Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лаппо Лилия Адамовна

Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, логопедической коррекции, способствует успешной социализации младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx287.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа рекомендована к работе                                  

педагогическим советом школы                          

Протокол №___ от «___» _____________ 20___ г.        

        

Утверждаю:

директор МБОУ «СОШ №6»

______________ А.Б. Царюк

Приказ № ___

    от «___» _____________ 20___ г.

Программа обсуждена

на методическом объединении

учителей _________________________________

Протокол №___ от «___» _____________ 20___ г.

Программа

внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное  направление)

«Живое слово»

для 1-4 класса

на 33 часа в год

(1 час в неделю)

                                                                                         Составители  программы:

Лаппо Лилия Адамовна, учитель начальных классов

Шумкина Мария Александровна, учитель начальных классов

г. Новокузнецк, 2017

№ п/п

Содержание

Страницы

I

Пояснительная записка

II

Личностные, метапредметные  результаты освоения курса

III

Содержание

IV

Тематическое планирование

V

Материально-техническое обеспечение

VI

Приложение

I. Пояснительная записка

     Программа предназначена для реализации в 1 - 4 классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, логопедической коррекции, способствует успешной социализации младшего школьника.

     Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами(89%). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому эти дети нуждаются в речевой коррекции.

          Учитывая, что 90 % учащихся классов для детей с НОДА имеют речевую патологию, была разработана программа.

          Целями программы внеурочной деятельности  «Живое слово» являются формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме; формирование начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

          Программа представляет собой совокупность трех граней языкового развития: собственно языковой (речевой), коммуникативной и логопедической (коррекционной).

 Программа  включает в себя следующие  разделы:

- Речедвигательная деятельность (речевая гимнастика, коррекция речи). Содержит комплексные средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

-Устное народное творчество. Обеспечивает изучение языка как культурно-исторического процесса, позволяет почувствовать  своеобразие русского народного искусства и его общность с фольклором других народов.

-Развитие письменной речи (занятия творчества). Дает  возможность выражать мысли и чувства письменными средствами, а также понимать то, что написано другими. (профилактика нарушений фонематического восприятия, обогащению словарного запаса)

-Речевая культура (культура речи, риторика). Центральное место в разделе занимают коммуникативные (формирование адекватного коммуникативного поведения, т.е. такого поведения, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным) и риторические умения.

-Игры с буквами и словами.  Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению, о значении и происхождении слов и устойчивых выражениях, о заимствованных словах, фразеологизмах). Знакомство с различными словарями. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Игры, викторины.

            Объем рабочей программы внеурочной деятельности «Живое слово» рассчитан на 135 часов, срок реализации 4 года. Учебно-тематический план программы включает теоретические и практические занятия, с учетом психолого-возрастных и педагогических особенностей младших школьников с НОДА.

           Занятия могут проводиться в различных формах: индивидуальное, парное и групповое, коллективное выполнение заданий, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы. Результатом занятий являются творческие, исследовательские работы, праздники. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

         Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение; игровая,  личностно-ориентированная технологии.        

II. Личностные, метапредметные  результаты освоения курса

 1 класс

Название раздела

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Речедвигательная

деятельность  

мотивации к обучению

принимать и сохранять учебную задачу

выстраивать логическую цепь рассуждений

умение работать в паре, в группах

Устное народное творчество

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера

выбирать основания для  сравнения, классификации объектов

отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Развитие письменной речи

мотивация к познанию

принимать и сохранять учебную задачу

умение выявлять сущность, особенности объектов

учиться задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром 

Речевая культура

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей

выстраивать логическую цепь рассуждений

 умение слушать и понимать других

Игры с буквами и словами

способность к саморазвитию

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

 умение представлять информацию в виде схемы

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

2  класс

Название раздела

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Речедвигательная

деятельность  

формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира

адекватно воспринимать словесную оценку учителя

выстраивать логическую цепь рассуждений

умение работать в паре, в группах

Устное народное творчество

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

составлять простой план текста

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

Развитие письменной речи

мотивация к познанию, учёбе

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

строить понятные для партнёра высказывания

Речевая культура

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей

умение на основе анализа объектов делать выводы

 умение слушать и понимать других

Игры с буквами и словами

мотивация к познанию, учёбе

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов

относить объекты к известным понятиям

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

3  класс

Название раздела

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Речедвигательная

деятельность  

объяснять самому себе:

