Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Пашина Екатерина Валентиновна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по внеурочной проектной деятельности

 Программа предназначена для учащихся 1  класса. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и  базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.    

 Программа рассчитана на 33 часов.

 

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1 класса, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Срок реализации программы составляет 4 года по 2 часа в неделю.

 

Цель программы– развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу .

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен.
     Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность»  организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа  предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи,  позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации,  получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Тематическое планирование на 1класс

  1. 1.Это я! Мои увлечения.
  2. Это я! Мои размышления
  3. Это я! Самопрезентация увлечений и размышлений на основе портфолио.

          Проект «Дерево дружбы»

  1. «Дерево дружбы». Мой портрет.
  2. «Дерево дружбы». Автопортрет класса.

           Проект  «Осенний праздник»                                                                                                  

  1. Праздник осени. Организация выставки поделок из природного материала.
  2. «Праздник осени». Составление сценария, распределение ролей.
  3. «Праздник осени» . Подготовка костюмов.
  4. «Праздник осени». Проведение праздника.
  5. «Праздник осени». Подведение итогов.
  6. Коллективная работа «Праздник урожая» Панно «Овощей»
  7. Коллективная работа «Праздник урожая» Панно «Фрукты»

Проект « В гостях у Э. Успенского»

  1. 75-летие Э. Успенского. Посещение библиотеки. Знакомство с произведениями.
  2. Инсценировка  по произведению «Дядя Федор, пес и кот».
  3. Викторина  по произведениям Успенского.
  4. Праздник, посвященный 75-летию  Э. Успенского.
  5. Подведение итогов праздника.

        Проект «Город моей мечты»

  1.  Город.        Выбор и проектирование дома.
  2.   Город.       Сборка домика.
  3.  Город.  «Посадка деревьев»
  4.  Парки города. Планировка, благоустройство парка.
  5. Парки города. Планировка, благоустройство парка.
  6.  Транспорт. Выбор и моделирование автомобиля.
  7.  Транспорт. Сборка автомобиля.
  8.  Дороги города. Планировка.
  9.  Дороги города. Строительство дорог.
  10. Дороги города. Строительство дорог. Дорожные знаки, разметка дорог.
  11. Дороги города. Строительство дорог. Игра «Веселый светофор»
  12. Жители города. Выбор и изготовление людей.
  13. Жители города. Выбор и изготовление людей
  14.  Зоопарк .Выбор и изготовление животных.
  15. Зоопарк. Планировка и устройство вольеров для животных.
  16. Зоопарк. Планировка и устройство вольеров для животных
  17. Зоопарк. Разметка дорожек. Изготовление указателей.
  18. Водоем города. Планировка набережной и водоема.
  19. Устройство водоема и его  обитателей.
  20. Экскурсия по родному городу.
  21. Интеллектуальная игра «Знатоки города»
  22. Подведение итогов проекта «Город»

              Проект «Мастерская Нового года»

  1.  Как празднуют Новый год в разных странах.
  2. Изготовление елочных  игрушек.
  3. Инсценировка для елки. Распределение ролей.
  4.  Инсценировка для елки. Изготовление костюмов.
  5. Изготовление подарков к празднику.
  6. Праздник « Новый год гостях у первоклассников»
  7. Подведение итогов проекта.

             Проект « Я и моя семья»

  1. Генеалогическое древо семьи.
  2. Составление фотоальбома «Семейные увлечения»
  3. Профессия моих родителей.  Родители в гостях у первоклассников.
  4. Экскурсия на работу к маме или папе. ( По группам)
  5.  Секреты бабушкиного сундука. Приглашаем любимых бабушек.
  6. В гостях у бабушки.  Игра «Любимые оладушки»
  7. Папа, мама, я –веселая семья. Семейный праздник.
  8. Подведение итогов проекта.

                             Проект «Письмо солдату»

  1.  Солдаты- защитники нашей Родины.
  2. Мои родственники –защитники Родины.
  3. Письма на фронт.
  4. Письмо солдату в действующую армию.
  5. Подведение итогов проекта.

 Проект « Сказочная птица»

  1. Перелетные птицы. Возвращение домой.
  2. Синяя птица- птица счастья.
  3.  Птица моей мечты. Проектирование и изготовление птицы.
  4.  Инсценировка. Распределение ролей.
  5. Изготовление костюмов для праздника.
  6. Праздник «Встреча с со сказкой»
  7. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...