На просторах памяти
занимательные факты на тему

Шерлок Холмс - известный интеллектуал - любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_prostorah_pamyati.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

На просторах памяти

 


Содержание

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.        4

Методы исследования        12

Характеристика кубика-трансформера        13

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        14

Выводы        16

Список использованной литературы        17

Приложение №1. Стишки-запоминалки собственного сочинения. Математика        18

Приложение №2 . Ассоциативные картинки собственного сочинения        21

Приложение №3. Процесс создания кубиков-трансформеров.        22

Приложение №4. Эксперимент, проводимый среди ребят нашей школы        23


ВВЕДЕНИЕ

Шерлок Холмс - известный интеллектуал - любил говорить:

«Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».

Современные люди живут в мире, в котором информация проносится мимо них с бешеной скоростью. В том числе и важная информация.  Это особенно актуально в процессе обучения. И зачастую она - информация - именно пролетает мимо, не оставляя в памяти никакого следа. Иногда новое все-таки запоминается, но погружается в памяти на такую  глубину, что извлечь необходимые данные в нужный момент порой практически невозможно. А  так хотелось бы иногда просто щелкнуть пальцами, и  по этому щелчку воспроизвести в памяти все нужные материалы.

Участие в различных конференциях с исследовательскими работами, занятия в музыкальной школе и кружках требуют от учеников эффективной обработки информации, часто новой и сложной. Причем требуется не просто запоминать информацию, в ней необходимо разбираться, иначе такой процесс обучения – бесполезная трата времени, которая не способствует развитию личности и внутреннего мира. Это не простая задача, но для меня актуальная.

При  выполнении предыдущей работы по теме мандал, мне встречалась информация о способах работы с памятью. Возвращаясь к ней, я решила взять  «мнемотехнику» в качестве темы для данной работы. На примере изображений на различных кубиках-трансформерах я решила показать, как мнемотехника помогает подросткам, (и не только им, но и взрослым людям) запоминать новую информацию.

Мои ранее выполненные исследовательские работы («Авторская игрушка, как способ воплотить мечты в жизнь», «Волшебный узелок в становлении личности ребенка» и «Мандала – инструмент для настройки эмоционального состояния человека») так или иначе связаны с развитием  личности человека, его внутреннего мира, а этот процесс невозможен без умения использовать накопленные человечеством в течении многих веков и тысячелетий знания. Но большинство людей при изучении нового материала сталкивается с проблемой запоминания. Секрет же его (независимо от области изучаемого материала) заключается в развитии хорошей памяти. Поэтому данная исследовательская работа, на мой взгляд, актуальна. К тому же до сих пор кубики-трансформеры с картинками и стишками  в обучении не применяются, а используются только как сувенирный материал или в рекламе в виде интересной игрушки, показывающей продукт.  Об этом я узнала, пообщавшись с воспитаетлями садика №310 и учителями в нашей школе. В применении кубиков-трансформеров с правилами в процессе обучения разновозрастных групп детей и заключается новизна моей работы.

Целью данной работы является исследование механизма влияния мнемотехники на процесс запоминания учениками нового материала.

Выдвинута гипотеза о том, что использование приемов мнемотехники в качестве кубиков-трансформеров с правилами русского языка и математики сокращает время работы с ними и стимулирует познавательную активность учеников, способствует процессу запоминания нового материала и последующего его воспроизведения.

Таким образом, предметом исследования в данной работе выступают кубики-трансформеры с правилами-запоминалками и ассоциативными картинками, а объектом исследования является память моих одноклассников.

Для успешного выполнения работы поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение мнемотехнике и понять, что она собой представляет.
  2. Определить виды информации;
  3. Узнать, какие приемы запоминания существуют и какие из них наиболее эффективны.
  4. Дать характеристику кубикам-трансформерам.
  5. Создать свои собственные кубики-трансформеры.
  6. Ознакомить ребят с искусством мнемотехники и предложить им простой варианта запоминания в интересной форме.
  7. С помощью собственных кубиков-трансформеров провести эксперимент среди своих одноклассников и на его примере вызвать у них интерес к данной теме.
  8. Проанализировать полученные на эксперименте данные.
  9. Сделать выводы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Память человека – это важный психический процесс, который протекает внутри головного мозга человека. Без памяти человек не мог бы ощущать себя человеком на 100%. это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память – это один из важнейших процессов, с помощью которого человек познаѐт окружающий мир. Память человека разнообразна и многогранна. В течение жизни память меняется. Память можно развивать и улучшать. Однако, речь в данной работе пойдет не о самой памяти, а о влиянии мнемоники на процесс запоминания, поэтому нам важно просто запомнить, что процесс образования связей в мозге называется процессом "Память".