 «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу»

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов

умение работать в паре, в группах

Устное народное творчество

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем

использовать информацию под руководством  учителя

отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Развитие письменной речи

Объяснять самому себе:

 «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу»

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Речевая культура

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

уметь передавать содержание в сжатом  или развёрнутом виде

 умение оформлять свои мысли в устной форме

Игры с буквами и словами

Объяснять самому себе:

 «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу»

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

4  класс

Название раздела

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Речедвигатель

ная

деятельность  

оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»

определять и формулировать цель деятельности

ориентироваться на разнообразие способов решения задач

умение работать в паре, в группах

Развитие письменной речи

испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)

сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников

учиться подтверждать аргументы фактами

Устное народное творчество

осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

договариваться и приходить к общему решению

Речевая культура

должен уметь отвечать на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

составлять сложный план текста

 умение оформлять свои мысли в устной форме

Игры с буквами и словами

уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

формулировать собственное мнение и позицию

III. Содержание

1  класс -33 часа

Речедвигательная деятельность- 10 час.

Звуковая модуляция. Артикуляционная гимнастика. Игры с соотношением движения и речи. Чтение и инсценирование сказки о звуках и буквах. Отхлопывание ритма слова. Складывание бумаги на счет слогов.  Инсценирование сказки «Кошка да мышка». Танец и пение как единый звуковой ритм.

Устное народное творчество – 4 час.

Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Разгадывание загадок. Знакомство с потешками и небылицами. Инсценирование сказки «Волк и семеро козлят».

Развитие письменной речи – 5 час.

Составление предложений (письменно) на заданную тему. Составление описания предмета по плану.

Знакомство с рифмой. Составление простых рифм. Сопоставление письменной и устной речи.

Речевая культура –  8 час.

Как познакомиться? Какие слова говорить при встрече? Выразительные средства устной речи.

Выражение просьбы. Тон вежливой речи. Речевой праздник.

Игры с буквами и словами –  5 час.

Знакомство с ребусами. Составление простейших ребусов. Игры с буквами.

Знакомство с кроссвордами. Составление  простых  кроссвордов про животных.

2  класс-33 часа

Речедвигательная деятельность- 8 час.

Вождение хоровода под музыку. Речевые игры-шутки. Уроки-путешествия «Прогулка по зимнему лесу», «Поездка к бабушке», «На дороге», «Деревенский двор». Бубен как инструмент для ритма. Танцевально-песенное  развлечение.

Устное народное творчество –6 час.

Русский обрядовый праздник «Осенины». Что такое колыбельная? Разгадывание загадок о зиме. Инсценирование сказки о зиме. Праздник «Рождество Христово». Урок- путешествие в страну русских сказок.

Развитие письменной речи –  6 час.

Творческий урок-составление сказки об игрушке. Литературный практикум «Словари». Составление простых рифм. Сочинение простых стихов. Творческий урок-сочинение «Мой друг».

Речевая культура –  8 час.

Влияние речи на чувства людей. Культура общения людей. Деловые игры «Я и моя семья», «Добрые слова». Разбор ситуаций про общение. Состязания чтецов на заранее выбранную тему. Речевой праздник.

Игры с буквами и словами – 5 час.

Литературный практикум «В гости к алфавиту». Игры-забавы «Складно-неладно», «Чудеса в стране слов», «Буквенная мозаика», «Чудесные превращения слов».

3 класс-33 часа

Речедвигательная деятельность- 8 час.

Знакомство с языком жестов. Ритм движения и речи. Соотношение действия со схемой. Двигательные игры. Урок-путешествие «По городу». Праздник «Встреча весны». Музыкальная гостиная с шумовым оркестром.

Устное народное творчество – 6 час.

Знакомство со средствами выразительности устной речи. Учимся сочинять сказку. Знакомство со старинными русскими пословицами и поговорками. Конкурс чтецов  пословиц и поговорок. Знакомство с загадками-описаниями, составление таких загадок. Русский обрядовый праздник «Масленица».

Развитие письменной речи –  6 час.

Творческий урок-сочинение «Портрет моей мамы». Литературный практикум о толковых словарях. Что такое объявление и как его составить? Проба пера «Я хочу рассказать вам…», «Если бы я был…»,

«Мое первое знакомство с…».

