Нева - главная река Санкт - Петербурга. Конспект внеурочного занятия.
план-конспект занятия (1 класс)

Панова Валентина Александровна

Внеурочное занятие посвящено знакомству учащихся 1 класса с главной рекой Санкт - Петербурга, ее "характером", значением в жизни горожан. Ученикам предлагаются разнообразные задания, стихи о Неве. Формируется представление о значении дамбы в жизни Санкт - Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_neva_-_glavnaya_reka_goroda_1_klass.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Панова В. А. учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 169

Центрального района Санкт – Петербурга

Конспект внеурочного занятия

Тема: Нева – главная река Санкт – Петербурга.

Цели:

  •  Познакомить учащихся с главной рекой Санкт – Петербурга,  её  особенностями, значением  для жителей города.
  • Создать условия для осознания учащимися важности бережного отношения к воде, которую дает жителям  города Нева и её притоки.

Задачи:

  • Учить устанавливать необходимость бережного использования воды из Невы   для жителей Санкт – Петербурга (экономное использование воды, незагрязнение водоемов: рек, впадающих в Неву, каналов, водоемов в садах и парках города).
  • Способствовать формированию соблюдения элементарных правил поведения горожанина на набережных Невы, у водоемов в садах парках города.
  • Познакомить учащихся с названием основных рек и каналов, протекающих по территории города.
  • Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга (для любознательных: история названий рек и каналов в Санкт – Петербурге).
  • Формировать умение работать в  группах.
  • Развивать речь, мышление, наблюдательность, воображение, память учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научить учащихся самостоятельно добывать информацию о расположении рек и каналов Санкт – Петербурга   с помощью карты – схемы.
  • Учащиеся будут знать значение слов: река, приток, устье реки, дельта реки, остров, наводнение,  дамба.
  • Учащиеся смогут составить  памятку «Капелька воды».

Метапредметные:

  • Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить и исправлять ошибки, работая в группе; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения заданий в группе.
  • Познавательные:  - осуществлять поиск необходимой информации с использованием карты – схемы,  - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; - представлять информацию в разных формах (схема,  памятка).
  • Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей; - учиться исправлять ошибки для успешного решения заданий в группе; - оказывать необходимую взаимопомощь при выполнении заданий.
  • Личностные: - формировать познавательный интерес к новому материалу; - осознавать себя жителем Санкт – Петербурга, России; - формировать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта – схема центра города (для каждой группы), Петербургская тетрадь «Чудесный город» часть 1 (с. 12 – 13), карта – схема «Нева, реки и каналы в центре Санкт – Петербурга», презентация по теме занятия.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний.

Ребята, сегодня городовики Марина и Петр прислали нам письмо с загадками.

1 Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.  (река)

2 Лес на берегах стоит,

Под мостом она бежит,

И течет вода куда – то,

Догадались вы, ребята?

Умолчу ответ пока,

Под мостом течет… (река)

Слайд 1 - река течет свободно,

Слайд 2 - река Нева с гранитными набережными.

3 Знакомство с расположением Невы в Санкт – Петербурге.

(Материал для учителя)

Нева – река в России, протекающая по территории Ленинградской области и Санкт – Петербургу, соединяющая ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря.

Длина реки – 74 км. Нева – это единственная река, вытекающая из Ладожского озера. На берегах Невы расположены 4 города: Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, Санкт – Петербург и несколько десятков других населенных пунктов.

Слайд 3 - Нева на карте Ленинградской области.

Нет единого мнения о происхождении названия реки. Одни ученые полагают, что «не» значит новая, а «ва» - вода. Другие переводят это название по – другому: «текущая среди болот».

Нева – от финского слова «болото» - глубокое.

Нева имеет невысокие берега. Нева – широкая и глубокая река. Средняя ширина – 400 – 600 метров, средняя глубина – 8 – 11 м.

Нева замерзает на всем протяжении 1- я декада декабря – 1 –я декада апреля.

Непосредственно в Неву впадает 26 рек и речек.

Основные притоки: слева – луга, Тосна, Ижора, Славянка, Мурзинка; справа – Охта Черная речка.

Слайд 4 - Реки в черте города: Большая и Малая Нева, Средняя и Малая Невки, Фонтанка, Мойка, Карповка, Смоленка, Кронверкский пролив.

