Рабочая программа кружка "Чудесная мастерская" для учащихся 1-2 классов
рабочая программа (1 класс) на тему

Татьяна Константиновна Инусилова

Рабочая программа направлена на развитие у младших школьников мелкой моторики,

необходимой для овладения  письмом, создания условий для накопления ребенком двигательного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programa_kruzhka_chudesnaya_masterskaya.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Чудесная мастерская»

                                        (для обучающихся 1-2 классов)

                                                                                   Составитель: Инусилова

                                                                                  Татьяна Константиновна

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  высшей кв. категории

                                                                                  МОУ «СОШ № 61»

                                                                                  города Саратова

Саратов  2018

Пояснительная записка.

     Школьники 1-2-х классов  часто испытывают трудности с овладением навыками письма. Техника письма требует работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Следует развивать моторику, необходимую для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Одно из эффективных способов развития моторики это разминание пальцами пластилина и глины, т.е. – лепка. Чем лучше  ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.  Занятия  с пластилином  помогают   развивать пальчики,  что  влияет на развитие речи,  мышления, а процесс создания изделия  развивает фантазию, воображение, закладывает  кирпичики самостоятельности личности.  Лепка доставляет  детям  радость, успешность, уверенность. Занятия по изобразительной лепке способны расширять познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе). Такие занятия косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а самое главное готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

     В процессе  лепки дети овладевают приемами, техниками работы с пластичным материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительно-художественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в процессе созидательной деятельности своё видение окружающего мира. Работа с пластилином позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.

Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.

    Программа «Чудесная мастерская  » составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

                                     

                                                                                                 

    Цели программы:

- Развитие  мелкой  моторики  рук;

- обучение ребенка основам изобразительной лепки из пластилина  и других материалов.

- воспитание настойчивости в достижении поставленных задач и преодолении трудностей; уверенности в собственных силах.

 - развитие эмоциональной сферы ребенка;  наглядно – образного мышления,  воображения;  мотивации к творческому поиску.

      Задачи:

            - Развивать творческие способности детей: вкус, чувство цвета, композиционное решение;

 -  Формировать основы эстетического восприятия;

  - Работать  над разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации)

  Личностные  УУД  направлены  на  формирование:

-  познавательного   интереса к  лепке, как виду изобразительного искусства;

- навыка самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении творческих работ;

- самооценки  на основе критерия успешности деятельности;

- трудолюбия, организованности, добросовестного отношения  к делу, инициативности,   любознательности, потребности  помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда;

Регулятивные  УУД   обеспечивают возможность :

-  решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,  усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Познавательные  УУД  включают умения:

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

-  формированию целостного восприятия мира;

          -  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Коммуникативные  УУД  обеспечивают возможность  научиться

- совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

                                       Программное содержание

Класс

Содержание  

1 класс

Гигиена труда и организация рабочего места. Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом стеком.

Знакомство  с особенностями материала  и приемами   работы с пластилином (скручивание жгутиков, скатывание шаров, размазывание по бумаге или картону, примазывание одной части к другой), работа  со стекой. ( 2ч.)

 Способы лепки.

Скульптурный способ  или  пластический (из  целого куска)

Переч       Перечень   творческих  заданий:

Овощи (морковь, огурец, помидор). Фрукты (яблоко, груша, бананы). Улитка. Лебедь. Динозаврик. (5ч.)

Комбинированный способ (объединение  двух способов: конструктивного  и скульптурного)

Переч    Перечень  творческих заданий

Тигр.  Жираф.  Жар- птица. (4ч.)

 Модульная лепка

Перечень  творческих заданий:

Мишка.  Лягушонок. Совиное семейство. Черепаха.(2ч)

  Лепка на форме

Перечень  творческих заданий

Дом из пузырька от шампуня  (3ч)

Лепка из колец.

Перечень  творческих заданий

 Посуда. Предметы быта. (3ч)

Барельеф из пластилина.

Рыбка. Цветок. Бабочка. Цветочный орнамент. Заяц из пластилиновых жгутиков  (6ч)

Изготовление работ по мотивам русских народных сказок. перечень творческих работ

«Медведь встретился с колобком». Лепка. «Гуси-лебеди». Лепка.

Пластилиновая живопись

«Золотая осень», «Березки»,(4ч)

 Тематическое планирование

1 класс  (31 час).

№ п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

1

Вводное занятие.

Гигиена труда и организация рабочего места. Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом стеком. Виды и формы занятий.

