"Ноги" города. Конспект внеурочного занятия.
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Панова Валентина Александровна

 Внеурочное  занятие знакомит детей с "подземным хозяйством города", автомобильными, железными дорогами в Санкт - Петербурге. Дети в игровой форме знакомятся с правилами пользования данными дорогами в городском мегаполисе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nogi_goroda_1_klass.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Панова В. А. учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 169

Центрального района Санкт – Петербурга

Конспект внеурочного занятия

Тема:  «Ноги» города.

Цели:

  •  Познакомить учащихся с подземным хозяйством   Санкт – Петербурга, значением железных и автомобильных дорог для жителей города..
  • Создать условия для осознания учащимися важности подземного мира города.

Задачи:

  • Учить устанавливать необходимость подземного хозяйства города  для жителей Санкт – Петербурга.
  • Способствовать формированию соблюдения элементарных правил поведения горожанина  в метрополитене (на эскалаторах, станциях открытого и закрытого типа, в вагоне поезда).
  • Способствовать формированию соблюдения техники безопасности, правил поведения при поездках на железнодорожном и автомобильном  транспорте).
  • Познакомить учащихся с названием основных железнодорожных вокзалов Санкт – Петербурга.
  • Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга (для любознательных: история создания станций метро в Санкт – Петербурге).
  • Формировать умение работать в  группах.
  • Развивать речь, мышление, воображение, память учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научить учащихся самостоятельно добывать информацию о расположении станций метрополитена  с помощью карты – схемы.
  • Учащиеся будут знать значение слов: тяжелые и легкие люки, газопровод, водопровод, канализация, телефонный кабель, метрополитен.
  • Учащиеся смогут составить «Памятку поведения в метро», «Памятку поведения на вокзале».

Метапредметные:

  • Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить и исправлять ошибки, работая в группе; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения заданий в группе.
  • Познавательные:  - осуществлять поиск необходимой информации с использованием карты – схемы,  - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; - представлять информацию в разных формах (схема,  памятка).
  • Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей; - учиться исправлять ошибки для успешного решения заданий в группе; - оказывать необходимую взаимопомощь при выполнении заданий.
  • Личностные: - формировать познавательный интерес к новому материалу; - осознавать себя жителем Санкт – Петербурга, России;
  •  - формировать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта – схема центра города (для каждой группы), Петербургская тетрадь «Чудесный город» часть 1 (с. 12 – 13), карта - схема Санкт – Петербургского метрополитена, презентация по теме занятия.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали, что дом – главная часть города. Объясните, почему мы сделали такой вывод. (Ответы учащихся).

Какие могут быть дома в городе? (дома бывают различными по высоте – 2 – 3 – 4 – многоэтажные; по назначению – жилые, общественные).

Отгадайте загадки:

1)Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.  (дом)

2) Он стоит, простой и строгий,

В однотонном пиджаке,

У него карманов много,

Провода в его руке.

И глаза его, как блюдца,

То потухнут, то мигают.

И до неба дотянуться

Он пытается руками.  (дом с балконами)

Кто может перечислить  признаки многоквартирного дома? (Ответы учащихся).

Как дом заботится о своих жильцах? ( В каждой квартире есть телевизор, холодильник, стиральная машина, телефон, электричество, газ, паровое отопление).  А кто может сказать, куда идут все провода от приборов? ( В специальные электрические розетки). Повторяем правила безопасности: нельзя включать электроприборы мокрыми руками, нельзя вставлять в отверстия розетки какие – либо предметы).  Подумайте, а куда идут провода дальше (в стене находится специальный канал  для проводов, он проходит в подвал дома, а оттуда в подземный «коридор»).

3 Знакомство с понятием «подземное хозяйство города».

Если мы пойдем по улице, то заметим на проезжей части люки. Люки – это «двери  в подземный город». Через них можно попасть внутрь системы городских коммуникаций, чтобы проверить работу тех или иных устройств, ликвидировать возникшие поломки. В земле проложены трубы горячего и холодного водоснабжения, канализационная система, различные электрические и телефонные сети.

Подумайте, почему люки чаще всего имеют круглую форму? (Так легче и проще отодвинуть крышку, углубление внутри люка также круглой формы.)

На крышках люков часто пишут букву «Т» или букву «Л».  «Т» - тяжелые люки, обычно располагаются на дорогах, что безопасно для движения машин. «Л» - легкие люки – устанавливают на тротуарах, во дворах, в парках.

Кроме того, на люках есть другие изображения: «К» - канализация, «В» - водопровод, «ГКС» - городская кабельная сеть. Иногда на крышках можно встретить изображение телефона.

4 Работа в группах.

Продумайте ответы на вопросы:

- Кто может открывать люки и спускаться в них? (Специально обученные рабочие)

- Какие правила безопасности должны соблюдать жители города, чтобы не упасть в люк в результате несчастного случая? (Не вставать на крышку люка, не подходить к открытому люку, не бросать в люк различные предметы.)

