Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Кочергина Ирина Павловна

 Рабочая программа коррекционного курса " Предметно-практические действия" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_predmetno-prakticheskie_deystviya.docx50.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП -является        развитии        личности,        формирование        общей        культуры, соответствующей        общепринятым     нравственным     и     социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательная программа представляет собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Программа        направлена        на        овладение        детьми        первоначальными навыками чтения, письма, счета, а также кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонетического     и     речевого        слуха,        правильного        звукопроизношения, зрительного         восприятия         и         пространственной         ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, целью курса является – повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.


4

Задачами курса являются:

Формирование общеречевых навыков, направленных на преодоление речевой замкнутости, коррекцию недостатков звукопроизношения, развитие слухового внимания и фонетического слуха;

Развитие сенсорной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на коррекцию и развитие зрительных, слуховых,        двигательных        и        других        ощущений        и        восприятий, являющихся основой для формирования разнообразных сторон речи и первоначальных навыков письма;

Выработка умения осмысленно запоминать, достаточно полно и точно воспроизводить необходимый учебный материал;

Обучение первоначальным навыкам чтения, письма и математическим представлениям;

Привитие элементарных трудовых навыков.

Настоящая        программа        составлена        с        учетом        возрастных        и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.


Содержание программы.

  

Сминание        материала        (салфетки,        туалетная        бумага,        бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики,

мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе        (игрушка        на        колесиках,        ящик        и        др.).        Вращение        предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках,     детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой,     пальцами).     Вынимание     предметов        из     емкости.        Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Планируемые результаты освоения программы.

 

Минимально необходимый уровень:

1. Знание свойств и качества предметов способами взаимодействия с ними.

2. Познание мира и усвоение общественного опыта.

3. Воспитание стремления к учению, к различным видам труда. 4. Усвоение правил общественного поведения.

5. Овладение нормами поведения в быту и общественных местах. Достаточный уровень:

1. Знание свойств и качества предметов способами взаимодействия с ними.

2.Приобретение навыков произвольного поведения и совместной деятельности.

3.Познание мира и усвоение общественного опыта. 4.Воспитание стремления к учению, к различным видам труда. 5.Воспитание умения и желания трудиться.

6.Усвоение правил общественного поведения.

7.Овладение нормами поведения в быту и общественных местах. Личностные результаты:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях; - умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций.

Календарно-тематическое планирование  99 часов, 3 часа в неделю.

№ п/п

Тема урока

Дата плану плану

Дата

факт

1

Выполнение подражательных движений за учителем. Подбор предметов по цвету основных и промежуточных цветов. Игра "Дай такой»

20.09

2

Конструирование по показу, образцу, словесной инструкции стула, кровати, стола.

22.09

3

Раскладные предметы двух сходных цветов. Игра "Побери по цвету".

25.09

4

Чередование предметов по цвету через два элемента и форма.

27.09

5

Чередование предметов по цвету, форме, величине. Игра "Разложение в ряд".

29.09

6

Конструирование из палочек снежинки, лестницы.

02.10

7

Действия с предметами. Нахождение пары. Игра "Найди пару".

04.10

04.10

8

Конструирование по картине домика.

06.10

9

Соотношение предмета с контурным изображением. Игра "Цветовое лото".

09.10

09

10

Конструирование домика по замыслу.

11.10

11.09

11

Игра "Геометрическое лото". Форма геометрических фигур.

13.10

12

Конструирование грузовика по образцу и картинке.

16.10

 

13

Определение формы предметов независимо от величины и окраски. Куб, шар, круг, квадрат, треугольник.

18.10

14

Конструирование грузовика, домика по замыслу.

20.10

15

Определение разницы предметов путем наложения. Игра "Куда подходит".

23.10

16

Конструирование. Разрезные картинки.

25.10

17

Величина, цвет, форма. Игра "Разложи какие куда подходят".

27.10

18

Разрезные картинки.

08.11

19

Нахождение предметов с заданными признаками по образцу.

10.11

20

Конструирование букв.

13.11

21

Нахождение предметов с заданными признаками по памяти.

15.11

22

Конструирование букв.

17.11

23

Действия с предметами по цветовому сигналу. Игра "Светофор".

20.11

24

Конструирование. Разрезные картинки.

22.11.

25

Игра " Что лишнее?". Цвет, форма, величина.

24.11

26

Разрезные картинки.

27.11

27

Игра "Что лишнее?".

29.11

28

Конструирование. Разрезные картинки.

01.12

29

Игра " Поиск в окружающим" Активизация слов, определяющих величину.

04.12

30

Конструирование. Разрезные картинки.

06.12

31

Игра "Разложи в ряд". Чередование 3 - х цветов, формы, величины.

08.12

32

Конструирование букв.

