Система оценки результатов.
статья на тему

Капустина Ольга Ивановна

Система оценки результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

 личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)

Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

Система оценки результатов.

Система оценки личностных результатов.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Система оценки метапредметных результатов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.

Оценка предметных результатов.

Оценка предметных результатов - это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенных в стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

         Что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? Главное, на наш взгляд, – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции.

Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый ученик  дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.

 Особый интерес представляет вопрос организации системы оценивания. Общий подход к данному вопросу позволяет выделить  внутреннюю оценку и внешнюю.

Внутренняя оценка - это устная проверка знаний, кратковременная самостоятельная работа, письменная проверочная работа, практическая работа, тестовые задания. При этом должен реализовываться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

 Итоговой внутренней оценкой является проведение   комплексной письменной контрольной работы.  Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и литературному чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями – это сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

 Оптимальным способом организации накопительной оценки выпускника является портфолио ученика. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда    важных педагогических задач, позволяющее:

            • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

            • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

           • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В портфолио учеников начальной школы, которое заводится в 1 классе и используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать материалы стартовой  и итоговой диагностики,  систематизированные материалы наблюдений: оценочные листы, листы достижений.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

система оценки результатов по ФГОС

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГОУ сокращённое название образовательного учреждения разработана система оц...

Система оценки результатов ФГОС в ОС «Школа 2100»

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?Какой о...

Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС НОО

Основные концептуальные подходы к системе оценки....

Система оценки результатов внеурочной деятельности

Об основных принципах организации и проведения мониторинга эффективности внеурочной деятельности ОУ....

Система оценки результатов начального образования.

Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов  в начальной школе.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...