Речевая культура –  8 час.

Какие слова мы называем волшебными и почему? С оставление словаря волшебных слов. Правила поведения в театре, кино. Учимся правильному обращению к собеседнику. Учимся отказывать, не обижая. Когда лучше отказать? Конкурс чтецов на заданную тему. Речевой праздник.

Игры с буквами и словами – 5 час.

Игры-имитации «Кто это, что это?». Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Составление кроссвордов на заданную тему. Составление кроссвордов по произведениям С. Михалкова. Разгадывание ребусов.

4  класс-33 часа

Речедвигательная деятельность -  8 час.

Игры с использованием пальцев рук. Артикуляционная гимнастика. Обучение правильному дыханию.

Подвижные игры с речью и движением. Игры с мячом. Разбор танца, как языка музыки, мимики, движения. Музыкальная гостиная.

Устное народное творчество –  6 час.

Зачем нам нужны пословицы в речи? Беседа о русском языке-родном языке русского народа. Знакомство с шорскими сказаниями. Беседа о коренных жителях земли Кузнецкой. Знакомство с фразеологизмами. Беседа об устном творчестве народов мира.  

Развитие письменной речи –  6час.

Знакомство с опорными словами. Составление словаря. Виды словарей. Творческий урок-сочинение «Моя Родина». Составление поздравительного послания. Написание письма.

Речевая культура – 8 час.

Обучение правильному и адекватному общению среди людей. Знакомство с комплиментом, обучение искусству комплимента. Различение в речи непонятного, выделение его и осмысление. Скрытая просьба-что это? Конкурс чтецов на заданную тему.  Речевой праздник.

Игры с буквами и словами –  5 час.

Разгадывание шарад. Знакомство с акростихом. Виды ребусов и шарад. Составление личного шифра.

IV. Тематическое планирование

 

1 класс

№ п\п

Раздел

Тема

Форма работы

1.

Речедвигательная деятельность

Тихо- громко- очень громко

артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика

двигательная игра

В мире безмолвия и неведомых звуков

словесная игра

Чей улов больше?

игра-шутка

«Доскажи словечко»

игра-забава

Слушай и хлопай

игра-забава

Говорим при помощи бумаги

игра-забава

Сказки о буквах и звуках

словесная игра

«Кошка да мышка»

игра-шутка

«Мы танцуем и поем»

игра-забава

2.

Устное народное творчество

Скороговорки,  чистоговорки

артикуляционная гимнастика

В мире загадок

занятие-путешествие

Потешки ,небылицы

инсценирование

«Волк и семеро козлят» (играем в сказку)

драматизация

3.

Развитие письменной речи

От первых букв до первых фраз

творческое занятие

Что такое словарь?

Говорящий мир вещей (описание)

творческое занятие

Что такое рифма?

литературная гостиная

Первые рифмы

проект

Слово написанное и слово сказанное

творческое занятие

4.

Речевая культура

Знакомство

инсценирование

Слова приветствия

инсценирование

Громкость, темп и тон как средство  выразительности устной речи

артикуляционная гимнастика

Громкость, темп и тон как средство  выразительности устной речи

артикуляционная гимнастика

Учимся говорить выразительно

артикуляционная гимнастика

Выражение просьбы

инсценирование

Тон вежливой речи

инсценирование

Праздник слова

речевой праздник

5.

Игры с буквами и словами

Ребусы

словесная игра

Город букв

словесная игра

Слоговой аукцион

словесная игра

Знакомство с кроссвордами

словесная игра

Кроссворды про животных.

проект

2 класс

№ п\п

Раздел

Тема

1.

Речедвигательная деятельность

Наш  веселый  хоровод

музыкальная игра

Кто получит приз? (игра)

словесная игра

Прогулка по зимнему лесу

занятие-путешествие

Поездка к бабушке

инсценирование

На дороге

занятие-путешествие

Деревенский двор

инсценирование

Бубен

музыкальная игра

«Мы танцуем и поем»

музыкальная игра

2.

Устное народное творчество

Осенины (русский обрядовый праздник)

инсценирование

Колыбельная

музыкальная игра

Загадка? Загадка… Загадка!

словесная игра

Зима загадала сказки

занятие-путешествие

Рождество Христово

драматизация

Путешествие в страну русских сказок

занятие-путешествие

3.

Развитие письменной речи

Сказка об игрушке

драматизация

Словарь орфографический

деловая игра

Незаменимые помощники – словари

деловая игра

Придумаем рифму

творческое занятие

Сочиняем стихи

творческое занятие

Мой друг

проект

4.

Речевая культура

Речь нужна, чтобы влиять на чувство людей

деловая игра

Культура общения

деловая игра

Я и моя семья

проект

Добрые слова

литературная гостиная

Слушали и услышали

инсценирование

Мы слушаем- нас слушают

инсценирование

Конкурс  чтецов

состязание чтецов

Праздник  слова

речевой праздник

5.

Игры с буквами и словами

В гости к алфавиту

литературная гостиная

Складно-неладно

литературная гостиная

Буквенная мозаика

игра-шутка

Чудеса в стране слов

занятие-путешествие

Чудесные превращения слов

игра-забава

3 класс

№ п\п

Раздел

Тема

1.

Речедвигательная деятельность

Язык жестов

игра-шутка

Прошел, пробежал, проскакал

игра-забава

Сделай по схеме

двигательная игра

Веселая зарядка

игра-забава

Путешествие по городу

игра-забава

Встреча весны

инсценирование

Ванька-встанька

игра-забава

Шумовой оркестр

музыкальная игра

2.

Устное народное творчество

Средства выразительной устной речи

артикуляционная гимнастика

Сочиняем сказку

драматизация

Старинные русские пословицы и поговорки

проект

Конкурс пословиц и поговорок

инсценирование

Загадки-описания

Масленица (русский обрядовый праздник)

инсценирование

3.

Развитие письменной речи

Портрет моей мамы

проект

Толковые словари

литературная гостиная

Описание в объявлении

творческое занятие

«Я хочу рассказать вам…»

творческое занятие

Если бы я был…

инсценирование

Мое первое знакомство с…

инсценирование

4.

Речевая культура

В мире волшебных слов

занятие-путешествие

Словарь вежливых слов

проект

Мы в театре, кино

занятие-путешествие

Прошу Вас

деловая игра

Согласие или отказ

деловая игра

Отказывай не обижая

инсценирование

Конкурс чтецов

состязания чтецов

Праздник слова

речевой праздник

5.

Игры с буквами и словами

Кто это, что это?

деловая игра

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

деловая игра

Составляем кроссворды сами

творческое занятие

Кроссворды по произведениям С. Михалкова

литературная гостиная

Ребусник

словесная игра

4 класс

№ п\п

Раздел

Тема

1.

Речедвигательная деятельность

Пальчиковые игры

игра-забава

Речевое дыхание

артикуляционная гимнастика

Игры с обучением

Играем руками

игра-шутка

Подвижные игры (речь с движением)

двигательная игра

Игры с мячом

двигательная игра

Танец- язык музыки, мимики движения

двигательная игра

Гуляй –отдыхай

двигательная игра

2.

Устное народное творчество

Пословица - всем делам помощница

инсценирование

Русский язык- родной язык русского народа

литературная гостиная

Шорские сказания

литературная гостиная

Шорцы, телеуты- хозяева земли Кузнецкой

занятие-путешествие

Почему мы так говорим (фразеологизмы)

деловая игра

Устное творчество народов мира

занятие-путешествие

3.

Развитие письменной речи

Опорные слова

деловая игра

Составляем свой словарь

проект

Словари: такие разные

деловая игра

Моя родина (сочинение-миниатюра)

творческое занятие

Поздравляю (Кого? С чем? Как ?)

творческое занятие

«И вот пишу тебе письмо…..»

творческое занятие

4.

Речевая культура

Для чего мы говорим?

деловая игра

Мы живем среди людей

деловая игра

Давайте говорить друг другу комплименты

инсценирование

Слушаем и стараемся понять

инсценирование

Слушаем и выделяем непонятное

инсценирование

Скрытая просьба

деловая игра

Конкурс чтецов

состязания чтецов

Заключительный праздник

речевой праздник

5.

