Конспект внеурочного занятия по теме "Мой город"
методическая разработка (1 класс)

Елена Валерьевна Енарьева

Занятие разработано для 1 класса (Мой край)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект внеурочного занятия 32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Мой город лучше всех».

Цель

Заложить основы познавательного интереса к изучению истории родного города.

Задачи

Образовательные:

- расширить знания детей о родном городе, научить видеть особенности своего города, находить необычное в обычном;

- познакомить с символикой города Курска.

Развивающие:

- развивать креативное мышлени;

- развивать социально-эмоциональные навыки в учебной среде;

- развивать познавательные процессы: речь, память, внимание, воображение (создающее).

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Курскому краю, городу;

- формировать этические чувства, составляющие базу для духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся;

- учить внимательно вслушиваться в слова, анализировать их состав и лексическое значение.

Планируемые  результаты

Предметные:

Знать символику Курского края и имена знаменитых курян, представителей мира искусства.

- Личностные УУД: основы гражданской идентичности – любви к родному краю

Метапредметные:

Развивать

- Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, работать в группах.

- Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников, способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, установлению аналогии, отнесению к известным понятиям. 

Основные понятия

 Курский край, герб, флаг, гимн Курска,  курский соловей.

Ресурсы:

Выставка краеведческих книг и книг курских авторов,

компьютер, проектор, экран, аудиозаписи гимна города, трелей курского соловья,

наборы  разрезных карточек с изображением символики  и геральдики города Курска, мультимедийные презентации

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Настрой детей на занятие, проверка готовности.

Здравствуйте, мои юные друзья!

         Наше сегодняшнее занятие необычно, потому что с самого начала я хочу вам преподнести маленький подарок.

 

Вас впереди так много ждет
С моим подарком интересным!
Желаю вам не одного,

А много в жизни путешествий!
Стихи хочу преподнести,
Сказать: «Счастливого пути!»

Слушают, настраиваются на занятие.

Р: Уметь настроиться на занятие.

Л: ориентироваться на содержательные моменты образовательного процесса: желание познавать новое, сотрудничать с учителем и одноклассниками.

II. Формулирование темы занятия, постановка цели.

Организует формулирование темы занятия учащимися

- Вы когда-нибудь путешествовали?

- А что такое путешествие? Давайте послушаем внимательно это слово:

ПУТЕШЕСТВИЕ

На доске – карточка с разделённым  словом (путе/шествие)

- Слово «путь» нам хорошо знакомо. Каким словом мы могли бы заменить его?

- А где мы могли слышать слово «шествие»?

- Значит ли это, что маленькие путешествия мы совершаем каждый день, когда выходим из дома?

- Как называется человек, который путешествует?

- Для чего люди путешествуют?

- Занимаем свои места.

- А что вы заметили сегодня по пути в школу?

- Значит, мы все шли в школу примерно  по одной дороге, а замечали разное? Действительно, каждый из нас обращает внимание на что-то своё, особенное.

- Ну что же, а теперь, мы отправляемся в путешествие все вместе. А что самое главное для удачного путешествия?

- Покажите, с каким настроением мы отправляемся в путешествие?

- Итак, в добрый путь! И ангела- хранителя нам в дорогу!(слайд 1)

- А вот узнать, куда мы отправимся, вы сможете, когда из разрезных карточек, которые я вам вручу, соберёте картинки.  У каждой команды они свои. Начнём по сигналу колокольчика. Даю вам 2 минуты. Если справитесь раньше, дружно поднимете руки (командам вручаются конверты с разрезными картинками).  Приступаем.

- Что получилось? Сравните со слайдом 2.

1 команда – герб Курска

2 команда – флаг Курска

3 команда – курский соловей

- Предположите, где же мы будем путешествовать.

- Итак, мы путешествуем по родному городу.

Вся группа стоит у доски. Дети внимательно вслушиваются в слово и отвечают  на вопросы.

Вслушиваются в слово, анализируют его состав, приходят к выводу, что слово складывается  из двух знакомых слов – путь – шествие, т.е. идти по пути, дороге

Анализируют:

 праздничное шествие, т.е. ход, прохождение, движение по дороге, по пути.