Определение мнемотехники

Память человека хранит в своей глубине все, что мы когда-либо видели, слышали, чувствовали, пробовали на вкус или трогали руками. Однако, когда необходимо извлечь эту информацию, мы не всегда можем ее отыскать. Помочь работе своей памяти можно, используя вспомогательные средства – мнемотехники. К ним относятся картинки, звуки, рифмы или акронимы, которые устанавливают связь со словом, выражением или написанием, которое трудно запомнить.

Итак, что же такое современная мнемотехника? Слова «мнемотехника» или «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonicon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.)

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой "мнемонической папочке" может быть записано не так много информации - от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации.

Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.

Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.

Можно сделать прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную емкость памяти и научаться думать. Потому что механизмы ассоциативной памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у человека.

Компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. Можно купить CD-диск с несколькими тысячами фотографий. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины буквально завалены книгами. НО… возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию. Не потому что нет денег, а потому что люди не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, не умеют запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.

Мнемотехника значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса.

Итак, что же такое современная мнемотехника? Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации. Предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях содержится много ложных взаимосвязей, ведущих к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Принципиально память устроена очень просто. Непонимание её механизмов часто связано с недопониманием того, что является информацией для мозга.

Никто не может коротко и ясно ответить на вопрос: "Как и где хранится информация в голове?" Следуя простой логике, можно прийти к выводу: если никто не может найти информацию в мозге, значит, её там нет! Это и есть главный секрет памяти. Мозг вообще не запоминает то, что вы привыкли называть словом "информация". Мозг запоминает что-то совершенно другое, на что мы обычно не обращаем своего внимания.

Виды информации.

Давайте разберемся, какая вообще бывает информация?

Продукт деятельности мозга

Есть информация, как продукт деятельности мозга человека. Такая информация создается мозгом и не существует в природе. Ее нет без человека. Что это за информация? Прежде всего, это слова. Мозг способен создавать слова, и вы можете записать эти слова на бумаге, сохранить в виде книг, файлов, магнитофонных записей.

Мозг способен создавать образы. Вы можете зафиксировать созданные мозгом образы на бумаге карандашом или красками. Ваши потомки смогут увидеть продукт деятельности вашего мозга.

Мозги некоторых представителей человечества способны создавать музыку. Музыку можно сохранить, записав ее на бумаге нотами или сразу на магнитофон или даже на лазерный компакт диск.

К этому виду информации следует отнести и то, что вы обычно и называете информацией для запоминания: это всё что содержится в учебниках и в ваших записных книжках. Все эти тексты, даты, формулы кто-то придумал, следовательно, вся эта информация является продуктом деятельности большого количества мозгов.

Вся эта информация никак не фиксируется мозгом. Ее нет в мозге. Ни в каком виде. Ее нет в мозге не только в виде слов и образов. Ее нет в мозге вообще, даже в виде электрических импульсов.

Объекты окружающего мира

Другой вид информации - это объекты окружающего мира. Объекты окружающего мира излучают в пространство физические и химические СИГНАЛЫ, которые, воздействуя на ваш мозг через разные каналы восприятия (глаза, уши и прочее), отражаются в вашем мозге (НО СОВСЕМ НЕ ТАК, КАК В ФОТОАППАРАТЕ НА ПЛЕНКЕ).

Этот вид информации мозгом также не запоминается. Когда вы смотрите на объект, вы видите (отражаете) его, но он (сам объект) вашим мозгом не запоминается.

Связи, связи и только связи...