Учащиеся обсуждают, оценивают, при необходимости корректируют ответы своих товарищей.

5 Знакомство с понятием «метрополитен»

В подземном хозяйстве нашего города есть очень важная необычная часть.

 Отгадайте загадки:

1 Быстрый транспорт городской,

Но особенный такой –

Под землей вагоны катят,

Места всем доехать хватит.   (метро)

2 Под землей состав с народом

Машинист ведет по рельсам,

Вслед за выходом и входом

Задвигает шумно дверцы.(метро)

3 Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все  стоят, она идет.  (метро)

По каким признакам вы догадались, что отгадки  - метро? (поезд под землей, машинист, лестница – эскалатор).

Материал для учителя

Метро – скоростная внеуличная транспортная система Санкт – Петербурга. Открылся  15 ноября 1955 г. На сегодняшний день – 5 линий метро. Длина -113,6 км. Количество станций – 67 (среди них 7 пересадочных узлов). 11 станций совмещено с вокзалами, железнодорожными станциями или платформами. В систему входят 74 вестибюля, 263 эскалатора, 856 турникетов.

Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Многие станции имеют оригинальное архитектурно – художественное оформление. 8 станций признаны объектами культурного наследия. Впервые в мире построены станции закрытого типа. Их 10. Первая – «Парк Победы». В настоящее время подобные станции больше не сооружаются.

Карта – схема станций Петербургского метрополитена.

Какие станции вам знакомы? Как называются линии метро? Сколько их? Как они обозначены на карте? Как обозначены пересадочные узлы? Почему на карте обозначены вокзалы?

6 Игра «Мы – пассажиры»

Задания в группах:

- составить и разыграть сценку «Пассажиры на эскалаторе» (1 группа)

- составить и разыграть сценку «Пассажиры на станции метро ожидают поезд»

(2 группа).

Обсуждение выполнения заданий. Выбор правильного ответа.

Дополнительное задание: «Поведение пассажиров в вагоне метро».

7 Знакомство с наземными «ногами» города.

Если бы нам удалось подняться на высоту птичьего полета, то мы увидели бы, что от города по земле тоже тянутся «ноги». Догадайтесь, что это? (автомобильные и железные дороги).

Отгадайте загадки:

1Тут грохочут поезда,

Шумно тут почти всегда.

Если едем на край света,

Покупаем тут билеты.   (Вокзал)

2 Этот дом большой, красивый,

Но никто в нем не живет.

Этот дом для пассажиров,

Каждый здесь свой поезд ждет. (Железнодорожный вокзал)

3 Две сплошные линии

И здесь, и там, и тут.

Две сплошные линии

Рядышком идут.

А по этим линиям поезда бегут.

Может, кто подскажет мне,

Как же их зовут?  (рельсы)

4 Это что стоит на рельсах,

Никуда с них не сойдет

И вагонов штук пятнадцать

За собою поведет?   (локомотив)

8 Конкурс знатоков « Правила поведения на вокзале»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Какие вокзалы в Санкт – Петербурге ты знаешь?

- Где купить билет на поезд?

- Что такое «зал ожидания»?

- Что такое «перрон»?

- Как пассажиры должны вести себя на перроне?

- Как вести себя в вагоне поезда? (отдельно – пригородный поезд, отдельно – поезд дальнего следования).

Дополнительное задание: правила поведения в автобусе, автомобиле – формулируют учащиеся.

9 Рефлексия

Вывод (формулируют учащиеся): «Ноги» города - очень сложная часть современного города. Людям нужно знать правила движения по улицам, быть особенно внимательными и осторожными при поездках в метро, в поездах и автомобилях, соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

- Что нового вы узнали о метро, вокзалах, подземном хозяйстве города?

-  Какое задание в группах понравилось?

- Какое задание показалось трудным? Почему?

- О каком интересном факте ты хотел бы рассказать своим родным?

Использованная литература

1 Л. К. Ермолаева, Н. Гаврилова «Чудесный город» Петербургская тетрадь, часть 1, Санкт – Петербург, СМИО Пресс, 2001

2 Е. Н Коробкова, Н. Г. Шейко «Город на ладошке»: культурно – образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений с методическими рекомендациями / под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2011. -196 с.

3 ru.wikipedia.org/wiki/Петербургский_метрополитен

4 kidsclever.ru/content/zagadki-pro-dom.

5 kidsclever.ru/content/zagadki-pro-metro.

6 kidsclever.ru/content/zagadki-pro- vokzal.

7 www.liveintent.ru/users/panimarina/post374705375/ Загадки про железную дорогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Конспект внеурочного занятия "Волшебный мир театра" (игра - занятие с элементами театрализации )1 класс

Задачи данного занятия - в интересной, увлекательной форме познакомить детей с удивительным миром театра, профессиями людей: режиссером - постановщиком, дирижером, оркестром, осветителями сцены, костю...

Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...