Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла русского народа»
рабочая программа (1 класс) на тему

Зинченко Тамара Геннадиевна
Программа внеурочной деятельности
 
«Праздники, традиции и ремёсла русского народа» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремёсла русского народа»


             

                                                                                                Пояснительная записка

Модифицированная тематическая общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» разработана на основе авторской программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Направление внеурочной деятельности - духовно-нравственное.

                                                            Общая характеристика факультатива

«Праздники, традиции и ремёсла народов России» — внеурочный курс для младших школьников, содержание которого  предусматривает более глубокое изучение традиций и ценностей народов России в доступной, познавательной и игровой форме, опираясь на бытовые и семейные ценности обучающихся.

Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса. Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих программ в том, что близкие по содержанию темы изучались в начальной и средней школе в различных учебных предметах: в курсах предметов «Окружающий мир», «Православная культура», «История», «Мировая художественная культура» и даже в курсе «Экономической и социальной географии России». Но это изучение было фрагментарным и не давало логического представления о многих аспектах этнической культуры народов России.

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание учебных предметов «Окружающий мир», «Православная культура», «История», «Мировая художественная культура».

                                             Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность,  эгоизм — глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром».

Цель: создание условий для развития у учащихся потребности в ориентировании на духовно-нравственные ценности народов своей Родины.

Задачи реализации программы:

  1. Формировать у учащихся представление о лучших качествах национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, скромность, врождённое чувство прекрасного.
  2. Расширять понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество».
  3. Способствовать освоению традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждогоуголка малой родины.
  4. Формировать чувственное, образное восприятие мира через понимание важности роли семьи, родственников, друзей, школы, природы для каждого человека.

Возраст детей, участвующих в реализации  программы внеурочной деятельности: 6,5-7 лет.

           Сроки реализации программы – 33 недели.

Предполагаемый режим - одно занятие в неделю.

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Формы  проведения занятий: дискуссия, круглый стол, викторина, практическая работа, беседы,  проектная деятельность.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые личностные результаты:

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

—        принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

-— формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные УУД

•        Самостоятельно организовывать своё рабочее время;

•        следовать режиму организации внеурочной деятельности;

•        определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

•        определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности, жизненных ситуаций под руководством учителя.

Познавательные УУД

•        Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы;

•        находить нужную информацию, пользуясь разными источниками;

•        сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

•        находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Коммуникативные УУД

•        участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

•        оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

•        читать вслух и про себя тексты художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное;

•        выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

                                                                                     Требования к уровню подготовки учащихся:

Обучающийся должен  уметь:

-участвовать в   тематических праздниках класса и школы;

- рассказывать  об их особенностях.

                                                                                           Обучающийся должен  знать:

-основные традиционные праздники нашего народа (их название,  как празднуются,  время их проведения и др.);

-иметь представления о традиционных праздниках своего села.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу срока обучения учащиеся должны:

        Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

        Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

        Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Формы реализации программы:

круглый стол;

игровой практикум;

беседа-рассуждение;

беседа-игра; викторина.

Формы подведения итогов реализации программы:

1)Выставки творческих работ обучающихся.

2)Мероприятие «Масленица — весенний праздник проводов зимы».

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Введение в программу. Набор детей в объединение.  Старинный русский быт

2

1

1

2

Старинный русский быт

8

4

4

2

Новый русский быт (со времён Петра I)

6

5

1

3.

Русские народные праздники

7

0

7

4.

Русские народные промыслы

4

0

4

5.

Русские народные игры

2

0

2

6.

Песни для детей

2

0

2

7.

Народные танцы

2

0

2

Всего часов:

33

10

23

                                                                                           Календарно-тематический план

№ №п/п

Дата

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего

часов

               В том числе

Теоретическая часть занятия

/ форма организации деятельности/

Практическая часть занятия

/форма организации деятельности/

план.

ффакт.

