Танец, как средство развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ
статья на тему

Мы все откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Дети в разной степени музыкальны от природы и не случайно голосовые проявления младенцев обозначаются как певучее гуление, интонирование, вокализации, трели. Реагируя на комфорт и дискомфорт, малыши в разных тонах выражают радость или горе, подкрепляя собственное звучание ритмичными движениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кордюкова В.С.

Статья на тему

«Танец, как средство развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ»

Мы все откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Дети в разной степени музыкальны от природы и не случайно голосовые проявления младенцев обозначаются как певучее гуление, интонирование, вокализации, трели. Реагируя на комфорт и дискомфорт, малыши в разных тонах выражают радость или горе, подкрепляя собственное звучание ритмичными движениями. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, совершенствованию моторики, координаций движений, ориентировки в пространстве; формированию представлений о связи музыки и движения, развитию ритмического чувства. (Выродова).

За последние годы значительно выросло число психологов, использующих в своей практике различные виды танца, танцевально-двигательные методы и их составляющие. Всё чаще употребляется и сочетание слов - танцевально-двигательная терапия, причём в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия и т.д. Существует несколько разных «пониманий» того, что такое ТДТ:

- медицинское-танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики и шейпинга;

-нью-эйджевское-экстатический танец, танец-медитация;

-психологическое-танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития, групповой и индивидуальной терапии. В строгом смысле этого слова танцевально-двигательная терапия-это «вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека» (официальное определение Американской Ассоциации ТДТ).

Танец и движение использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения изменённых состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов. Было замечено, что танец способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повышает эффективность психиатрического лечения (М. Чейз, по: Payne,1992), ведёт к эмоциональному и чувственному раскрепощению) личности. (Дункан, 1992)

Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире. Танец высвечивает структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (З. А. Абрамова, Л. Д. Блок, М.А. Волошин, Э.А. Королёва, В.В. Козлов, В.Л. Круткин, С.Н. Куракина, В.А. Лабунская, Е.К. Луговая. Т.А. Шкурко и др.). Изучение социально-психологических характеристик влияния метода танцевально-двигательной терапии на личностные особенности и межличностные коммуникации позволяет грамотно использовать танец в социальной, социально-психологической и коррекционной работе специалистами разного уровня и профиля.

В танцтерапии можно выделить три группы подходов:

1.Клиническая танцевальная терапия, в данном случае танцтерапия -чаще используется как вспомогательная терапия совместно с лекарственной. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в сфере межличностных коммуникаций.

2.Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия)-один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов.

3.Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования. Это занятие для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, с его помощью становится возможным вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, расширить представление о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми. (Гиршон А.Е.)

Не подлежит сомнению тот факт, что почти любые занятия танцем несут терапевтический эффект. Но американский психотерапевт Карл Витакер говорит о разнице между терапевтическим действием и терапией. «Терапевтическое действие оказывает всё, что влечёт за собой рост и цельность…Любой опыт может оказаться терапевтическим». Высвобождение чувств, чувство присоединения к группе, коллективу, изменённое состояние сознания, возникшее самопроизвольно или специально кем-то индуцированное, перенос, когда некая ситуация воскрешает детские отношения с родителями или братьями и сёстрами, присутствие значимого другого-всё это может быть терапевтичным. «Терапевтическое влияние оказывает не сама ситуация, а её значение для человека» (Витакер, 2004). (Козлов В.В.)

К преимуществам танцевально двигательных методов относятся:

1.Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы.

Во-первых танцевать и двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания).

Во-вторых, использование танцевально-двигательных техник позволяет:

1)провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны);

2)снять напряжение;

3)приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром, людьми посредством изучения себя и подражания другим;

4)изменить стиль коммуникаций с окружающими;

5)научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений;

6)достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплочённости, психологической поддержки.

В-третьих, изменение движений приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности,искренности,спонтанности, принятию себя, и, как следствие, происходит изменение установок, стереотипов, коммуникаций.

2.Неформальная и невербальная коммуникация.

У такой коммуникации можно выделить следующие преимущества по сравнению с вербальной:

1)Оперативность.

 Невербальная коммуникация между участниками, по сравнению с вербальной, более оперативна в передаче сообщений, несущих экспрессивную нагрузку тем, кто включен в соответствующую коммуникационную структуру.

2)Извлечение прикладного смысла.

Зачастую в процессе передачи информации осуществляется перевод с исходного языка танца на прикладной язык-язык действия.

