Статья "Инклюзивное образование в условиях современного обучения"
статья по теме

Статья описывает сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в обществе и современной школе по отношению к детям, имеющим особые образовательные  потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в условиях современного обучения.

Глаза больных детей – что может быть тревожней?
Что может с сердца тяжкий камень снять?
Работать здесь лишь ПО ПРИЗВАНЬЮ можешь,
Готов ты этим детям руки подставлять!

Ирина Иванова

         Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. 

       В основу инклюзивного образования положена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в планеприспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

       Восемь принципов инклюзивного образования в современных условиях образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

       Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
    На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», атакже Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод.

      В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертойКонвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Законодательство Российской Федерации в сфере образования в согласовании с международными нормами предусматривает гарантии различных прав на образование для лиц с ОВЗ.

      На сегодняшний день в РФ применяются 3 подхода в образовании детей с ОВЗ:

1. Инклюзивное образование, в котором дети с ОВЗ обучаются совместно с обычными детьми.

2. Интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах.

3. Дифференциальное образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов.

      В настоящее время система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге изменений. В реальности в РФ образовательная интеграция реализуется методом экстраполяции, то есть опытной адаптацией и переносом к отечественным условиям, модификацией форм образовательной интеграции, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом.

      Совместно с этим на сегодняшний день в качестве приоритетного направления развития образования детей-инвалидов рассматривается организация их воспитания и обучения совместно со здоровыми детьми. Реализация в РФ инклюзивного образования ставит для страны вопрос о необходимости смены методов внедрения интеграционных инноваций в образование.

      На сегодняшний день РФ насчитывает около 700 тысяч детей. Наблюдается ежегодное увеличение таких детей. Если в 1995 году в РФ насчитывалось 453,6 тысяч детей, которые имеют инвалидность, то в 2006 году их число приблизилось к 700 тысяч детей. При этом около 90 тысяч из них имеют нарушения физические, что затрудняет их перемещение и доступ к социально-образовательным ресурсам.

      Системное внедрение практики инклюзивного обучения происходит в РФ неравномерно и медленно. В основном это обобщение педагогического опыта, который наработан в российских школах и включает инклюзивные подходы, анализ новейших подходов, которые складываются в финансировании и управлении процесса образования детей-инвалидов.

     На сегодняшний день отношение к детям - инвалидам изменилось: практически никто не возражает, что образование должно быть доступно для всех детей, главный вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок - инвалид получил и богатый социальный опыт, и были реализованы его образовательные процессы. Следовательно, вопросы из идеологической плоскости переместились в исследовательские, методические и организационные плоскости.

     В Российской Федерации, при развитой и сформировавшейся системе специального образования, потребности в образовании у таких детей удовлетворялись в плане оказания социальной и медико-психологической помощи, однако эта система ограничивала выпускников в плане дальнейших жизненных шансов и социальной интеграции.

Помимо этого, приоритет развития совместного образования здоровых детей и детей-инвалидов не значит отказ от достижений российской системы специального образования. Необходимо совершенствование и сохранение сети коррекционных учреждений.             Вместе с тем, для некоторых детей целесообразнее обучение в коррекционном учреждении. Эти учреждения в настоящее время выполняют функции учебно-методических центров, которые оказывают помощь в построении методов педагогам школ и психологическую, а также педагогическую помощь родителям и детям.

      В настоящее время большими проблемами на пути продвижения инклюзии остаются:

- неучтенность различного уровня нужд и потребностей детей-инвалидов в зависимости от уровня ограничений жизнедеятельности для формирования поддерживающих услуг и доступной среды при организации целевого финансирования;

- неориентированность стандартов образования на обучение детей-инвалидов.

       Реализация инклюзивного обучения связана с наличием в стране системы ранней комплексной помощи. Модель инклюзии на уровне дошкольников более перспективна и не противоречива, т.к. ориентирована на цели развития детей.

       Основой школьной ступени тяжело преодолеть ориентацию на цензовое обучение. Поэтому у педагогов возникают затруднения с выдачей аттестатов.

       В последнее время внедряются дистанционные формы образования. Основной проблемой также является трудоустройство инвалидов. По данным статистики в РФ проживает примерно 10 млн. инвалидов, а постоянную работу из них имеют лишь около 15%. При этом инвалиды, которые освоили программы высшего интегрированного образования, имеют занятость, которая не превышает 60%.

       Одним из условий реализации инклюзии является подготовка кадров для инклюзивного обучения. На сегодняшний день решение этого вопроса менее обеспечено как методически, так и организационно.

      Можно выделить и практическое отсутствие дидактических и учебно-методических средств, которые позволяют реализовать разноплановое обучение детей инклюзивных классов и групп. Педагог оказывается безоружным, он не имеет в своем арсенале дидактических и методических разработок, педагогических технологий, которые адекватны задачам инклюзивного обучения.

      Сам процесс включения детей-инвалидов является весьма сложным, как в содержательном компоненте, так и в организационной составляющей. Именно поэтому важно формирование конкретных технологий и адекватных моделей педагогического и психологического сопровождения инклюзии в образовательном процессе. Эти технологии и модели позволяют сделать процесс максимально пластичным и адаптивным.

      Таким образом, существует множество трудностей организации инклюзивного обучения в современной школе, связанных с тем, что школа ориентирована на здоровых детей, для которых достаточными считаются типовые методы педагогической работы. Но с каждым годом условия обучения и материально-техническое обеспечение учебного процесса все более усовершенствуется и становится доступным для детей с различными отклонениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО

Каждому человеку, живущему в современном мире, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватну...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Инклюзивное образование в условиях современной школы»

В данной методической разработке представлен опыт работы ребёнка с ДЦП с сохранным интеллектом....

Инклюзивное образование в условиях современной школы

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.Инклюзивное (вклю...

Презентация. "Инклюзивное образование в условиях современной школы"

Презентация к статье "Инклюзивное образование в условиях современной школы"...

Инклюзивное образование в условиях современной школы.

Инклюзивное образование в условиях современной школы«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и уст...

«Современные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями зд...