4. Обобщённая таблица по УМК.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Игнатьева Анастасия Николаевна

ПК 4.1. Учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учётом области деятельности, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk.docx666.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программы начального общего образования

Название, руководитель,

символ

Концептуальная идея

Цель

Принципы

Методические свойства, особенности

Состав комплекта

Программа

«Школа России»,

Андрей Анатольевич Плешаков

(кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования)

logo_sh_r copy.gif

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Современный национальный воспитательный идеал:

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за  настоящее  и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы НОО посредством формирования УУД как основы ведущей образовательной компетенции – умения учиться.

Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.

- Принцип  воспитания гражданина России;

- Принцип  ценностных ориентиров;

- Принцип  обучения в деятельности;

- Принцип работы на результат;

- Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:

- Значительный воспитательный  потенциал.

- Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность.

- Возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников.

- Преобладание проблемно-поискового методов обучения.

- Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика.

- Творческие,  проектные  задания, учебные  диалоги.

- Возможности для моделирования  изучаемых  объектови  явлений окружающего  мира.

-Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в т.ч. с использованием электронных ресурсов.

УМК  способствуют:

1. Реализации идеологической  основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

3. Организации  учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода.

Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Программа

«Перспектива»,

Людмила Георгиевна

Петерсон

(доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования)

http://www.school-2042.ru/storage/SCContent/1093/2.jpg

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации личности в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны.

Создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы НОО посредством формирования УУД как основы ведущей образовательной компетенции – умения учиться.

- Принцип деятельности;

- Принцип непрерывности;

- Принцип целостности;

- Принцип минимакса;

- Принцип психологической комфортности;

- Принцип вариативности;

- Принцип творчества.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон, синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности с традиционной школой.  

Методическая основа системы учебников «Перспектива» - методический инструментарий завершенных предметных линий учебников по всем предметных областям учебного плана ФГОС и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов, создающая условия для эффективного достижения представленных перед современным образованием целей и задач.

Идеология построения учебника:

- «Я в мире, и мир во мне».

- «Хочу учиться!»

- «Я общаюсь, значит, я учусь».

- «В здоровом теле здоровый дух!»        

Учебники по всем предметным линиям.

Для учителей: методические рекомендации, дидактические материалы, электронные и мультимедийные приложения, рабочие программы, технологические карты и т.д.

Дл учеников:

книги для чтения, словари, рабочие и творческие тетради.

Для родителей: очная и заочная консультативная поддержка через Интернет-сайты, систему очных семинаров, мастер-классов, родительских собраний, ознакомительных курсов.

Программа

«Школа 2100»

Авторский коллектив:

А.А. Леонтьева,  

Д.И. Фельдштейна, С.К. Бондыревой,

Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких,

Р.Н. Бунеев,

А.А. Вахрушев,

Д.А. Фарбер,

В.Я. Шабес.

Система базируется на концепции Алексея 

Алексеевича

 Леонтьева«Педагогика здравого смысла». Руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100».

Основная идея данной системы – это сохранить старое лучшее, но по-новому, учитывая современную жизнь. Учить по-новому, используя лучшее старое новыми методами.

Научить ребёнка не выживать, а жить полноценной жизнью в окружающей среде и быть достойным человеком - главная цель ОС “ Школы 2100”. 

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной

школы целевых установок, знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями

ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира,

принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний,

принцип овладения культурой);

в)Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деят-ти, принцип управляемого перехода от деятельности в

учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативныйпринцип).

В законе об образовании сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации”.

Именно программа “Школа 2100” решает эти задачи. Она позволяет ребенку стать такой личностью, которая готова к саморазвитию, которая проявляет самостоятельность в действии, умеет делать выбор

Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам.

Вся система заданий построена таким образом, чтобы наряду с развитием умений и навыков ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия, развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

Связь с практикой, реальными проблемами окружающего мира.

Основное в содержании обучения — обобщенное целостное представление о мире, о месте в нем общества и человека.

Реализация преемственности между начальной и средней школой.

Отбор содержания и последовательность изучения основных понятий осуществлялись на основе системного подхода. Фундаментальные понятия вводятся в установленном порядке, что обеспечивает преемственные связи между понятиями и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий с 1-го по 11-й классы.

Учебники, рабочие тетради, прописи.

http://www.school2100.ru/izdaniya/books/img/umk_book/10_mat/matem_3k_1.jpg

Прорамма

«Начальная школа XXI века».

Возглавляет коллектив заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Наталья Федоровна Виноградова.

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.http://school383.ru/nknigismal.jpg

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В УМК реализован 

основной принцип обучения: начальная школа должна быть природо-сообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования.

Одно из главных отличий проекта УМК «Начальная школа XXI века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс.

Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения;  действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.

Приоритетное использование наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста.

Целесообразное включение игровых методов обучения, которая остается важнейшим методов обучения младших школьников на протяжении всех лет пребывания в школе, хотя доля и цели игры меняются от 1 к 4 классам.

Такую организация учебного процесса, которая обеспечивала бы ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Для учащихся: учебники, рабочие тетради, методические пособия, дидактические материалы.

Для учителя: книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.http://1form.ru/wp-content/uploads/2010/01/school21vek_prog-198x300.jpg

Программа

«Перспективная начальная школа»,

Людмила Георгиевна

Петерсон

 (доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования)

- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;

- Принцип целостности картины мира;

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

- Принципы прочности и наглядности.

Свойства методической системы:

- комплектность (как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом));

- инструментальность - это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний;

- интерактивность - новое требование методической системы современного учебного комплекта;

- интеграция - важнейшее основание единства методической системы.

Основные методические особенности УМК

УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).

Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.

Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

УМК «Развивающая система Л.В. Занкова»

Название, руководитель,

символ

Концептуальная идея

Цель

Принципы

Методические свойства, особенности

Учебники и авторы

Леонид Владимирович Занков

(23 апреля 1901 г. -

- 27 ноября 1977 г.)

Идея максимальной эффективности обучения для общего развития ребёнка.

В основе системы лежат учения

Л.С. Выготского.http://www.zankov.ru/images/_user/LOGO/ej1.jpg

Достижение оптимального общего развития каждого ребёнка

1. Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

2. Ведущая роль теоретических знаний.

3. Осознание процесса учения.

4. Быстрый темп прохождения учебного материала.

5. Работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.

6. Отсутствие «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

- Многогранность

- Процессуальность

- Коллизии

- Вариантность

- Математика

(И.И. Аргинская,

С.Н. Кормишина);

- Окружающий мир

(Н.Я. Дмитриева,

А.Н. Казаков);

- Русский язык

(Н.В. Нечаева,

А.В. Полякова,

Н.А. Песняева);

- Литературное чтение (В.Ю. Свиридова,

В.А. Лазарева);

- Музыка (Г.С. Ригина);

- Технология

(Н.А. Цирюлик)

Символ развивающей системы Л.В. Занкова - занковский ёжик, умный, добрый, весёлый - Федя Солнышкин!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый педагогический опыт педагога МАОУ Тисульской средней школы №1 Коряковой Ирины Петровны

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Системно-деятельностный подход при обучении младших школьников на уроках математики и русского языка"...

Формирование умений обобщённым способом решать математические задачи у младших школьников.

Решение задач  у  большинства  младших  школьников  вызывает  трудности. Одна  из  причин - образ  мышления  у  детей  абстрактный. Другая -...

Обобщённый опыт работы учителя

Использование ИКТ технологий для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся...

Обобщённый опыт работы

Обобщённый опыт работы по теме: "Технология проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"...