11.12

33

Игра "Разложение в ряд". Чередование цветов, форм, величин.

13.12.

34

Конструирование по словесной инструкции из палочек.

15.12

35

Игра " Картинное лото". Классификация предметов.

18.12

36

Конструирование по словесной инструкции.

20 .12

37

Игра "Геометрическое лото". Предметы с четкой выраженной геометрической формой.

22.12

38

Разрезные картинки из 5 - 6 форм.

25.12

39

Игра "Куда подходит". Игра на скорость, цвет, форму, величину.

27.12

40

Разрезные картинки. Иллюстрации к сказками.

29.12

41

Игра "Почтовый ящик". Выполнение действий с предметом на скорость.

10.01

42

Выполнение вкладок и иллюстраций к сказкам.

12.01

43

Игра - загадки. Форма, цвет, величина.

15.01

44

Конструирование букв.

17.01

45

Игра "Поиск в окружающем по словесной корректировке "близко -далеко".

19.01

46

Игры на развитие моторики.

22.01

47

Игры на развитие восприятия.

24.01

48

Развитие координации движений.

26.01

49

Игра на развитие речи.

29.01

50

Развитие внимания и памяти.

31.01

51

Игра на развитие ориентировки в пространстве.

02.02

52

Математические игры. Учимся считать.

05.02

53

Словесные игры.

07.02

54

Игры - развлечения.

09.02

55

Игра "Слушай и выполняй" на развитие внимания, речи.

12.02

56

Разучивание подвижных игр : "У медведя во бору" и др.

14.02

57

Игры на развитие слуховой и зрительной памяти.

16.02

58

Игры новогодней тематики ( на развитие речи, слуха, внимания).

26.02

59

Разучиваем слова, движения к новогоднему хороводу.

28.02

60

Новогодние игры и хороводы.

02.03

61

Подвижные игры.

05.03


62

Словесные игры.

07.03

63

Игры на развитие счётных операций.

09.03

64

Игры на развитие умения сравнивать и обобщать.

12.03

65

Речевые игры.

14.03

66

Математические игры.

16.03

67

Игры на развитие объема памяти.

19.03

68

Игры на развитие ориентировки в пространстве.

21.03

69

Игры по желанию детей.

23.03

70

Речевые игры.

04.04

71

Игры на развитие произвольного внимания.

06.04

72

Математические игры.

09.04

73

Игры на развитие воображения.

11.04

74

Игры на развитие речи.

13.04

75

Игры на развитие мышления.

16.04

76

Игры по желанию детей.

18.04

77

Нахождение предметов с заданными признаками по образцу.

20.04

78

Конструирование букв.

23.04

79

Нахождение предметов с заданными признаками памяти.

25.04

80

Действие с предметами по цвету сигналу.

27.04

81

Собирание пирамидки.

30.04

82

Конструирование из строительного материала. Стол.

02.05

83

Конструирование мебели.

04.05

84

Собирание пирамидки по возрастающей и убывающей величине.

07.05

85

Конструирование. Дом .

14.05

86

Собирание пирамидки из сдвоенных половин шаров.

16.05

87

Строительный материал. Дом с воротами, забором, дорожкой.

18.05

88

Собирание пирамидок из сдвоенных половин шаров. Расположение по убыванию.

21.05

89

Строительство двухэтажного дома.

23.05

90

Собирание пирамидок различных по цвету, величине.

25.05

91

Строительство грузовика.

92

Строительство грузовика.

93

Строительство грузовика.

94

Собирание пирамидок по словесной инструкции.

95

Собирание пирамидок по словесной инструкции

96

Собирание пирамидок по словесной инструкции


97

Собирание пирамидок по словесной инструкции

98

Строительство поезда.

99

Строительство поезда.

Литература:

1.        Примерная        адаптированная        основная        общеобразовательная программа      образования        обучающихся      с        умственной        отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - http://fgosreestr.ru/

2.        Программы        специальных        (коррекционных)        образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2006

3. Аксенова А.К., Богажнокова И.М. Программы (коррекционных) образовательных учреждений вида. - М.: «Просвещение», 2010.

4.        Аксенова        А.К.,        Комарова        С.В.        Букварь.        1        класс        —        М.: «Просвещение», 2009.

5. Косинова Е.М. Говорим правильно. Отзвука к слову. - М.: ЗАО «РОСМЭН», 2007.

6. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 1 класс, II вариант...

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 2 класс, II вариант...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.

Рабочая программа  по  коррекционному курсу  "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....

Календарно - тематическое планирование по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.

Календарно - тематическое планирование по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  коррекционному курсу  «Предметно- практические действия»    2 КЛАСС...

Рабочая программа по курсу Предметно-практические действия 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образован

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Задачи:- знакомство с различными материалами и предметами;- формирование приемов элеме...

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

  Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в  формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...