Отвечают: путешественник.

Высказывают свою точку зрения.

Садятся за парты.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Высказывают свою точку зрения.

Улыбаются друг другу и учителю.

Из разрезных карточек собирают изображения герба, флага Курска и курского соловья.

Сравнивают изображения, отвечают на вопрос.

Отвечают, высказывают предположение (по Курску). С помощью учителя формулируют тему урока.

«Открывают» для себя значение слова «путешествие».

Подбирают синонимы (без термина) к словам.

«Открывают» для себя слово «путешественник».

Первичное знакомство с изображением герба и флага Курска.

К: оформлять свои мысли в устной форме.

.

К: Уметь рассуждать, делать выводы.

П: анализировать строение слова и его лексическое значение.

К: строить высказывания.

К.

Р: уметь передавать свои ощущения.

К: рассказывать о наблюдениях.

Р: умение оценивать  своё настроение, вносить необходимые коррективы.

К: построение высказываний, сотрудничество с одноклассниками и учителем.

П: выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

Р: Уметь определять и формулировать цель занятия с помощью учителя

III. Актуализация знаний.

Цели: формулирование цели занятия учащимися.

Организует деятельность учащихся, задает наводящие вопросы

- Когда люди приезжают в другой город или в другую страну, им часто приходится слышать один и тот же вопрос: «Откуда вы, где вы живете?»  Если вам зададут такой вопрос, что вы ответите? 

 - Чем интересен город, в котором вы живете?  Сможете ли вы ответить на этот вопрос?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, конечно, не достаточно знать только название нашего города. Мы должны уметь рассказать что-то интересное о нём, а для этого должны об этом узнать.

Итак, доброго всем путешествия и интересных открытий.

Дети называют город, в котором живут.

Размышляют. Дают возможные варианты ответов.

Сообщают название родного города: Курск.

Р: включаются в  учебную  деятельность в соответствии с поставленной задачей.

К. построение высказываний, сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Р:совместно с учителем ставят цель занятия.

IV. Ведение новых знаний.

Цель:

изучение символики и геральдики Курска.

Первичное закрепление и систематизация новых знаний

Организует деятельность учащихся, задает наводящие вопросы.

- Сообщение о гербе нашего города подготовил для нас мой выпускник, ученик 5А класса Черухин Руслан

(слайд 3).

- Вам понравилось  сообщение Руслана?

- Что запомнилось?

- С флагом города нас познакомит Сенина Яна, ученица 5 А класса (слайд 4)

- Итак, что же изображено на флаге нашего города?

-У каждого города кроме герба и флага есть гимн. Что такое гимн?

- Какое правило нужно выполнять, когда исполняется гимн?

- Давайте послушаем гимн нашего города (слайд 5, фонограмма 1)

- Тихонько садимся.

- А сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну интересную песенку (трель курского соловья фонограмма 2).

- Догадались, кто её поёт (слайд 6)?

- Сообщение об этой славной птичке для нас подготовил Егор.

- Слова «Курский соловей» можно сказать только о птичке?

- Верно. Путь в школу у многих из вас проходит мимо картинной галереи имени Александра Александровича Дейнеки. Вы знаете, кто такой Александр Александрович Дейнека?

-Вот лишь некоторые из его картин (слайды 7-10).

- А теперь скажите, чьим именем названа наша школа?

- Как вы думаете, почему наша школа носит имя этого художника? (слайд 11)

- Какие предметы художественно-эстетического цикла мы изучаем?

- Значит, учителя, которые ведут эти предметы очень хорошо, глубоко знают свой предмет, сами хорошо делают то, чему учат?

- А теперь посмотрите на следующие репродукции картин (слайды 12-18)

- Что изображено на этих картинах?

- Что вы чувствовали, когда рассматривали эти картины?

- Можно ли сказать, что художник воспевает красоту нашего города?

- Заслуживает ли этот художник высокого звания «Курский соловей?

- Как вы думаете, кто этот художник?

(слайд 21).

- Да, их написал ваш учитель изобразительного искусства, замечательный  художник  В.И.Цымбулов.