Существует третий вид информации, о котором почему-то часто забывают. Когда философы древности говорили, что информация существует всегда, везде и обо всем, они не имели в виду слова и образы, телефоны и даты; они не имели в виду объекты, которые отражает наш мозг. Они подразумевали под информацией СВЯЗИ.

Третий вид информации - это связи. Связи между объектами, явлениями и событиями окружающего мира. Действительно, такая информация объективно существует всегда, везде и обо всем.

Листья растут на ветках. Солнце светит на небе. Рыба плавает в воде. Когда сверкает молния, скоро прогремит гром. Если идет дождь, то одежда промокнет. Если у человека насморк, то он болен. Речевая конструкция "Если..., то..." как раз и отражает анализируемый сейчас вид информации - СВЯЗИ. "Если ветка, то листья". "Если сахар, то сладкий". "Если огонь, то ожог".

Этот вид информации очень важен для нас, потому что мозг запоминает именно этот вид информации. Мозг запоминает связи. Когда вы видите на столе тарелку с яблоками, ваш мозг запоминает связь между образами "тарелка", "яблоки" и "стол". Сами образы мозг НЕ ЗАПОМИНАЕТ.

Откуда же берутся воспоминания? Мы ведь помним образы и слова?

С иллюстрацией простых принципов памяти вы сталкиваетесь на кухне каждый день. Скажите, откуда берется отдергивание руки, когда вы дотрагиваетесь до горячего чайника? «Какой странный вопрос?» - скажете вы. Оно существует само по себе. Когда температура действует на рецепторы кожи, срабатывает СВЯЗЬ и рука рефлекторно отдергивается. Аналогично работает и воспроизведение образов. Когда вы видите тарелку, она воздействует на ваши глаза, срабатывают СВЯЗИ и в мозге появляются образы "яблоки" и "стол". Когда вы слышите слово "собака", оно воздействует на ваши уши, срабатывают СВЯЗИ и в мозге появляется образ собаки.

Мозг не является хранителем информации в привычном смысле этого слова. Мозг способен сохранять только СВЯЗИ. В отношении любой другой информации (слова, образы, музыка, телефонные номера и т.д.) мозг является ГЕНЕРАТОРОМ ИНФОРМАЦИИ. Словосочетание "генератор информации" звучит непривычно. Но именно такое устройство находится в вашей черепной коробке.

Аналогия. Никому и в голову не придет искать электричество в генераторе. Все знают, что генератор СОЗДАЕТ электрическую энергию. Но такими же смешными выглядят попытки найти в мозге образы, слова и телефонные номера. В вашем мозге их нет. Они создаются, генерируются мозгом.

Для того чтобы электрический генератор начал создавать электрическую энергию, его необходимо вращать. Для того чтобы мозг начал создавать образы и слова, в мозг должны поступать сигналы (стимулы). Самые разнообразные стимулы, попадающие в мозг, заставляют срабатывать ранее образованные связи, по которым мозг создает (генерирует) информацию: образы, слова, движение.

Простейший вид связи - рефлекс - всем хорошо знаком со школьной скамьи. Чтобы рефлекс сработал - обязателен стимул на входе системы. Память человека работает по принципу "Стимул - реакция" (S-R).

Из этого простого анализа видно, что попытка запоминать телефонные номера и исторические даты в их обычном виде - совершенно бессмысленное занятие. Мозг в принципе не способен на такое. Необходимо научиться запоминать связи, существующие в телефонных номерах и исторических датах. По этим связям мозг будет генерировать необходимые нам сведения.

Рассмотренные виды информации - объекты окружающего мира и продукты деятельности мозга - содержат в себе связи. Связи есть в яблоке. Связи есть в телефонном номере и исторической дате. Что является первичным - объект или связи, находящиеся в нем? Это сложный философский вопрос. Поэтому пропустим его. Для нас главное то, что мозг фиксирует только связи. Остальное - не имеет значения для запоминания.

Из того, что мозг способен фиксировать только связи, следует логический вывод о том, что если в мозг не будут поступать стимулирующие сигналы, то мозг не будет генерировать информацию, то есть процесс припоминания становится невозможным. Рефлекс отдергивания руки не сработает, пока вы не дотронетесь до горячего предмета. Вы не будет чихать, пока в нос не попадет пылинка. Вы можете даже не подозревать о заложенных в вас (генетически) программах реагирования, пока не столкнетесь с определенной стимулирующей ситуацией.

