Главные вкладки

    Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Клименчук Светлана Сергеевна

    Данный материал поможет начинающему учителю познакомиться и подобрать для себя наиболее интересные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty.docx26.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Клименчук С.С.

    МБОУ «СОШ  №17»

    Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи.

    Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, устанавливать аналогии.

    Необходимо активизировать учебную познавательную деятельность к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения, а также вспомогательный материал к ним.

    Организация учебной познавательной деятельности обучающихся – это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса.

    Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. Ушинский К. Д. определил это так: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

    Деятельность учителя должна быть направлена на создание особой эмоциональной атмосферы урока, настраивающей на включение школьников в учебный процесс (на структурном элементе урока – мотивации). При такой работе, для обучающихся характерна заинтересованность, связанная с интересной темой (содержанием) урока.

    Уровень учебной познавательной  деятельности обучающихся зависит от умелого использования учителем разнообразных приёмов развития учебной познавательной деятельности.

    Развитие учебной познавательной деятельности обучающихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний обучающихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом этапе урока следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

    Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие: «Чему учить? Ради чего учить? Как учить?».

    Общие  методы, используемые на уроках русского языка:

    1. иллюстративный (при помощи таблиц, уроков-презентаций, различных схем, кластеров, опорных конспектов);
    2. эвристический метод (решение лингвистических задач);
    3. метод дифференцированного обучения;
    4. метод проектов.
    5. Сформировать активную позицию обучающегося в процессе познания – это одна из главных задач, которые должен решать учитель на первых этапах урока. Возникает вопрос – как вовлечь обучающегося в процесс познания, сформировать потребность в изучении нового путем работы с различными источниками информации.

    На этапе «мотивация к учебной деятельности» процесс обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    1. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
    2. актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности («надо»);
    3. устанавливаются тематические рамки учебной деятельности («могу»).

    Большую роль на уроке отводится этапу актуализации знаний. В организации познавательной деятельности, ориентированной на личность, большое значение имеет этап урока − этап актуализации знаний. С позиций общей дидактики, основными задачами этого этапа являются:

    1. актуализация субъектного опыта обучающихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового;
    2. личностных смыслов;
    3. ценностных отношений;
    4. обеспечение мотивации учения школьников, принятия ими целей урока.

    Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.         Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:

    • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
    • активизировали соответствующие мыслительные операции  (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
    • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» − «хочу» − «могу»);
    • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
    • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

    В нашей работе были использованы следующие приёмы мотивации учебной деятельности и актуализации знаний.

    На этапе мотивирования к учебной деятельности учащихся использую приемы:

    • в начале урока высказываются добрые пожелания детям, предлагаются пожелания друг другу удачи (хлопки в ладони);
    • предлагаются задания подумать, что пригодится для успешной работы;
    • предлагаются девизы, эпиграфы (например: С малой удачи начинается большой успех и др.)

    Для включения учащихся в активную деятельность используются разные приёмы создания проблемной ситуации на уроке.

    Приёмы создания проблемной ситуации могут быть:

    1. «Классические»:
    • проблемная ситуация «с удивлением»;
    • проблемная ситуация «с затруднением»;
    • побуждающий диалог от проблемной ситуации;
    • подводящий к проблеме диалог;
    • подводящий от проблемы диалог
    1. «Мотивирующие»:
    • сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»;
    • демонстрация непонятных явлений;
    • сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

    «Мотивирующие» приёмы постановки проблемной ситуации:

    • «Яркое пятно» – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

    В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

    • Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).
    • «Актуализация» – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
    1. «Сокращённые» приёмы постановки проблемной ситуации:
    • Побуждающий диалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.

    Используется для побуждения к созданию противоречия и побуждения к формулированию учебной проблемы.

    • Подводящий диалог – это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

     Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

    Приемы организации рефлексии на уроке:

    1. «смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
    2. Использование различных изображений:
    • «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».
    •  «Дерево чувств». Если   чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
    • «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
    1. Рефлексия деятельности.
    • Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

    В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

    1. Рефлексия содержания учебного предмета.
    • «Поезд».

    На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

    • «Корзина идей»

    Обучающиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Обучающиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

    Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

    1. этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов;
    2. этап – анализ работы одноклассников;
    3. этап – анализ работы группы как своей, так и других.

    В конце каждого урока дети делают вывод о своей деятельности, используя опорные слова: «узнал», «научился», «повторил», «закрепил», «вспомнил».

    Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. – М.: АРКО, 2001. – 281 с.
    2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
    3. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М.: АРКО, 2004. – 361 с.
    4. Бабанекий Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону.,2000. – 21 с.
    5. Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М.: АРКО, 2004.
    6. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.
    7. Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября». – 2004. – 548 с. – С. 47–53.
    8. Еремеева Е.В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября». –  2004. – 548 с. – С. 249 – 257.
    9.  Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе – М.:и АРКО, 2002. – 321 с.
    10.  Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». – М.: Просвещение – АСТ, 2003. – 320 с.
    11.  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
    12.  Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М.АРКО, 2000. – 21 с.
    13. festival.1september.ru/articles/414625


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

    Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

    Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

    Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

    Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

    Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

    Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

    Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных  проблем  педагогики.Активизируя познавательную деятельность, ч...

    Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

    В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....

    Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

    Проектная  деятельность  на  уроках  русского  языка  в  начальной  школе...

    Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

    Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...