3)Передача неформулируемого содержания.

К такой информации относятся мельчайшие детали движений,мимики,эмоций,дыхания,темпа и ритма, сведения об ошибках и использованных материалах, о степени продуктивности полученного опыта и выработанного навыка. Такую информацию трудно кратко сформулировать в словах: её проще показать, чем рассказать о ней.

4)Сопутствующая обратная связь.

Двусторонний обмен информацией в межличностной коммуникации.

3.Психотехническая особенность танцевально-двигательных методов (частая смена партнёров, работа в малых и больших группах и др.), приводящая к спонтанным межличностным коммуникациям.

Особая ценность и сила танца состоит в том, что:

-физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в танце соединяются в единое действие;

-в танце нет посредника для выражения чувств, такого как краски и холст для художника или музыкальные инструменты для музыкантов;

-само тело является и инструментом и создателем; (Козлов)

Танец может:

-быть способом общения;

-быть способом самовыражения, позволяющим ощутить танцорам и зрителям чистую радость движения;

-воплощать весь спектр человеческих чувств;

-рассказывать истории;

-усиливать, дисциплинировать, обновлять и питать целостность личности;

-сохранять и изменять культурные традиции;

-изменять человека, изменять его/её самоощущение;

-изменять состояние, облегчать депрессию; приносить ощущение компетентности и силы;

-помогать понять другие культуры и благодаря этому лучше понять собственную культуру.

Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом психологической работы. (Мартинсоне)

Психотехнологии (или методики), применяемые в танцевально-двигательной терапии

Упражнения.

Работа со взвимоотношениями.

Зеркало

Цель: расширение репертуара движений; развитие внимательности к телесным сигналам; установление эмпатических отношений.

Продолжительность: 5-10 минут.

Музыка: нейтральная, среднего темпа.

Исполнение: в парах.

Процедура

Танцоры делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них-ведущий, другой- ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение настолько точно, насколько это возможно. Цель-достигнуть такой согласованности движения, чтобы свидетель не мог различить, кто ведёт, а кто следует. Ведущий должен сосредоточить своё внимание на том, чтобы двигаться чётко, чтобы ведомый сохранял с ним связь, а задача ведомого-чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение.

Примечание. Чтобы сделать зеркальное отражение максимально точным, ведущие должны двигаться достаточно медленно и избегать внезапных движений. Они должны смотреть на своих партнёров, а партнёры, будучи зеркальным отражением ведущих, смотрят на них. Танцоры не обязаны оставаться на одном месте. Они могут перемещаться вдоль зеркала, приближаться или отдаляться от него. Они не должны, однако, двигаться сквозь зеркало. Они должны точно знать, где проходит зеркальная плоскость.

Музыкант и музыкальный инструмент

Цель: обучение умению чувствовать партнёра; диагностика межличностных взаимодействий.

Продолжительность: от 15 до 30 минут.

Музыка: разная по ритму, настроению.

Исполнение: в парах.

Процедура

Инструкция: «Выберите себе пару. Определитесь, кто будет музыкант, а кто музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты завязывают или закрывают глаза».

Инструкция для музыкальных инструментов: «Теперь вам остаётся ждать, когда к вам подойдёт музыкант и начнёт на вас играть. Старайтесь быть максимально расслабленными и следовать только за действиями музыканта».

Инструкция для музыкантов: «Представьте, что ваш партнёр-это музыкальный инструмент, который будет играть ту музыку, которую вы сочините. Почувствуйте своего партнёра, и когда зазвучит музыка, начните с ним взаимодействовать. Говорить нельзя. Только движения вашего тела».

Упражнение может иметь несколько модификаций.

После остановки музыки, участники в паре меняются ролями. И затем находят новую пару.

После остановки музыки меняются только музыканты, инструменты остаются с закрытыми глазами и не знают партнёра, который будет с ними дальше работать. Обычно упражнение содержит 4-6 музыкальных композиций. Далее происходит полная смена ролей. Те, кто был музыкантами, становятся инструментами.

Примечание. Второй вариант более диагностичен. Здесь становятся очевидными манеры взаимодействия с партнёром и нет субъективных личностных оценок, основанных на отношении к данному человеку.

Музыкально-ритмическая деятельность способствует общему развитию младших школьников с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.

Вывод. Занятия танцами необходимы для осуществления коррекции недостатков психического и физического развития младших школьников с ОВЗ. Танцевальные игры под музыку способствуют преодолению скованности, стеснения, придаёт детям уверенность в своих силах.