Игры с буквами и словами

Шарады

словесная игра

Встреча с зарубежными друзьями

инсценирование

Акростих

словесная игра

Слоговая арифметика

словесная игра

Шифровальщики

словесная игра

V. Материально-техническое обеспечение

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Спортивный инвентарь (мячи, обручи, палки)
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-224с., ил.
  6. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. В..В. Волина – М. «Знание», 1995 г.
  7. Волина В.В. Русский язык. Переиздание-Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.-46с.
  8. Волина В.В.. Игры с буквами и словами. – М.- «АСТ- ПРЕСС», 1997.
  9.  Волков С.В. Я познаю мир. Русский язык: Детская энциклопедия.- М.: ООО «издательство АСТ», 2001.-493 с.: ил.
  10.  Газеты для педагогов начальной школы «Педсовет», «Педагогическое творчество»
  11.  Журнал «Здоровье детей»
  12.  Журнал «Начальная школа»
  13. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. 1 класс. Москва. «ВАКО», 2009.
  14.  Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся.- М.: педагогика, 1983.-144с., ил.
  15. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
  16. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  17.  Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. – М.: ОО ИКТЦ «Лада», 2008.-192 с.
  18. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

                    13.Презентации по темам на электронном носителе.

            14.Интернет ресурсы: сайт Федерального государственного  

                образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

            15.Интернет-ресурсы:

               http://www.openclass.ru/ 

               www.pedgazeta.ru.         

               http://infourok.ru/

               http://nsportal.ru/

               http://pedsovet.org/

VI. Приложение

Таблица 1

Наименование

раздела

Общее количество учебных часов

1

Речедвигательная

деятельность. РД  

8 ч.

2

Устное народное творчество. УНТ

6 ч.

3

Развитие письменной речи. РПР

6 ч.

4

Речевая культура. РК

8 ч.

5

Игры с буквами и словами. ИБС

5 ч.

Итого

33 ч.

Методические рекомендации:

Место проведения занятий. Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендовать детям выучить стихотворение наизусть, найти объяснение смысла слов, завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях «Живого слова» важна активность обучающегося, его участие в обсуждениях поэтических произведений,  преданий, притч, жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.

Календарно - тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема   занятия

Наимен.

раздела

Колич. часов

1

Знакомство

РК

1

2

Слова приветствия

РК

1

3

Тихо- громко- очень громко

РД

1

4

Ребусы

ИБС

1

5

От первых букв до первых фраз

РПР

1

6

Громкость, темп и тон как средство  выразительности устной речи

РК

1

7

Громкость, темп и тон как средство  выразительности устной речи

РК

1

8

Скороговорки,  чистоговорки

УНТ

1

9

В мире загадок

УНТ

1

10

Речевая гимнастика.

РД

1

11

В мире безмолвия и неведомых звуков

РД

1

12

Город букв

ИБС

1

13

Что такое словарь?

РПР

1

14

Чей улов больше?

РД

1

15

Учимся говорить выразительно

РК

1

16

Говорящий мир вещей (описание)

РПР

1

17

Потешки ,небылицы

УНТ

1

18

«Доскажи словечко»

РД

1

19

Слушай и хлопай

РД

1

20

Выражение просьбы

РК

1

21

Тон вежливой речи

РК

1

22

Слоговой аукцион

ИБС

1

23

Говорим при помощи бумаги

РД

1

24

Сказки о буквах и звуках

РД

1

25

«Волк и семеро козлят» (играем в сказку)

УНТ

1

26

Что такое рифма?

РПР

1

27

Первые рифмы

РПР

1

28

Слово написанное и слово сказанное

РПР

1

29

Знакомство с кроссвордами

ИБС

1

30

Кроссворды про животных

ИБС

1

31

«Кошка да мышка»

РД

1

32

«Мы танцуем и поем»

РД

1

33

Праздник слова

РК

1

2 класс

п/п

                                                Тема   занятия

Наимен.

раздела

Колич. часов

1

Наш  веселый  хоровод

РД

1

2

В гости к алфавиту

ИБС

1

3

Речь нужна, чтобы влиять на чувство людей

РК

1

4

Культура общения

РК

1

5

Осенины (русский обрядовый праздник)

УНТ

1

6

Колыбельная

УНТ

1

7

Сказка об игрушке

РПР

1

8

Кто получит приз? (игра)

РД

1

9

Загадка? Загадка… Загадка!