Каналы в черте города: Морской канал, Обводный канал, канал Грибоедова, Крюков канал.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Дельта – устье большой реки с его разветвлениями на отдельные рукава и прилегающая к нему часть суши. Город Санкт – Петербург располагается на островах дельты Невы (на 1972 г. – 42 острова)

Остров – участок суши, со всех сторон окруженный водой.

4 Работа в группах.

Учащимся раздаем карты – схемы центра Санкт – Петербурга. Городовики спрашивают: как определить, какой берег правый, какой – левый. Что такое рукава Невы? Что такое дельта?  Учащиеся формулируют ответы на данные вопросы. Учитель при необходимости оказывает помощь детям. Практическая работа: определение по карте правого и левого берега Невы.

Слайд 5 -Нева. Гранитные набережные.

Сейчас берега Невы одеты в гранит, а когда – то набережные были деревянными.

На набережных Невы есть спуски к воде.

Слайд 6 :Нева. Спуски к воде

. Подумайте, зачем нужны спуски? (Ответы учащихся).

В историческом центре города старинные здания выстроились в одну линию вдоль набережных, что придает невским берегам праздничный и строгий вид.

Слайд 7 Английская набережная

5 Слайд – шоу «Красавица Нева»

Учащиеся рассматривают слайды с изображением Невы в разные времена года и в разное время суток. Делают вывод: Нева – красавица.

Читаем стихотворение М. Борисовой

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

Беседа по содержанию стихотворения.

- Почему Нева – труженица? ( По ней плывут с грузами различные суда,  по ночам разводят мосты, чтобы проплывали большие корабли из Ладожского озера в Финский залив. С весны до осени Нева несет на своих плечах грузы.).

- Почему гранитные набережные «будут стоять века»? (Гранит – прочный камень).

- Как Нева «поит» город (жилые и общественные здания, заводы, фабрики)?

- Какие правила должны соблюдать жители города при использовании водопровода?

- Почему необходимо бережно относиться к воде? (Учащиеся составляют памятку «Капелька воды». Обсуждение выполнения задания, обмен мнениями.)

6 Составление рассказов – наблюдений «Характер Невы»

Подберите слова, которые помогут нам понять характер Невы. Нева – какая? (широкая, полноводная, красивая, суровая, загадочная, непредсказуемая). Петр добавляет: «У красавицы Невы капризный характер. Иногда она становится тёмной, тревожной, гневной. Затапливает берега».

Ребята, как называется это явление природы? (Наводнение)

Материал для учителя.

Наводнения происходят из – за нагона воды из Финского залива. Наводнение фиксируется при подъеме воды больше 150 см над ординаром у Горного института. Наводнения с подъемом воды до 210 см считаются опасными, до 299 см – особо опасными, свыше 300 см – катастрофическими.

7 (19) ноября 1824 г. – самое сильное в истории Санкт – Петербурга наводнение – 421 см над ординаром.

Слайд 8  Наводнение 7 ноября 1824 г», 

Слайд 9  Наводнения до строительства дамбы

Крупнейшие наводнения:

23 сентября 1924 г. (369 см), 21 сентября 1777 г. (321 см), 15 октября 1955 г. (293 см), 16 ноября 2010 (187 см), 10 января 2007 г. (220 см).

Слайд  10 Карта дамбы

Дамба – это комплекс защитных сооружений Санкт – Петербурга от наводнений.

Строительство с 1979 по 2011г. Длина – 22 км, высота – 11 м.

  1. Судопропускное сооружение
  2. В случае наводнения перекрывается затвором (ширина 200м, глубина 16 м)

В августе 2011 г. комплекс вступил в силу. Предупреждение о наводнении  - за 3 часа.  Впервые был задействован при наводнении 28 декабря 2011 г. Если бы дамбу не закрыли, то вода в Неве поднялась до 281 см, под воду могла уйти пятая часть территории города. Под судоходным каналом проходит подземный шестиполосный автомобильный тоннель длиной 1961 м.

7 Игра «Найди реки и каналы» (с опорой на карту – схему центра города).

