конспект внеурочного занятия по теме: "Нева - главная река города"
план-конспект занятия по истории (3 класс)

Конспект внеурочного занятия по теме "Нева- главная река города" знакомит учащихся с главной рекой города, ее особенностями, значением для жителей города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Тема: Река Нева – главная река Санкт-Петербурга.

Цели:

  •  Познакомить учащихся с главной рекой Санкт – Петербурга,  её  особенностями, значением  для жителей города.
  • Создать условия для осознания учащимися важности бережного отношения к воде, которую дает жителям  города Нева и её притоки.

Задачи:

  • Показать красоту Невы в разное время года и суток.
  • Показать взаимосвязь Невы и города, Невы и петербуржца.
  • Учить устанавливать необходимость бережного использования воды из Невы   для жителей Санкт – Петербурга (экономное использование воды, незагрязнение водоемов: рек, впадающих в Неву, каналов, водоемов в садах и парках города).
  • Формировать умения:

- работать с картой;

- работать в  группах;

- работать с текстом.

  • Развивать монологическую речь, мышление, наблюдательность, воображение, память учащихся.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

СЛАЙД 2

Для определения темы урока прошу вас отгадать загадки.

1.Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.  (река)

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (река)

Какие водные артерии встречаются в нашем городе? – Предлагаю разгадать ребус. Слайд 3 – реки и каналы. Выясняется в чем отличие тех от других.

Отлично, Вы справились с загадками и правильно догадались, что тема нашего занятия сегодня будет посвящена рекам.  Если подняться на воздушном шаре и посмотреть на город с высоты птичьего полета, то мы убедимся, что Санкт-Петербург – это город рек и каналов, их в городе очень много, именно поэтому один из якорей на нашем гербе – речной. А поскольку главная река впадает в море (Финский залив), то второй якорь -морской.

Сегодня мы будем знакомиться с главной рекой нашего города Невой. (СЛАЙД 5)

  1. Усвоение новых знаний и способа деятельности.
  1. Откуда происходит и о чем говорит название реки – Нева?

Рассматривается происхождение слова «Нева». Читается текст учебника, закрепляется материал: «НЕВА» - текущая среди болот, или «НЕ» - новая, «ВА» -вода (СЛАЙД 6). .  2,5 тысячи лет – возраст Невы. Для  реки  – «молодая, новая». Образовалась как пролив между двумя водоемами ледникового происхождения – Ладожским озером и Финским заливом.

  1. Откуда берет свое начало и куда впадает Нева?

Читаем стихотворения А.С. Кушнера

У Невы

Мы стояли у Невы.

Сдуло шапку с головы.

Помогите, задержите,

Не догнать, её увы!

Шапка с белым козырьком

Полетела кувырком,

Завертелась, закружилась

И на волны опустилась.

По Неве она плывет

Мимо всех её красот,

Мимо зданий, мимо шпилей,

Мимо Зимнего дворца.

Шапку взглядом проводили

Мы до самого конца…

Откуда берет свое начало и куда несет свои воды Нева? Куда принесет шапку героя стихотворения?
СЛАЙД 7 – ребус – определение названий частей реки и направления течения.

  1. Знакомство с расположением Невы на карте Ленинградской области. (СЛАЙД 8)

Нева – река в России, протекающая по территории Ленинградской области и Санкт – Петербургу, соединяющая Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря. Длина реки – 74 км. Нева – это единственная река, вытекающая из Ладожского озера. Ладожское озеро – одно из крупнейших озер на земле. В него впадает много больших и малых рек. Самые крупные из них Волхов, Свирь, Вуокса наполняют Ладожское озеро, а вытекает из него только одна река – наша Нева. Путь Невы лежит к Финскому заливу Балтийского моря. По ходу движения в Неву впадают 26 рек – притоки Невы -Луга, Тосна, Ижора, Славянка, Мурзинка,Охта Черная речка. Нева стремительна и полноводна.

  1. Работа в группах.

А)Учащимся раздаются карты–схемы водного бассейна. Ребятам предлагается: обозначить на карте Исток и Устье Невы, указать направление течения, определить, какой берег правый, какой – левый. Дается понятия рукава и дельта Невы.  Учащиеся формулируют ответы на данные вопросы.

Б) Решение задачи на определение протяженности Невы в пределах города. СЛАЙД 9

5) Характер Невы.

Санкт-Петербург и Нева неотделимы друг от друга, Нева дала жизнь городу, его олицетворяет – город на Неве, город над Невой. Так какая же она – Нева?

Давайте сравним ее с девушкой, т.к. река у нас молодая. (На доске появляется аллегорический рисунок Невы). Как и положено девушке, Нева очень изменчива в разное время года и в разное время суток.