УНТ

1

10

Словарь орфографический

РПР

1

11

Зима загадала сказки

УНТ

1

12

Незаменимые помощники – словари

РПР

1

13

Я и моя семья

РК

1

14

Рождество Христово

УНТ

1

15

Прогулка по зимнему лесу

РД

1

16

Добрые слова

РК

1

17

Поездка к бабушке

РД

1

18

На дороге

РД

1

19

Придумаем рифму

РПР

1

20

Сочиняем стихи

РПР

1

21

Складно-неладно

ИБС

1

22

Буквенная мозаика

ИБС

1

23

Слушали и услышали

РК

1

24

Мы слушаем- нас слушают

РК

1

25

Мой друг

РПР

1

26

Чудеса в стране слов

ИБС

1

27

Деревенский двор

РД

1

28

Чудесные превращения слов

ИБС

1

29

Бубен

РД

1

30

Путешествие в страну русских сказок

УНТ

1

31

Конкурс  чтецов

РК

1

32

«Мы танцуем и поем»

РД

1

33

Праздник  слова

РК

1

3 класс

п/п

                                                Тема   занятия

Наимен.

раздела

Колич. часов

1

В мире волшебных слов

РК

1

2

Словарь вежливых слов

РК

1

3

Средства выразительной устной речи

УНТ

1

4

Сочиняем сказку

УНТ

1

5

Язык жестов

РД

1

6

Прошел, пробежал, проскакал

РД

1

7

Старинные русские пословицы и поговорки

УНТ

1

8

Конкурс пословиц и поговорок

УНТ

1

9

Мы в театре, кино

РК

1

10

Сделай по схеме

РД

1

11

Веселая зарядка

РД

1

12

Загадки-описания

УНТ

1

13

Портрет моей мамы

РПР

1

14

Толковые словари

РПР

1

15

Масленица (русский обрядовый праздник)

УНТ

1

16

Описание в объявлении

РПР

1

17

Прошу Вас

РК

1

18

Путешествие по городу

РД

1

19

«Я хочу рассказать вам…»

РПР

1

20

Кто это, что это?

ИБС

1

21

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

ИБС

1

22

Встреча весны

РД

1

23

Если бы я был…

РПР

1

24

Согласие или отказ

РК

1

25

Составляем кроссворды сами

ИБС

1

26

Отказывай не обижая

РК

1

27

Ванька-встанька

РД

1

28

Мое первое знакомство с…

РПР

1

29

Конкурс чтецов

РК

1

30

Шумовой оркестр

РД

1

31

Кроссворды по произведениям С. Михалкова

ИБС

1

32

Ребусник

ИБС

1

33

Праздник слова

РК

1

4 класс

п/п

                                                Тема   занятия

Наимен.

раздела

Колич. часов

1

Для чего мы говорим?

РК

1

2

Мы живем среди людей

РК

1

3

Пальчиковые игры

РД

1

4

Речевое дыхание

РД

1

5

Шарады

ИБС

1

6

Встреча с зарубежными друзьями

ИБС

1

7

Пословица - всем делам помощница

УНТ

1

8

Давайте говорить друг другу комплименты

РК

1

9

Игры с обучением

РД

1

10

Слушаем и стараемся понять

РК

1

11

Слушаем и выделяем непонятное

РК

1

12

Опорные слова

РПР

1

13

Играем руками

РД

1

14

Русский язык- родной язык русского народа

УНТ

1

15

Скрытая просьба

РК

1

16

Подвижные игры (речь с движением)

РД

1

17

Составляем свой словарь

РПР

1

18

Словари: такие разные

РПР

1

19

Акростих

ИБС

1

20

Шорские сказания

УНТ

1

21

Шорцы, телеуты- хозяева земли Кузнецкой

УНТ

1

22

Игры с мячом

РД

1

23

Моя родина (сочинение-миниатюра)

РПР

1

24

Поздравляю (Кого? С чем? Как ?)

РПР

1

25

Слоговая арифметика

ИБС

1

26

Почему мы так говорим (фразеологизмы)

УНТ

1

27

Устное творчество народов мира

УНТ

1

28

«И вот пишу тебе письмо…..»

РПР

1

29

Конкурс чтецов

РК

1

30

Шифровальщики

ИБС

1

31

Танец- язык музыки, мимики движения

РД

1

32

Гуляй –отдыхай

РД

1

33

Заключительный праздник

РК

1