Приемы запоминания

Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

  1. Рифма и ритм

Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

Зарифмованные фразы и правила сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. На моих кубиках есть правила зарифмованные мной лично (Приложение №1). Также мною созданы несколько примеров ассоциативных картинок (Приложение №2).

Следует напомнить, что такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом. Они просто должны помогать нам запоминать не имеющую логических связей информацию, которая является для нас весьма важной. Как вы, наверное, уже убедились, зарифмованную информацию значительно легче запоминать.

2. Аббревиатура (акроним)

Все мы встречаемся с аббревиатурами почти каждый день, так как их использование очень распространено. Мы уже привыкли к таким словам, как КАИ, ДШИ, ДРКБ и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Казанский Авиационный Институт, Детская Школа Искусств, Детская Республиканская Клиническая Больница), но и очень упрощают их запоминание.

Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности.

Принцип аббревиатуры может применяться для закрепления самой разной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Понятно, что это не совсем аббревиатура. Но в этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным «двойным эффектом».

Чтобы создать свою «работающую» аббревиатуру, необходимо придумать несложное осмысленное предложение,  в котором все слова будут начинаться с первых букв слов, которые нужно запомнить.

  1. Ассоциации

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Пожалуй, это самый эффекивный способ запоминания, связанный с тем, что мозг – как говорилось ранее – не запоминает слова, а запоминает связи, в роли которых и выступает ассоциация. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Например, при запоминании понятия «биссектрисы» часто используется стишок

Биссектриса – это такая крыса,

Которая бегает по углам

И делит угол пополам.

Представляя себе эту парадоксальную картинку, дети легко запоминают само понятие. Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

К этому методу относят несколько разновидностей: метод расположения предметов; слова, способствующие запоминанию; нахождение связей между цифрами и буквами; использование картинок; использование цепочек.

3.1 Метод расположения предметов

Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов с помощью фиксирования их месторасположения. Вы, без сомнения, часто используете этот метод, хотя не отдаете себе в этом отчета. К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то, безусловно, без труда сосчитаете все окна.

Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. Первое, что вам необходимо сделать, - это установить некоторую последовательность в перечислении мест.

Например, если вы мысленно идете по своему дому, то можете следовать в заранее заданном направлении: прихожая, коридор, кухня, столовая, зал, спальня, детская и т.д. Если же вы представляете свой путь от школы до работы, то последовательность может быть такой: светофор, газетный киоск, небольшой сквер, магазин, помойка и т.д.

Допустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированная кукуруза, яйца и майонез. Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом домой. Представьте, например, светофор, в виде бутылки моющего средства, выливающееся из газетного киоска майонез, дорожки сквера, вымощенные консервированной кукурузой, как желтым кирпичом в стране Оз, магазин с яйцами и помойный ящик, из которого развивается туалетная бумага. Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут школы до дома, а память сделает все остальное.

Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности, такие, как, например, цепочка объектов, встречающихся вам на пути от школы до дома. Надежность этого метода объясняется тем, что вы не можете забыть часто встречающиеся последовательности объектов.

Попробуйте использовать этот метод для запоминания самых различных предметов, а не только списка необходимых покупок. Древние греки, например, с помощью этого метода запоминали основные моменты своих длинных речей. До нас эта привычка дошла в лингвистических оборотах типа «во-первых, во-вторых» и т.д.

3.2 Слова, способствующие запоминанию

Применение слов, способствующих запоминанию, является разновидностью метода расположения предметов. Но в данном случае вы используете для запоминания не последовательность объектов, а конкретные образы, названия которых рифмуются с цифрами. Попробуйте для начала запомнить следующий список предметов.

Один — павлин.
Два — трава.
Три — потри.
Четыре — в квартире.
Пять — кровать.


и т. д. в зависимости от количества предметов или дел, которые необходимо запомнить. В любом случае вы должны запомнить его наизусть, так, чтобы он у вас «отскакивал от зубов».