1

2

Особенности материала  и приемы   работы с пластилином (скручивание жгутиков, скатывание шаров, размазывание по бумаге или картону, примазывание одной части к другой), работа  со стекой.

1

3

Овощи (морковка, огурец,  помидор)

1

4

Фрукты (яблоко, груша и  бананы)

1

5

Пластилиновая улитка и жуки .

1

6

Лебедь из пластилина

1

7

Динозаврик

1

8

Тигр

1

9

Жираф сделанный из пластилина

1

10

Жар-птица из пластилина

1

11

Плюшевый мишка

1

12

Лягушка

1

13

Совиное семейство из пластилина

1

14

Черепаха

1

15-17

Дом из пузырьков от шампуня  

3

18-20

Посуда. Предметы быта

3

21

Барельеф. Рыбка

1

22

Заяц из пластилиновых жгутиков

1

23

Барельеф. Бабочка

1

24

Барельеф. Цветочки.

1

25

Орнаментальная композиция в рельефе

26

Барельеф. Корзинка с цветами

1

27

Барельеф. Березки

1

28 29

Пластилиновая композиция на сказочную тему «Медведь встретился с колобком

2

30-31

Пластилиновая композиция на сказочную тему «Гуси-лебеди»

2

32

Итоговое занятие. Выставка работ

1

                           

                                                            Ожидаемые результаты.

    В процессе   работы обучающиеся  смогут    развить мелкую моторику и научиться:

- строить свою деятельность  инструкции взрослого; по образцу

- корректировать  зрительно-моторную координацию;

- анализировать выполнение  работы.

                               Приложение

                              Скульптурный способ

Скульптурным   способом  ( пластическим) называют  лепку из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

                               Комбинированный способ

Комбинированный способ соединяет конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

                                 Модульная лепка

Этот способ представляет составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

                                                                                 Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Лепка из колец состоит в том, что на подготовленную основу укладываются друг на друга свёрнутые в кольцо валики. Такая техника может использоваться при лепке посуды, шляп, некоторых предметов быта, куполов храмов

Пластилиновая живопись В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков.

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина. как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, Вы получите удивительный рисунок для картины или панно!

                                         

                                           Виды работ из пластилина:

 1)    Объемные.

- конструктивные, основаны на соединениях различных деталей. Для изготовления сложных конструкций.

- пластическая, основан на вытягивании из куска пластилина – уместен при изготовлении деталей простой формы, на первых уроках в 1 классе.( шар, куб, конус, буквы).

- выполнение изделий на каркасе – сложный вид, требует дополнительной работы при изготовлении каркаса из тонкой мягкой проволоки, после чего наносится пластилин на этот каркас.

 цветок.

- с заполнением формы.

- только обработка проволочного каркаса.

    Плоские.

1. Рисунок пластилином.

Нанесение пластилина на эскиз и размазывание его тонким слоем. Можно делать переходы цветов пластилина. Сначала заготавливается основа.

 2. Аппликация из пластилина.

Делается пластилиновый фон, а затем заготавливаются плоские детали и накладываются на основу.

 3. Барельеф.

Встречается в украшениях зданий – выпуклые детали на зданиях.

Из пластилина делаются детали одного цвета ширина до 5 мм. Накладываются как аппликация.

4. Рисунок стекой по пластилину.

5. Рисунок жгутиками или шариками по пластилину.

Накладываются на фон, похожа на мозаику.

6. Работа с применением дополнительного материала – крупы, гороха, лапши и тп.

* кит из гречки, брызги из пшена. Наносится на пластилиновый фон.

2-й год    (34 часа)

          Цель: развивать творческие способности детей: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.

            Задачи:

- развивать эмоциональность  детей на произведениях декоративного искусства,  

-   формировать основы эстетического восприятия;

- развивать  творческий потенциал учащихся, их познавательно-творческую активность, мелкую  моторику рук;

- формировать  основы композиции, законы компоновки предметов, элементарные основы дизайна, элементы лепки, способы грунтовки и др.)

- формировать художественный вкус, способность видеть красоту и гармонию и ее оценивать.

Программное содержание

Класс

Содержание  

2класс

Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом стеком. Гигиена труда и организация рабочего места.

 Ознакомление с содержанием программы. Свойства материалов, предназначенных  для лепки. Понятие «композиция», основные правила. Цветовая гамма и сочетания цветов. Элементы лепки.(1ч.) Разнообразные основы для работ из пластилина.

 Барельеф  «Рыбки в аквариуме», «Розы из пластилина». (4ч.)

