Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность » 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Колесова Альбина Валериевна

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek.deyat_3_klass.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Проектная деятельность» составлена  на основе методического пособия Проектная деятельность младших школьников. Авторы: Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко.М.: Издательский центр «Винтана –Граф», 2004.

Программа  рассчитана на 1 час  в неделю (30 часов в год).

Цель:формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;
  • развитие психических процессов;
  • развитие личности младшего школьника;
  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа России» и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Основные принципы содержания программы:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

  В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

  • В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  •  правила выбора темы и объекта исследования;
  •  основные логические операции, их отличительные особенности;
  •  правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  •  самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
  •  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  •  выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  •  классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
  • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
  • делать выводы и умозаключения;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  •  реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  •  без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  •  работать в коллективе, группе;
  •  презентовать работу общественности.

Учебно-тематический план (1 час в неделю, всего 30 часов).

Банк проектов

Тема

Теория

Практика

Сроки

Введение

1

-

1 четверть

Правильное питание

1

6

Новогодняя ёлка

3

5

2 четверть

Памятники нашего посёлка

1

6

3 четверть

Герб Сергиевского района

3

4

4 четверть

 Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Погружение в проект     

   

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

 – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения

и навыки.

 Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2.Планирование деятельности      

  

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

 • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы;  

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы     

   

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4.Оформление   результатов.        

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы

5. Презентация результатов        

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Содержание  программы.

  3 класс.

Тема 1: Введение  (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение  и другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико -  ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2:   Проект «Правильное питание» (7 ч)

Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.

  1. Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (1 ч)
  2. Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы:  - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (1 ч)
  3. Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч)
  4. Составить рацион недельного питания твоей семьи. (1 ч)
  5. Создать стенд о правильном питании. (1 ч)
  6. Украсить зал для презентации поделками, газетами,  фотографиями. (1 ч)
  7. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 3: Проект  «Новогодняя елка» (8 ч)

  1. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка». По следующим вопросам: - Откуда к нам пришла эта традиция – ставить хвойное  дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки  проекта.)   (1 ч)

  1. Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити». (1 ч)
  2. Провести тест: «Что я знаю о елке?»

Вопросы, предложенные учителем:

 - почему мы, наряжаем елку?

- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?,

- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?,

- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?,

- как называют Деда Мороза,  в других странах? (Франции, Англии, Японии). (1 ч)

4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть.  (3 ч)

5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

6. Завершить проект защитой в виде новогоднего представления     в классе.  (1 ч)

Тема 4:    Проект  «Памятники нашего посёлка» (7  ч)

1. Провести экскурсию: “Памятники нашего посёлка” (1 ч)

2. Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего посёлка» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной, клуба «Нефтяник»), школьном музее, Интернете, газетных публикациях. (2 ч)

3. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?» (1 ч)

4. Оформить фотоальбом: «Суходол – мой посёлок». (в альбом включить фотографии памятников, их описание, дать информацию, в каком году поставлен). (1 ч)  

5. Оформить класс к защите проекта: “Памятники нашего посёлка” (1 ч)

6. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 5:  Проект  «Герб Сергиевского района». (8 ч)

1. Познакомить с началом создания гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь поселению  флаг, герб. (лекция по геральдике.) Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах».   (1 ч)

2. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?». (1 ч)

3. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего района?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг,  как лиса оказалась на нашем гербе. (1 ч)

4. Написать сочинения: «Моя малая родина - Суходол».  (о родном городе) (1 ч)

5. Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего посёлка. ( 2 ч)

7. Оформить стенд: «Моя малая родина - Суходол».  (1 ч)

8. Провести презентацию проекта.  (1 ч)

Список литературы:

1.Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.

2.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.

3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. – №9.

4.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.