1

Введение

2 ч

11

6.09

Введение в программу внеурочной деятельности.

Набор детей в объединение. Первичное знакомство со старинным русским бытом.

Беседа – ознакомление с темами программы

12

13.09

Набор детей в объединение.

Введение в программу внеурочной деятельности.

Вводный контроль.

Собеседование   « Праздники».

собеседование «Праздники».

2

Старинный русский быт

23

20.09

Функциональный характер одежды в старину.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда)

беседа - игра

24

27.09

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба)

круглый стол

25

4.10

Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)

беседа - игра

26

11.10

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками

игровой практикум

27

18.10

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий»

викторина «Хлеб-всему голова»

28

25.10

Игры и забавы детей

беседа - игра

29

8.11

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)

игровой практикум

210

15.11

Учебные предметы: письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)

беседа - игра

Новый русский быт (со времён Петра I)

311

22.11

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород

конкурс «Мы рисуем»

312

29.11

Петровские ассамблеи

беседа - рассуждение

313

6.12

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон

Показ фильма «Архитектура Петербурга»

314

13.12

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет

беседа - рассуждение

315

20.12

Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства

беседа - рассуждение

316

10.01

Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры

беседа - рассуждение

1

Русские народные праздники

417

17.01

Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения

игровой практикум

418

24.01

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём

викторина «Древние праздники»

419

31.01

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу

мероприятие «Масленица — весенний праздник проводов зимы».

420

7.02

Егорьев день — 6 мая

игровой практикум

421

14.02

День Святой Троицы («Зелёные Святки»)

игровой практикум

422

28.02

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа)

игровой практикум

423

7.03

Христианские легенды о Спасах (Спас на

воде; Преображение; день Нерукотворного образа)

игровой практикум

5

Русские народные промыслы.

524

14.03

Гжель — основной центр русской керамики

игровой практикум

525

28.03

Деревянная расписная посуда — «Золотая Хохлома»

игровой практикум

526

4.04

Жостово– народный промысел —

расписные металлические подносы

игровой практикум

27

11.04

Вятскую игрушку называют ещё дымковской

игровой практикум

Русские народные игры

628

18.04

Роль игр в жизни детей. Игры на свежем воздухе

игровой практикум

229

25.04

Игры для мальчиков и для девочек.

Викторина «Обычаи и традиции»

Песни для детей

30

2.05

Колыбельные песни для детей. Прослушивание и разучивание песен

игровой практикум

31

2.05

Песни-потешки

Экскурсия в ДШИ

Народные танцы

32

16.05

Хороводы. Игры-хороводы. Разучивание хороводов

игровой практикум

33

23.05

Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Итоговый контроль. Тест «Обычаи и традиции»

Экскурсия в ДШИ

Итого:

33ч

10

23

Содержание курса внеурочной деятельности

Набор детей в объединение.  Введение в программу. Первичное знакомство со старинным русским бытом.

Вводный контроль. Собеседование « Праздники».

Старинный русский быт.  Функциональный характер одежды в старину. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян ( мужская одежда). Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба). Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Игры и забавы детей. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Учебные предметы: письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция).

Новый русский быт (со времён Петра I)

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры.

Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Егорьев день — 6 мая. День Святой Троицы («Зелёные Святки»)

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Христианские легенды о Спасах (Спас на

воде; Преображение; день Нерукотворного образа)

Русские народные промыслы.

Гжель — основной центр русской керамики. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома». Жостово– народный промысел —расписные металлические подносы. Вятскую игрушку называют ещё дымковской.

Русские народные игры.

Роль игр в жизни детей. Игры на свежем воздухе. Игры для мальчиков и для девочек.

Песни для детей.

Колыбельные песни для детей. Прослушивание и разучивание песен. Песни-потешки.

Народные танцы.

Хороводы. Игры-хороводы. Разучивание хороводов

Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Итоговый контроль. Тест «Обычаи и традиции».

