"Есть ли в почве воздух?"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Становова Ольга Евгеньевна

Исследовательская работа на тему "Есть ли в почве воздух?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_eksperiment.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа на тему: «Есть ли в почве воздух?» Выполнил: Ученик 2 «В» класса МБОУ «Г имназия им. И.С.Никитина » Сагайдак Егор

Слайд 2

Мотив темы исследования: Значимость воздуха для почвенных организмов и растений. Актуальность исследования: Снижение плодородия почвы в связи с воздействием на нее человеком. Цель исследования: Изучить наличие воздуха в почве. Задачи: Изучить литературу по данному вопросу, интернет ресурсы, проанализировать поставленные опыты. Объект исследования: Почвенный воздух. Предмет исследования: Почва.

Слайд 3

Значение почвенного воздуха. Помимо влаги, во всякой почве всегда содержится то или иное количество воздуха, заполняющего свободные от воды почвенные поры. Кроме того, в почве содержится воздух адсорбированный — сгущенный на поверхности почвенных частиц, а также воздух, растворенный в почвенной воде. Содержание воздуха в различных почвах весьма варьирует и в значительной степени зависит от почвенного типа, структуры, культурного состояния, наличии пор, степени влажности и многих других условий. Кислород воздуха в почве необходим прежде всего для дыхания корней растений, поэтому нормальное развитие растений возможно только в условиях достаточного доступа воздуха в почву. При недостаточном же проникновении воздуха в почву, растения угнетаются, замедляют рост, а иногда и совсем погибают. Также, существенное значение имеет почвенный воздух для жизнедеятельности аэробных микроорганизмов, интенсивная жизнедеятельность которых протекает только при наличии в почве кислорода воздуха. При отсутствии доступа воздуха деятельность аэробных бактерий прекращается, а в связи с этим прекращается, следовательно, и образование в почве необходимых для растений питательных веществ. Помимо того, в анаэробных условиях, неизбежно возникают процессы, в результате которых в почве могут накапливаться различного рода вредные для растений закисные соединения. Таким образом, при недостаточном доступе воздуха в почву растения могут страдать не только от недостатка кислорода и пищи, но одновременно и от наличия в почве вредных соединений. Условия газообмена между почвой и атмосферой. Так как почвенный воздух занимает свободные, не заполненные водой промежутки, то общее количество содержащегося в той или иной почве воздуха всегда зависит от скважности и степени влажности почвы. Большое значение для растений имеет не только количество имеющегося в почве воздуха, но и скорость его обмена с атмосферой. Чем быстрее и полнее обменивается почвенный воздух с атмосферным, тем благоприятнее создаются в почве условия для жизни культурных растений, а также и для биохимических почвенных процессов. В почвах, уплотненных и загрязненных вредными веществами, процесс аэрации затруднен.

Слайд 4

Опыт №1 Цель: Показать, что в почве есть воздух. Опускаем образец почвы в стакан с водой и наблюдаем появление пузырьков воздуха на поверхности воды. Образец почвы (рыхлой); стакан с чистой водой.

Слайд 5

Берем комочек влажной рыхлой земли. Обращаем внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем сжимаем комочек земли в руке. Что с ним произошло? Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли. Опыт №2 Цель : Показать, что при сжимании комочка земли, из него, как бы "уходит" воздух. Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же, под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит» и почвенным обитателям становится трудно дышать.

Слайд 6

Вывод: В лесах, парках, скверах много тропинок. Живых существ можно больше обнаружить на участках, которые люди не посещают, а под тропинками и дорожками их практически не найти, так как там им нечем дышать. Чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха. Поэтому желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Почва – важнейшее богатство, которым располагает человек. Она является важнейшим звеном в экологических связях, живущих на Земле живых организмов с почвой, воздухом и водой. Однако хозяйственная деятельность человека привела к устойчивому развитию процессов ухудшения почвы, снижение её плодородия и загрязнению различными источниками. Охрана почв является важной задачей человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека. Поэтому хорошее и крепкое здоровье человека зависит, в том числе от структуры и состава почвы! Бережное отношение к почве сбережет не только растения и животных, но и человека.

Слайд 7

Использованная литература : 1. Охрана окружающей среды: Учеб. для техн . спец. Вузов / Под ред. С.В.Белова – М.: Высшая школа,1991. 2. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia12.htm 4 http://agroflora.ru/pochvennyj-vozdux/ 5. ru.wikipedia.org/ wiki /Почва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Почва. Почвы Ставропольского края"

В презентации представлены виды почв, состав почвы, виды почвы в Ставропольском крае....

Почва. Состав почвы.

В презентации представлены опыты по определению состава почвы....

Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"

Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...

Образование и разрушение почв. Охрана почв.

Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...