Теперь вам надо запомнить список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированная кукуруза, майонез, яйца. Для этого свяжите каждый элемент списка покупок со списком слов, способствующих запоминанию. Делать это следует в порядке очередности, то есть если туалетная бумага стоит в списке покупок первой, то она должна ассоциироваться с павлином, и вам следует представить птицу, обмотанную туалетной бумагой. Следующим в списке идет моющее средство, ему соответствует трава, так что попробуйте представить траву, облитую моющим средством. Далее идет консервированная кукуруза. Ее вы должны связать со словом «потри», поэтому вы можете представить себе кукурузный початок, который надо натереть на терке. Затем настала очередь майонеза. Его порядковый номер соответствует «в квартире», и в вашем воображении должна возникнуть обмазанная майонезом квартира. И наконец, последними в списке идут яйца, которые нужно связать с кроватью, что наверняка вызовет у вас ассоциацию заваленной яйцами кровати.

Методы расположения предметов и подбора слов, способствующих запоминанию, имеют различный круг применения. Первый метод лучше использовать для запоминания относительно коротких списков предметов, а второй — тогда, когда очередность объектов не имеет особого значения.

3.3 Нахождение связи между цифрами и буквами

Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова, как правило, имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз и помогает «перевести» числа в слова. В основе данного метода лежит соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры.

Цифры и соответствующие им согласные:

1 = т (одна вертикальная черточка)
2 = ц (две вертикальные черточки)
3 = ш (три вертикальные черточки)
4 = ч (начальная буква названия цифры)
5 = п (начальная буква названия цифры)
6 = б (начертание буквы похоже на начертание цифры)
7 = с (начальная буква названия цифры)
8 = в (начальная буква названия цифры)
9 = д (начальная буква названия цифры)
О= о (начертание буквы похоже на начертание цифры)

После того как вы запомните, какие буквы каким цифрам соответствуют, вы будете готовы к использованию этого метода. Старайтесь запоминать связи между буквами и цифрами осмысленно, а не механически. После того как вы запомните все пары, попробуйте любое число перевести в слово или фразу путем использования этих пар и подстановки гласных. Гласные вы можете использовать любые, но согласные должны быть только те, что есть в списке.

Если вам нужно запомнить какой-то важный телефонный номер, то сначала замените цифры согласными, а затем между ними вставьте любые гласные так, чтобы получилось какое-нибудь слово или фраза. Тогда вам останется запомнить только лишь это слово (или фразу), и вы в любой момент сможете перевести его (ее) в номер телефона. Это слово (или фраза) может не иметь особого смысла, но должно легко запоминаться.

3.4 Использование картинок

Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания. Этот метод особенно полезен для запоминания фамилий людей и их профессий.

Часто случается, что мы сталкиваемся с трудностями при запоминании имен собственных и названий. Для того, чтобы облегчить этот процесс, мы можем использовать различные картинки. Нужно представить, какие ассоциации возникают у нас, когда мы думаем о каком-то городе, произносим его название или фамилию человека.

Некоторые слова и фамилии вызывают яркие ассоциации, и если мы хорошо запомним эти образы, то нам будет легко вспомнить сами названия. Если вам трудно запомнить фамилию человека или название какого-нибудь города, то запомните ассоциации, связанные у вас с этой фамилией или городом. Затем, когда нужно будет вспомнить фамилию человека или название города, просто вспомните свои ассоциации.

Этот метод может с тем же успехом применяться и для запоминания иностранных слов. Представьте, что вы учите какой-нибудь иностранный язык и вам трудно запоминать некоторые слова. Тогда подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы их произносите. Чем ярче будет возникающий при произнесении слова образ, тем лучше. Яркие образы легче запоминаются, а следовательно, легче запоминаются и слова, с которыми они связаны. При постоянном его использовании вы заметите, что вам стало значительно легче запоминать незнакомые слова.

3.5 Использование цепочек

Использование цепочек чрезвычайно полезно для фиксирования в памяти списка имен собственных или просто каких-либо предметов. При запоминании любого списка вам нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций. Это может быть сделано двумя способами: с помощью создания рассказа или с помощью простой цепочки.