Формы и средства контроля

Вводный контроль. Собеседование « Праздники».

 1. Расставьте праздники по порядку, начиная с начала года: День знаний,  День учителя,  Новый год,  День Победы,  Масленица, Пасха,  8 марта, 23 февраля,  День матери,  День космонавтики.

2.Отгадайте загадки и узнаете название праздника.

1).

У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новой год)

2).Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (Масленица)

3).Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

4). В этот день стихи читаем,

В классе чай с печеньем пьем,

Всех мальчишек поздравляем,

Им подарки раздаем.

В школе празднуем не зря... (23 февраля)

 5).Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

 6).Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом — наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери)

 7).Этот праздник отмечают

Те, кто космос покоряет.

Мы же в школе рисовали,

Как ракеты ввысь взмывали.

Про Гагарина узнали.

Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)

8).День сегодня не простой,

С девочками в день такой

Драться перестанем,

Поздравлять их станем. (8 Марта)

 9).Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи) 

3. Как называется праздник, который празднуется 1 сентября?

А). День учителя              Б). День Знаний         В). День школьника

4.О каком празднике идет речь?

Подарки, елка, маскарад!

5.Когда отмечается праздник «День Матери»?

А). Осень       Б). Зима         В). Лето        Г). Весна

Итоговый контроль. Тест « Обычаи и традиции»

1. Укажите государственные праздники России.

А).Крещение        Б). День космонавтики      В). День весны и труда         Г). Ивана Купалы

2. На какой праздник готовят пасху и красят яйца.

А). Новый год       Б). Пасха               В). Рождество

3. Соедините названия праздников и времена года.

А. Пасха                                     1. Зима

Б. Масленица                             2. Лето

В. Рождество                             3. Весна

Г. Ивана Купалы                       4. Осень

4.Какой предмет в праздник Рождества на столе, в праздник Ивана Купалы – на голове?

А). Венок         Б).Шляпа           В).Кепка

5).Выберите только весенние праздники.

А). День Победы          Б). День России         В). Масленица          Г). Пасха          Д). Новый год

                                                        Критерии оценивания входного  и итогового контроля

Оценку общей успешности выполнения входного  и итогового контроля целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за выполненную работу. Правильное выполнение каждого из заданий входного  и итогового контроля оценивается 1 баллом.

       Показателем успешности выполнения заданий входного  и итогового контроля основной части является получение ребёнком 2 баллов и более. Если ребёнок получает 4, 5 баллов, можно считать, что он достиг высокого уровня подготовки (В), 2 – 4 – среднего уровня (С).

Если ребёнок не приступил к выполнению заданий или получил за их выполнение 1 балл, то он достиг низкого  уровня подготовки (Н).

Учебно-методическое и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Для характеристики количественных показателей использованы следующие сокращения;

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз.),

К – полный  комплект (на каждого ученика класса);

П – комплект,  необходимый для практической   работы в группах  (один экземпляр на 5-6 человек)    

№ п/п

Наименование объектов и

средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Процент обеспеченности

Библиотечный фонд (книгопечатная  продукция)

Печатная продукция

1.

Словари

П

80%

2.

Детская справочная литература

Д

100%

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор художника

К

100%

Технические средства обучения

1.

Мультимедийный компьютер

Д

100%

2.

Принтер

Д

100%

3.

Мультимедиа проектор

Д

100%

4.

Экспозиционный экран

Д

100%

Список литературы

1. Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

3. «Я – белгородец. Я – белгородка: Сборник творческих работ учащихся образовательных учреждений Белгородской области / Под ред.Т. М. Стручаевой. – Белгород: Изд- во БелИРО, 2016. – 70 с.

4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс

Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. Она включает одно из основных направлений образования - воспитание патриотизма. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс

Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними  стихотворениями;  изготовить маску  для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...

Программа внеурочной деятельности " Праздники, традиции и ремёсла народов России "

    Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» направлена  на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспита...