

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

1.3

2.4

3.3

4.9

4.6

5.7

Электронная презентация

14-16

Инсценирование сказки «Три поросенка»

Знакомство с текстом,  распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

1.3

1.4

2.2

2.4

3.5

4.2

4.7

5.5

17

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

1.2

2.4

2.3

3.3

4.1

4.6

5.2

18

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

1.3

2.1

3.1

4.2

4.5

4.6

5.7

фонохрестоматия

19-21

Инсценирование народных сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.  

Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

1.2

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22

Чтение в лицах стихов русских поэтов

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

 1.4

2.4

3.3

4.4

5.5

23

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Что такое пантомима

24-27

Постановка сказки «Три поросенка»

Знакомство с содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

1.1

2.2

3.3

4.7

5.7

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Мороз Иванович»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ» Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

5.4

1.3

2.2

3.3

4.5

4.3

30

Ритмопластика

Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

1.1

2.4

3.3

4.5

5.7

30-33

Инсценирование сказок К.Чуковского

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ  

                       

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

1.1

1.3

2.2

2.2

3.3

4.1

4.8

5.5

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

1.4

2.4

3.3

4.10

5.5

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование  4 класс

№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Количест-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Форми

рование   УУД

Примечание

1

 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

Участники знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург.  Театральными жанрами

1

Беседа, игра

Решение организационных вопросов.

1.1

2.1

4.1

 3.1

2

 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

1.1

2.1

3.6

3.10

4.5

Возможно использование Интернет-ресурсов

3-4

 Театральные жанры

Знакомство с театральными жанрами. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

2

Знакомство с правилами поведения на сцене

2.4

1.1

3.1

3.3

4.2

4.6

Понятие «рифма»

5

Язык жестов.

Работа над темпом, громкостью, мимикой .

1

Индивидуальная работа

Распределение ролей

1.1

1.3

2.2

3.3

4.5

5.1

6-9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц.

4

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

1.2

2.1

3.3

4.7

4.3

Интернет-ресурсы

10-11

Интонация

Упражнения на развитие интонации (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

2

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

1.2

2.4

3.3

4.1

4.8

5.5

Интернет - ресурсы

12-13

Темп речи. Рифма. Ритм.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы

2

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

1.1

3.2

4.1

5.1

Правила диалога

14

Искусство декламации.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

1

Отработка дикции

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

15

Скороговорки. Считалки.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

1.1

2.3

3.3

4.2

5.1

5.2

16

Импровизация.

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

1.3

2.4

3.3

4.9

4.6

5.7

Электронная презентация

17-19

Инсценирование спектакля по басне И. Крылова «Зеркало и Обезьяна»

Знакомство с текстом,  распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

1.3

1.4

2.2

2.4

3.5

4.2

4.7

5.5

20-22

Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица»

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

3

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

1.2

2.4

2.3

3.3

4.1

4.6

5.2

23

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

1.3

2.1

3.1

4.2

4.5

4.6

5.7

фонохрестоматия

24

Посещение театра кукол «Сказка».

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

1.2

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

25

Чтение в лицах стихов  русских поэтов.

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

 1.4

2.4

3.3

4.4

5.5

26

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

2.2

3.3

4.7

4.10

5.4

Что такое пантомима

27-30

Работа над спектаклем по сказке А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

1.1

2.2

3.3

4.7

5.7

31-33

Работа над сказкой К. Чуковского «Телефон»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

5.4

1.3

2.2

3.3

4.5

4.3

34

Заключительное занятие.

Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

1.1

2.4

3.3

4.5

5.7

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...