Возвращаясь к нашему списку необходимых покупок, который вы, наверное, уже выучили наизусть, мы видим следующую последовательность: туалетная бумага, моющее средство, консервированная кукуруза, яйца, майонез. Для создания цепочки нам нужно сначала связать туалетную бумагу с моющим средством. Для этого мы можем представить туалетную бумагу на креплении в туалете, а под ней стоит бутылка с моющим средством. После этого нам нужно связать моющее средство с консервированной кукурузой. Для этого представьте себе банку кукурузы, которую вы моете, например, фейри. Затем нам требуется связать кукурузу с яйцами. Это еще проще: представьте половинки яиц, наполненные кукурузой. И наконец, для связи яиц с майонезом можно представить, как вы эти яйца поливаете майонезом.

  1. Пиктограммы

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Простые пиктограммы для запоминания

  1. Активное повторение

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

Методы исследования

В своей работе я использовала следующие методы:

-Теоретический – при изучении литературных источников;

-Прикладной – при создании кубиков-трансформеров;

-Тестирование – при проведении анкетирования среди одноклассников;

-Эмпирический – при анализе полученных на мастер-классе данных.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она знакомит с методами и приемами запоминания, которые могут использоваться на уроках при изучении различных тем.

Характеристика кубика-трансформера

Кубики-трансформеры известны во всем мире более 40 лет, благодаря удивительному открытию японского художника Наоки Йошимото (Naoki Yoshimoto). В 1971 году в ходе экспериментов в области трехмерного моделирования он выяснил, что большой куб, состоящий из восьми взаимосвязанных кубиков можно раскрыть несколькими способами: куб разделяется на два элемента сконструированных таким образом, что их можно трансформировать в ромбовидные звезды. Свою новинку художник представил на персональной выставке в далеком 1972 году. Таким образом, куб Йошимото стал предшественником кубика-трансформера, конструкция которого в настоящее время значительно упрощена и отличается от представленного образца Наоки Йошимото, хотя в общих чертах принципы трансформации кубиков схожи.

В России кубик-трансформер обрел широкую известность как сувенир лишь в начале 21 века. Однако, изготовление кубиков-трансформеров довольно сложный и трудоемкий процесс, требующий от производителя определенных навыков и опыта работы в данном направлении. От правильно подобранных материалов для производства кубиков зависит качество готового куба.

Кубик-трансформер – это своеобразная игрушка, которая состоит из отдельных повторяющихся элементов, соединенных между собой таким образом, что она может раскрываться (разворачиваться) бесконечное число раз. «Кубик» – это собирательное условное название. Понятно, что трансформер может быть в виде пирамидки, кольца, сферы, призмы и др. В этом вы можете убедиться на примере моих кубиков.

Самым простым элементом, естественно, является куб. Он состоит из восьми отдельных кубиков, на грани которых нанесены картинки. Кубик-трансформер может иметь три варианта раскладок (12 квадратов, 6 квадратов + 3 прямоугольника, 8 квадратов + 2 прямоугольника ). На 12 гранях кубика-трансфомера умещается целая презентация! При желании можно использовать не 9 или 12, а все 48 граней. На кубик можно нанести целое стихотворение!. И в отличие от традиционного буклета с правилами, он никого не утомляет, а наоборот, вызывает интерес - ведь это магический кубик-антистресс. Получив такой кубик в руки любой человек обязательно рассмотрит все его грани и картинки, и можете быть уверенны, не один раз, что редко бывает при изучении правил в обычном учебнике. Работая с ним, ребенок совершает многочисленные мелкие движения пальцев рук, то есть данный куб – это предмет для совершенствования мелкой моторики, которая благотворно влияет на развитие памяти. И это однозначно доказанный факт!

Раскладки некоторых кубиков-трансформеров представлены в приложении №5

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В практической части своей работы я решила проверить, возможно ли упрощение процесса запоминания предмета (в моем случае правил по русскому языку и математике), если использовать приемы мнемоники на примере кубиков-трансформеров. Для этого проведен эксперимент, в котором в двух разных классах 4Б и 4В нашей школы были проведены дополнительные уроки (Приложение №4). На них дети изучали совершенно одинаковые правила по математике и русскому языку. Но в одном классе урок проходил с применением кубиков-трансформеров, а в другом – без, как обычный урок. Для чистоты эксперимента уроки в классах проводились совершенно автономно.

