Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
статья на тему

Солонко Ольга Сергеевна

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование икт на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Применение ИКТ на уроках подчинено дидактическим целям и задачам. В рамках учебного процесса применяю информационные технологии на разных этапах  урока:

1) При объяснении нового материала:

  • презентации
  • информационные Интернет – сайты
  • информационные ресурсы на дисках

2) При отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы;
  • компьютерные тренажеры;
  • ребусы;
  • компьютерные игры;
  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
  • печатный иллюстративный материал.

3) На этапе контроля знаний:

  • компьютерные тесты (открытые, закрытые);
  • кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) На этапе самостоятельной работы:

  • цифровые энциклопедии;
  • словари;
  • справочники;
  • таблицы;
  • шаблоны;
  • электронные учебники;
  • интегрированные задания.

5) Для исследовательской деятельности обучающихся:

  • цифровые естественнонаучные лаборатории;
  • Интернет- ресурсы

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства.

Интересна и занимательна работа Клубов: обработка полученной информации - чаще всего школьники ищут информацию в сети Интернет - и предоставление её в виде доклада. Уже в начальной школе очень часто доклад оформляется в виде компьютерной презентации, что способствует формированию у учащихся умения отбирать нужную информацию, грамотно и эстетично оформлять свое выступление, т.е. способствует развитию эстетического вкуса ребенка.

Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на создание условий использования компьютера в школе. Возможности Интернета позволяют учащимся расширить социальные контакты, общаясь с учеными – создателями Всероссийского клуба «Мы и окружающий мир».

Работа клубов предусматривает так же общение ребенка с авторами учебников через электронную почту. Эта деятельность способствует развитию кругозора, умения выбирать нужную информацию и использовать ее по назначению, делиться информацией с окружающими.

 Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Использую работу со всем классом и группами. Так на уроках русского языка повторение и проверку по темам «Безударные гласные в корне  слова », « Синтаксис », «Морфология» провожу с компьютерной поддержкой. При таком подходе все учащиеся активно работают и получают отметку за урок. Более того, у ребенка на уроке всегда есть возможность получить помощь, как со стороны учителя, так и со стороны товарищей.  При оценивании знаний по математике, русскому языку, окружающему миру использую тесты, созданные на компьютере. Это позволяет экономить время и систематизировать знания учащихся.

Уроки математики, русского языка тесно связаны с уроками информатики, их содержание положительно влияет на настрой учащихся. Познакомившись с опытом коллег, в качестве средств обучения при решении задач стала применять задачи с неполным условием. Учащиеся должны найти  недостающие данные.  Изучение на уроках информатики темы «Алгоритм» можно применить на уроках русского языка при проведении морфологического и синтаксического разборов, проверке изученных орфограмм. Изучение темы «Правописание безударных личных  окончаний глаголов» также предполагает связь с уроком информатики.                                                                                                 Программа по развитию речи связана с живописными произведениями и с использованием музыкальных фрагментов.  Знания усваиваются активнее, развиваются мыслительная деятельность и творческое воображение.                                                                                                                  

На таких уроках ребенок является равноправным участником образовательного процесса. Применяя компьютерные технологии в учебном процессе, можно совмещать игровую и учебную деятельность ребенка. Использование графических, звуковых возможностей информационных технологий помогает в развитии ребенка играючи, незаметно для него.

Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в PowerPoint,  для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Необходимо заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к  учебникам, благодаря чему у меня накопился богатейший материал в виде презентаций, тренажеров и тестов по предметам курса начальной школы с первого по четвертый класс, обучающие диски.

Применение ИКТ на уроках в начальной школе способствует проявлению творческого начала школьников, обеспечивает развитие интеллектуального потенциала будущего поколения и информационного пространства начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...

«Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»

//Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности ...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения....

Педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения одаренных детей

Педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения одаренных детей...