Работа в группах: найти на карте – схеме центра города  названия рек и каналов. Проследи их путь. Найди на карте исток реки Фонтанки около Летнего сада. «доплыви» до истока реки Мойки. «Поверни» по Мойке. «Доплыви» до истока канала Грибоедова. Сделайте вывод: Невская вода течет по трем центральным рекам нашего города.

А теперь определи по карте:

  1. Фонтанка впадает в _________________________________
  2. Канал Грибоедова впадает в __________________________
  3. Мойка впадает в ____________________________________

Проверка выполнения заданий в группах. Учитель при необходимости помогает учащимся выполнить задания.

Поэт А. Кушнер написал стихотворение «Ленинградские реки».

Привели меня к дому сперва,

Где жил Пушкин. Сказали: «Постой – ка…»

Я спросил: «Эта речка – Нева?»

Мне сказали: «Ты что, это Мойка!»

А потом вроде узкого рва

Видел речку свинцового цвета.

Я спросил: «Неужели Нева?»

- Нет, канал Грибоедова это.

А потом шелестела листва.

Сколько статуй! Какая прохлада!

Я спросил: «Эта речка Нева?»

- Нет, Фонтанка у Летнего сада.

А потом синева, синева.

Шпиль и солнце, и волны, и ветер.

Я не спрашивал: «Это Нева?»

Я и сам бы любому ответил!

Обсуждение содержания стихотворения по группам. Как герой стихотворения отличил Неву от других рек в центре города?

8 Рефлексия

Согласны ли вы с мнением городовиков Марины и Петра, что Нева – главная река нашего города? Почему?

Если бы к вам приехали гости из других городов, какие набережные вы показали бы? Почему?

Какая набережная Невы тебе нравится больше всего? Почему?

Какие «рукава» есть у Невы? Покажи их на карте (задание для любознательных).

В какую погоду Нева нравится тебе больше всего? Почему?

Как жители города должны заботиться о Неве? (Не мусорить на набережных, не бросать мусор в реку. В своих домах, квартирах экономно расходовать воду).

Использованная литература

  1. Л. К. Ермолаева, Н. Г. Гаврилова «Чудесный город» Петербургская тетрадь, часть 1, Санкт – Петербург, СМИО Пресс, 2001,
  2. Л. Н. Махинько «Я – петербуржец» 1 часть, пособие для учащихся начальных классов. Серия «История и культура Санкт – Петербурга», Санкт – Петербург,  «Питер Пресс», 1996
  3. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» 4 –е издание, дополненное, Москва, Азбуковник, 1999.
  4. А. Кушнер «Ленинградские реки» - ж. «Костёр», 1977 № 02, стр. 59
  5. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/2014/09/25/reka–neva-glavnaya-reka-goroda-sankt-peterburga. Методическая разработка (история 3 класс) «Река Нева – главная река города Санкт – Петербурга» Басович Елена Григорьевна. Конспект урока по истории и культуре города Санкт – Петербурга.
  6. Peterburgforchildren.blogspot.ru/2010/11/blog-post_12.html.

Петербурговедение для дошкольников.

  1. kidsclever.ru/сontent/zagadki-pro-reku.
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Нева
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Нева#Наводнения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

Урок по Окружающему миру. Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.

Наши реки. Реки Санкт-Петербурга.Изучение разнообразия водных просторов России, их значение в жизни людей.УМК «Перспектива». Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х част...

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное.  Курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».Цели занятия: - расширять и углублять первоначал...

Конспект занятия в группе продленного дня по истории города. Реки Санкт-Петербурга.

Занятие по истории города Санкт-Петербурга,Знакомство с символикой города, Герб.Знакомство с реками - Фонтанка и Мойка. Использование иллюстраций и слайдов с изображением рек города....

конспект внеурочного занятия по теме: "Нева - главная река города"

Конспект внеурочного занятия по теме "Нева- главная река города" знакомит учащихся с главной рекой города, ее особенностями, значением для жителей города....

Кроссворд на тему Санкт-Петербург ( Итоговое внеурочное занятие по программе Я-Россиянин)

Итоговое внеурочное занятие на тему "История Санкт-Петербурга" пройдет интересно, познавательно и увлекательно если при повторении усвоенного материала предыдущих занятий будет использоватьс...