Главные вкладки

    Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
    статья по русскому языку по теме

    Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.
    Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kondaurova_elena_dmitrievna.docx25.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кондаурова Елена Дмитриевна

    МБОУ «СОШ №16 с УИОП»

    г. Старый Оскол

    учитель начальных классов

    Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

    Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

    Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в преподавательской деятельности. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

    Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.

    Отличительные особенности проектной деятельности:

    1. направленность на достижение конкретных целей;
    2. координированное выполнение взаимосвязанных действий;
    3. ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
    4. неповторимость и уникальность (в определенной степени).

    В проект должны быть включены три типа действий: ориентировочные, исполнительские, контрольно-корректировочные.

    Проектный метод направлен на:

    1. развитие критического мышления;
    2. развитие творческого мышления;
    3. умения работать с информацией;
    4. работать в коллективе;
    5. владеть культурой коммуникации.

    Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

    1. название;
    2. руководитель;
    3. учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
    4. состав проектной группы;
    5. тип;
    6. цель;
    7. задачи;
    8. необходимое оборудование;
    9. аннотация;
    10. предполагаемые продукты;
    11. этапы работы над проектом.

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов, может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.

    Помочь приобрести социальный опыт каждому ученику – задача коллективного социально-значимого проекта, результат которого складывается из познавательной, исследовательской, творческой, трудовой деятельности каждого ученика.

    Форма защиты проектов дает возможность каждому ученику проявить свои творческие способности: это рисунки, планы-схемы, фото, и видеоматериалы.

    Предлагаю вашему вниманию задания, которые можно использовать при составлении проекта на тему: «Способы проверки орфограмм».

    Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами

    (сказка)

    Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, Э, Е. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прядки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти четыре гласные – Ы, Ю, Я, Э. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали.

    И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я и Э как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками.

    Обиделись шипящие – и с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они рядышком.

    Задание 1.

    Составь рассказ о своем способе проверки орфограмм.

    Задание 2.

    Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

    Задание 3.

    Придумать задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

    Задание 4.

    Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм», который можно использовать как схему помощник.

    В результате педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески-развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей у обучающихся формирует у них навыки «всегда быть успешными».

    Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Список литературы:

    1. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа, 2011, № 6. С. – 15.

    2. Игнатьева Т.В. Программы образовательных учреждений. Начальные классы: программы / Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М: Просвещение, 2007. С. – 386.

    3. Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. 2006. № 5. С. – 46-50.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

    В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....

    Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

    Проектная  деятельность  на  уроках  русского  языка  в  начальной  школе...

    Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

    Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

    Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017

    Проект "Слово"   Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....

    Организация проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе

    В статья описанно как организовать проектную деятельность на уроках русского языка в начальной школе...

    "Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"

    Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"...