Слайд-шоу Красавица Нева (Слайды 10-16).

Рассматриваем фото Невы на слайдах, ученикам предлагается подобрать прилагательные, эпитеты, которыми можно охарактеризовать Неву.

А можно ли представить себе Неву злой, выходящей из себя?

Читается отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

О каком природном явлении идет речь?

Любуясь красавицей Невой, плавно текущей между гранитных берегов, трудно представить ее злой, «выходящей» из себя. Но иногда у обычно спокойной Невы «портится  характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной. За время существования города она совершила около 300 набегов на Петербург. Вы, наверное, слышали о наводнениях. Многократные подъемы воды на 150 см (сравните со своим ростом) выше обычного уровня были разрушительными и доставляли немало хлопот и огорчений горожанам. А.С. Пушкин описывает самое сильное наводнение в истории города – 7 ноября 1824 г.  В нашем городе есть места, которые хранят память о самых сильных наводнениях. (Слайды 17-18).

 Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям и городу. Сегодня наводнения не страшны городу. Для защиты Санкт-Петербурга от наводнений было возведено защитное гидротехническое сооружение – Дамбу. Слайд 20.

  1. Значение Невы.

Прочитайте  стихотворение М. Борисовой и подчеркните слова, которыми автор пользуется для описания Невы и которые указывают на ее значение для города.

 У красавицы Невы ожерелье из листвы,

Из гранитов самых лучших сшито платье на века…

Но совсем не белоручка знаменитая река:

 Лодки ,баржи, пароходы на себе несет река,

И в трубе водопроводной тоже плещется Нева.

Беседа по содержанию стихотворения.

Обсуждается понятие «белоручка».

- Почему Нева – труженица? (Издревле Нева была главной торговой дорогой с севера на юг. С весны до осени несет река на своих плечах грузы.  Каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр. С весны до осени Нева несет на своих плечах грузы.).

На доске к изображению Невы прикрепляется кораблик.

- Как Нева «поит» город (жилые и общественные здания, заводы, фабрики)?

- Почему Нева кормилица?

К изображению Невы прикрепляется корзина с хлебом и рыбой.

Посмотрите на доску, какая у нас получилась красавица.

Где мы еще можем увидеть аллегоричное изображение Невы? СЛАЙД 21

Какой изобразил Тома де Томон Неву? Обсуждение скульптурной композиции.

Горожане благодарны реке за ее неоценимый труд. Архитекторы, строившие город, никогда не забывали о Неве, и все, что создавалось ими на ее берегах, создано так, чтобы их творения украшали реку, а река украшала творения человека.

Но не только украшали реку люди, но и много лет ее нещадно эксплуатировали,, сливали сточные и промышленные воды, загрязняли бытовыми отходами, «заболела» река, теперь люди страдают сами от этого. Как мы можем помочь Неве поправиться?

- Какие правила должны соблюдать жители города при использовании водопровода?

- Почему необходимо бережно относиться к воде? Учащиеся составляют памятку бережного отношения к воде.

3. Рефлексия.

Поэт А. Кушнер написал стихотворение «Ленинградские реки».

Привели меня к дому сперва,

Где жил Пушкин. Сказали: «Постой – ка…»

Я спросил: «Эта речка – Нева?»

Мне сказали: «Ты что, это Мойка!»

А потом вроде узкого рва

Видел речку свинцового цвета.

Я спросил: «Неужели Нева?»

- Нет, канал Грибоедова это.

А потом шелестела листва.

Сколько статуй! Какая прохлада!

Я спросил: «Эта речка Нева?»

- Нет, Фонтанка у Летнего сада.

А потом синева, синева.

Шпиль и солнце, и волны, и ветер.

Я не спрашивал: «Это Нева?»

Я и сам бы любому ответил!

Обсуждение содержания стихотворения. Как герой стихотворения отличил Неву от других рек в центре города? Почему Нева главная река города?

А в завершении урока давайте вместе еще раз насладимся красотой главной реки нашего города. ( Видеосюжет).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

"Ноги" города. Конспект внеурочного занятия.

Внеурочное  занятие знакомит детей с "подземным хозяйством города", автомобильными, железными дорогами в Санкт - Петербурге. Дети в игровой форме знакомятся с правилами пользовани...

Нева - главная река Санкт - Петербурга. Конспект внеурочного занятия.

Внеурочное занятие посвящено знакомству учащихся 1 класса с главной рекой Санкт - Петербурга, ее "характером", значением в жизни горожан. Ученикам предлагаются разнообразные задания, стихи о...

Конспект внеурочного занятия "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" (4 класс)

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области, соседние города Чел...

Конспект внеурочного занятия по теме "Мой город"

Занятие разработано для 1 класса (Мой край)...