 Горильеф  «Грибы» (2ч)

Обратная аппликация  из пластилина «Волчонок»,

 «Тигренок на прогулке» (4 ч.)

Пластилиновая живопись «Олененок», «Божья коровка нам ромашке»,  «Сказочный герой» ( 9 ч.)

Пластилинография  «Виноградная гроздь», «Подводное царство», «Матрешка»( 9 ч.)

Пластилиновая мозаика  «Ежик», «Цветочный узор»(4 ч.)

Выставка работ.(1ч.)

                                     Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Чудесная мастерская» направлена на достижение результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-  познавательный  интерес к  лепке , как одному из видов изобразительного искусства;

-  навык самостоятельной   и  групповой  работы  при выполнении творческих работ;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

 - решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций,     усвоенных способах действий;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- корректировать   свои действия на основе оценки и характере сделанных ошибок.

 В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- развивать художественный вкус и воспринимать   многообразие видов и жанров искусства;

-  развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения .

             

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

 - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

                          Тематическое планирование

                      2 класс  (34 часа).

                                           № п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

1

Правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом стеком. Гигиена труда и организация рабочего места.

 Ознакомление с содержанием программы.  Понятие «композиция», основные правила. Цветовая гамма и сочетания цветов.

1

2-3

Барельеф «Рыбки в аквариуме»

2

4-5

Барельеф «Розы из пластилина»

2

6-7

Горельеф «Грибы»

2

8-9

Обратная аппликация из пластилина. Волчонок

2

10-11

Обратная аппликация из пластилина. Тигренок на прогулке

2

12-14

Пластилиновая живопись  «Олененок»

3

15-17

Пластилиновая живопись  «Божья коровка на ромашке»

3

18-20

Пластилиновая живопись  «Сказочный герой»

3

21-23

Пластилинография  «Виноградная гроздь»

3

24-26

Пластилинография  «Подводное царство»

3

27-29

Пластилинография  «Матрешка»

3

30-31

Пластилиновая мозаика  «Ежик»

2

32-33

Пластилиновая мозаика «Цветочный узор»

2

34

Итоговое занятие. Выставка лучших работ

1

         

          В течение 2-го года обучения  дети приобретают умения:

        -  определять свойства материалов и название элементов лепки;

        -  создавать модели по образцу, подбирать сюжеты и цвета;

        -  лепить элементы  для   барельефа;

         -  правильно  понимать  пропорции и соразмерность;

- овладеть   нетрадиционными техниками рисования;

         -  создавать свои образы с использованием любой техники лепки.

В результате занятий декоративным творчеством у детей   должны быть развиты такие качества личности как  аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

                                  Список используемой литературы

http://festival.1september.ru/articles/593285/    Гладкова Наталья Викторовна, педагог-психолог. Развитие мелкой моторики руки первоклассников

    О композиции. : Сб. статей – М.1959г.

     Х. Чаварра. Ручная лепка. – М.: АСТ, 2003 – 63с.

    Лантери Э. Лепка. – М.: Издательство «В.Шевчук», 2006.

Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

 Рони  Орен  «Секреты пластилина».  Москва «Махаон» 2012

Мастер-класс "Пластилиновая живопись"

Сергиенко Марина Петровна, учитель ИЗО и МХК

http://kidsmoy.su/index/plastilinovye_kartiny/0-31

 Ирина  Куропятникова.  Блог

 Опыт работы по теме  «Пластилинография как средство развития  мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»


Евгения Федотовская. Блог

Продуктивное творческое взаимодействие ДОУ и семьи. Проект «Пластилиновая живопись»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

 Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

Рисовать пластилином можно приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные   результаты  и  сам  процесс  работы  раскрывают  творческие способности  ребенка , делают  детский  мир красочнее и духовно  богаче.  Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

В интересной игровой форме обогащается  словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

 Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»

Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры,  правила...

Рабочая программа курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Рабочая программа составлена на основе Программы курса О.А. Холодовой "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".Особенность программы курса заключается в том, что на занятиях...

Приложение к Рабочей программе курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Приложение содержит таблицы для отслеживания динамики развития познавательных способностей каждого учащегося....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса,адаптированная для обучения учащихся по программе VII вида , УМК "Школа России"

Рабочая программа по  литературному чтению  для   ученика 2   класса индивидуального обучения по программе 7 вида   составлена  на основе...

Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)

Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам  «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление)  «Мы-юные граждане России»(граж...

Рабочая программа «мульти» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа «мульти» для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа «Ритмика» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа «Ритмика» для учащихся 1-4 классов...