Слово Валерию Ильичу

(Даёт напутствие по изучению родного края)

Руслан:  Исторический герб Курска - серебряный щит с голубой перевязью, на которой изображены три летящие куропатки. Щит – защищает город, синяя полоса – река Кур, где водится много куропаток. Предположительно, отсюда берёт своё название город.

Высказывают свою точку зрения.

Проговаривают запомнившиеся сведения.

Яна:  Флаг Курска - прямоугольное полотнище лазоревого цвета с полосой сине-голубого цвета. На ней изображены три летящие куропатки серебряного цвета. Куропатки символизируют богатство курской природы. С ними связывалось происхождение названия города.

Желающие проговаривают запомнившиеся сведения.

Отвечают: торжественная песня.

Отвечают: его слушают молча, стоя.

Слушают гимн города.

Слушают аудиозапись трели соловья.

Отвечают (соловей)

Егор рассказывает о курском соловье.

Отвечают на вопрос (если необходимо, с помощью учителя): «Курский соловей» - это поезд, который едет от Курска до Москвы.

А ещё курскими соловьями называют людей, которые прославили наш город (писатели, поэты, музыканты, художники).

Отвечают на вопрос: знаменитый  художник, который родился в Курске.

- Именем Александра Александровича Дейнеки.

Читают название школы (углублённое изучение предметов)

- Музыка, изобразительное искусство.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают репродукции.

Отвечают на вопрос.

Ответ: улицы нашего города.

отвечают

Цымбулов В.И.

Вручают Валерию Ильичу медаль «Курский соловей»

Герб города Курска, его описание.

Флаг города Курска, его описание.

Гимн – торжественная песня.

Курский соловей.

Л: желание познавать новое, сотрудничать с учителем и одноклассниками, формирование гражданской идентичности, формирование учебно-познавательной мотивации;

П: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.

К: построение устных высказываний, умение слушать товарища.

Р: умение давать адекватную  оценку выступлению.

V. Подведение итогов занятия.

Организует деятельность учащихся, задает наводящие вопросы.

- Итак, мы благополучно вернулись из путешествия.

- Давайте вспомним, где же мы путешествовали?

- Что нового мы узнали о нашем городе?

- Что мы можем сказать о нашем городе?

- Давайте составим синквейн о нём.

По родному городу.

Как выглядит герб, флаг…

Составляют синквейн.

Знание символики города Курска, её трактовка.

Л: желание познавать новое, сотрудничать с учителем и одноклассниками, формирование гражданской идентичности;

П: выделение существенной информации.

К: построение устных высказываний, умение слушать товарища.

VI. Рефлексия.

Подводит итог урока.

- Какое у вас настроение по окончании путешествия? Думаю, об этом говорят ваши улыбки.

- Я вручаю вам билет в следующее путешествие. Рассмотрите его.

 - Как вы  думаете, в мир какого вида  искусства мы отправимся?

- Да, впереди нас ждет увлекательное путешествие в мир музыки. А теперь нам нужно время, чтобы набраться сил и отдохнуть (слайд 22).

- А прежде, чем расстаться, предлагаю вам посмотреть маленькую зарисовку о нашем городе (финальная презентация под мелодию Курского вальса).

Рассматривают билет.

Высказывают свои предположения.

Р: умение давать адекватную  оценку своему настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....

"Ноги" города. Конспект внеурочного занятия.

Внеурочное  занятие знакомит детей с "подземным хозяйством города", автомобильными, железными дорогами в Санкт - Петербурге. Дети в игровой форме знакомятся с правилами пользовани...

Конспект внеурочного занятия "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" (4 класс)

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области, соседние города Чел...

конспект внеурочного занятия по теме: "Нева - главная река города"

Конспект внеурочного занятия по теме "Нева- главная река города" знакомит учащихся с главной рекой города, ее особенностями, значением для жителей города....

План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"

План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"...

Конспект внеурочного занятия Мой город Санкт-Петербург: путешествие в прошлое

Конспект внеурочного занятия сопровождается  подборкой интересных заданий по петербурговедению. что сделает занятие не только познавательным, но и очень увлекательным для учащихся начальной школы...