Для уроков мы совместно с родителями (Приложение №3) сделали ряд кубиков, на гранях которых в доступной форме – в виде рифмовок и картинок-запоминалок, как самых эффективных приемов запоминания информации - представлены изучаемые правила. Некоторые стишки и картинки я создавала сама, какие-то помогли мне найти одноклассники, а что-то – родители. Эти ассоциативные элементы нанесенные на трансформеры усиливают эффект мнемоники - так называемый «двойной эффект».

В начале и в конце дополнительного урока раздавались анкеты, в которых участники эксперимента отвечали на поставленные вопросы, о процессе запоминания правил, а также о том, насколько интересно им посещать те или иные уроки. Для проверки качества запомненной информации было проведено тестирование в форме «вопрос-ответ», данные заносились в таблицу для построения диаграммы №1. Результаты проведенного эксперимента представлены ниже.

Диаграмма №1. Процентное соотношение ответов на анкету (4Б класс)

1.Интересно ли вам посещать обычные уроки?

2. Хотели бы вы внести в процесс обучения игровой момент?

3. Трудно ли вам запоминать новую информацию?

4. Хотели бы вы улучшить свою память?

5. Понравилось ли вам занятие?

1. Проще ли запоминается информация при использовании трансформеров?

2.  Интересно ли вам тема кубиков-тран-сформеров?

3. Хотели бы вы сами делать такие «игрушки»?

4. Будете ли вы использовать подобные приемы в дальнейшем?

Диаграмма №2. Сравнительная диаграмма качества запоминания

 

Здесь же хочется отметить, что урок, проведенный с применением кубиков-трансформеров, вызвал намного более живой интерес моих одноклассников, нежели урок, проведенный в обычной форме. Одноклассники с большим удовольствием вчитывались в стишки-запоминалки, рассматривали забавные картинки и изучали сами кубики. Затем они переговаривались друг с другом и обсуждали полученную информация. Урок проходил в более простой и непринужденной обстановке на общем позитивном фоне. А как известно, когда человек находится в приподнятом настроении, то информация запоминается гораздо лучше, то есть это тоже является дополнительным положительным моментом.

Последующая обработка данных показала, что большинству школьников (64% - 4Б и 70% - 4В) не интересно посещать обычные уроки, потому что им в большинстве случаев (64% опрошенных) трудно запоминать новую информацию и все они (100% в обоих классах) с удовольствием бы внесли элемент игры в процесс обучения и улучшили свою память.

Элементы мнемотехники в значительной степени упрощают процесс запоминания, что очень наглядно отображает диаграмма №3. Качество запоминания выше в том случае, когда ребята играли с кубиками-трансформерами. 100% детей отметили, что тема моей работы им интересна, и они сами хотели бы создавать подобные «игрушки» для себя и своих друзей. И большинство респондентов (92%) уверяют, что будут использовать подобные мнемонические методы в дальнейших процессах обучения.


Выводы

Память является фундаментом для развития внутреннего мира личности и необходимых в жизни человека навыков. Для эффективного использования ее механизмов нужно иметь представление о ее устройстве и приемах работы с ней.

Приемы работы с памятью требуют тренировки, а их использование может облегчить не только процесс обучения, но и повседневную жизнь любого человека.

Процесс запоминания может быть улучшен приемами мнемотехники, так как сокращается его время и появляется интерес к предмету запоминания. Это подтверждает проведенный эксперимент с кубиками-трансформерами. Также, вероятно, повышается время хранения в памяти полученной информации, но проверка данного факта не входила в задачи эксперимента.

Таким образом, выполнение задач подтверждает выдвинутую гипотезу.

Для меня в ходе выполнения работы также определились некоторые направления, которые интересно изучить отдельно и более детально.


Список использованной литературы

Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, 
Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru

http://www.psycho.ru/library/1036 - Отто Эренберг. «Приемы запоминания информации»

Когнитивная психология. Роберт Солсо.

Козаренко В. А. Учебник мнемотехники

Телевизионная программа «Наука 2.0»


Приложение №1. Стишки-запоминалки собственного сочинения. Математика

***

В квадратном метре армии - один на миллион,

Мы знаем досконально - конечно, это он -

Такой подтянутый и статный -

Солдатик - Миллиметр Квадратный.

(2=1000000мм2, 1мм2=0,000001м2)

***

В квадратном метре друг прелестный

Квадратный Сантиметр Честный!

На десять тысяч он один -

Такой чудесный господин.

(2=10000см2, 1см2=0,001м2)

***

Вот квадратный дециметр

Очень добр он и щедр:

И в квадратном метре их

Сто товарищей родных.

(2=100дм2, 1дм2=0,01м2)

***

Сантиметр кубический

Очень экзотический.

В кубометре оный

Только миллионный!

(3=1000000см3, 1см3=0,000001м3)

***

Двадцать четыре часа - это сутки.

В каждом часу шестьдесят - то минутки.

В каждой минуте секунд шестьдесят.

Знайте и вы этот часовой ряд!

(1ч = 60мин, 1мин = 60сек)

***

Какую приставку приладить к размерности? -

Вот непонятные закономерности.

На самом же деле всё очень легко:

На тыщу умножим - получим -кило,

Разделим на сто, значит -санти поставим,

На десять - приставку мы -деци добавим.

На тысячу делим - приставкою -милли.

Размерностей правила мы полюбили!

***

Дециметр очень хитр,

Если в куб его загнать,

Называться будет литр –

Ты не должен забывать.

(1дм3=1л)

Русский язык

***

Без ударенья гласная

В тоске живёт – опасная.

Чтоб бедняжка не грустила,

Мы поможем ей скорей –

Слова родственного сила

С ударением на ней.

(Безударные гласные в корне слова: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, измени слово так, чтобы на эту гласную падало ударение)

***

Если в слове есть она,

Что коварна и хитра,

Очень уж опасная –

Парная согласная.

Гласный звук ей подбери,

Коль стоит за ней – бери.

(Парная согласная: чтобы проверить парную согласную по глухости/звонкости, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после согласной стояла гласная или сонорная)

***

Вот на разных берегах

Словечки разместились,

Разделяет их река,

Чтоб не соединились.

Ты на век запомни это:

Слова вряд, чуть, что и ли

Будут как зима и лето

Их друг с другом ты дели!

(Частица «ли» со словами пишется раздельно)

***

Итак, мягкий знак в конце слова

После шипящих НЕ пишется

В существительных рода мужского,

В прилагательных кратких.

                                         (Но слышится).

А также я мягкий знак не нашла

В существительных множественного числа

(Написание мягкого знака после шипящих)

***

Должен знать каждый чудак:

После шипящей гласной

В конце наречия мягкий знак

Надо поставить! Ясно?!?

Исключения: уж, замуж, невтерпёж

Написание мягкого знака после шипящих)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка Родные просторы

Ял историйĕпе паллашасси. Ялпа çыхăннă халапсене пухасси. Ялти чи паллă йăх çинчен тĕпчесе пĕлесси. Чи кăсăклă хушаматсене тупса палăртасси....

Родные просторы.Реки.

Урок по предмету "Истоки" знакомит  с новыми понятиями: «родник», «характер реки», «живая вода», «святая вода», «крещение»,учит  второклассников управлять своей деятельностью в группе, уважа...

Итоговая проверочная работа по разделу "Родные просторы" 2 класс (1 четверть)

В этой проверочной работе собраны тестовые задания открытого и закрытого типа, позволяющие разнообразить мышление и ответы детей....

Как нам весело шагать по просторам знаний

Вот так проходят самые интересные, увлекательные и познавательные уроки в нашей любимой школе!...

«Ты в памяти и сердце моем, Афганистан» (посвящается памяти Максима Ванданова)

Прошло уже 25 лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор политики и историки спорят о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов ...

Сценарий урока-памяти " Свеча памяти"

Сценарий урока-памяти  " Свеча памяти"...

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...