Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Лаптева Раиса Владимировна

Форма организации: проблемно-ценностное общение.

В форме беседы. Дети сидя кружочком.

Цель: - формировать у детей понятие о дружбе

            -  чувство сплочённости в коллективе

Планируемые результаты: приобретение школьниками социальных знаний, понимание соц. реальности и повседневной жизни - в частности – умение жить в одном коллективе. Самоопределение - осознать идентичность с классным коллективом, я- класс. Нравственно - этическая ориентация: знание основных моральных норм в частности, - развитие доброжелательности,- готовности к сотрудничеству и дружбе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx717.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Тайна  мирного  домика»

      Занятие проведено на семинаре заместителей директоров по теме:  «Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе  организации  внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС».

      Разработка является Победителем на 3 Межрегиональном конкурсе методических разработок)

      В связи с внедрением ФГОС учащиеся занимают позицию активных участников учебного процесса. Поэтому приоритетное место отводится формированию личностных  УУД  ребёнка – это самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. В своей работе, начиная с первого класса, обеспечиваю активное включение учащихся в данный процесс. Активность обеспечиваю через системно - деятельностный подход  и проблемно-диалогическое обучение. А также и через систему оценивания – это и самооценка, и взаимооценка. Т.е. учащиеся у меня в учебном и воспитательном процессе являются полноправными участниками. В качестве примера привожу конспект внеклассного  занятия из серии «Часы общения». Данное занятие актуально для нашего класса. Т.к. коллектив находится на начальной стадии его формирования, как сложатся взаимоотношения  детей, от этого зависит и дальнейшая школьная жизнь уч-ся.  

Форма организации: проблемно-ценностное общение.

В форме беседы. Дети сидя кружочком.

Цель: - формировать у детей понятие о дружбе

            -  чувство сплочённости в коллективе

Планируемые результаты: приобретение школьниками социальных знаний, понимание соц. реальности и повседневной жизни - в частности – умение жить в одном коллективе. Самоопределение - осознать идентичность с классным коллективом, я- класс. Нравственно - этическая ориентация: знание основных моральных норм в частности, - развитие доброжелательности,- готовности к сотрудничеству и дружбе.

Приём- проекция, дети проектируют класс в форме домика, через модель домика наглядно видят, что каждый из них является частицей чего-то одного целого (класс), что от каждого отдельно зависит общее благополучие класса.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, плакат с эмблемой строителя, панно в форме ромашки, два ватмана, на столах у детей клей, кисти, соответствующие детали из бумаги для каждой группы.

                                 

                     Ход занятия

Комментарий

1.Вводное слово учителя.

-Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, т.к. нам надо открыть одну очень  важную тайну.

- Вы любите тайны?

(Ответы детей).

-Но для того, чтобы открыть тайну, вам надо потрудиться, поэтому  представим, что вы не уч-ся 2 «а» класса, а бригада строителей.

(Учитель на доске вывешивает эмблему строителя) Приложение 1.

- Кто такие строители?

( Ответы детей).

-А теперь внимание на экран!

(Учитель показывает слайд-шоу различных построек.) Приложение 2.

Сопровождение музыкой Приложение 3.

2.Актуализация знаний.

-Что вы видели на экране?

(Дети перечисляют).

-Да, ребята, музеи, библиотеки, мосты, дома, дороги, соборы- всё это творение рук строителей и мы с вами сегодня будем строить домик.

-Какие бывают дома?

(Дети перечисляют) .

-А вот какой домик мы будем строить, постарайтесь узнать из фразы.

(Дети читают название занятия «Тайна мирного домика»). Приложение 4

-Что значит мирный?

(Ответы детей).

-А с чего начинают строить дома?

(Ответы детей).

Учитель: -Конечно, с фундамента.

А теперь посмотрите, у какой группы на столе лежат детали похожие на фундамент, закладывайте фундамент. Группа детей, у которых на столе лежат детали похожие на фундамент, выходит к доске и на ватман наклеивает  детали фундамента. На основании складывается слово «Дружба», но заранее дети об этом не знают.

-На фундамент нашего домика положим брёвна.

(Дети собирают брёвна, чтобы не было путаницы, брёвна пронумерованы).

-Наш домик наполовину построен. Что ещё надо достроить?

(Дети отвечают)

Дети собирают крышу.

-Стройка подходит к концу. Осталось вставить окошки, дверь и расселить в доме жильцов.

Учитель раздаёт приготовленные окошки каждому ребёнку. Дети рисуют в окне свой портрет и подписывают внизу фамилию, имя. Выбирают себе соседей и приклеивают окна на домик. На карточке .изображающей дверь пишут класс.

3.Создание проблемной ситуации.

Учитель:

- Вот и закончилась наша стройка. Посмотрите, какой у нас получился замечательный домик.

-Посмотрите внимательно на домик и скажите, что он напоминает?

(Конечно, дети сразу не смогут ответить, что это проекция их класса, поэтому надо в форме вопросов обратить их внимание и на то, что написано на окошках (а там фамилии уч-ся),  что написано на двери (а там название класса), а как заселялись(выбирали себе пару).

После того, как дети обнаружат, что домик напоминает их класс, учитель продолжает.

-В начале урока мы говорили с вами о тайне Мирного домика, которую нам предстоит открыть. А если этот домик проекция нашего класса, то вполне ли соответствует название домика, который мы строили?

(Проблема!  Дети высказывают свои мнения о том, что пока полного соответствия с названием нет, т. к. есть проблемы и во взаимоотношениях мальчиков с девочками, и вообще между детьми класса).

4.Поиск решения проблемы.

-Чтобы сохранить название Мирного домика, подумайте, что для этого надо сделать?

(Дети высказывают свои мнения о том, что можно делать, а чего нельзя).

5.Самостоятельная работа.

На подготовленном заранее листе они пишут маркером, что можно делать, а чего делать нельзя. Приложение 5

Приложение 6

6.Обобщенте знаний.

-Ребята. Вы очень дружно трудились и построили такой замечательный домик. Даже правила свои придумали. И незаметно для себя открыли тайну.

-А теперь внимательно посмотрите на наш Мирный домик и подумайте: в чём же заключается тайна?

Дети:- В дружбе!

Учитель: - Конечно, в дружбе. Ведь только тот домик можно назвать Мирным, где живут дружные жильцы. Да и вообще, смогли бы мы построить этот домик, если бы всё время спорили и мешали друг другу? О преданной и верной дружбе написано много рассказов, стихов, песен, сложено немало пословиц.

Учитель кладёт перед детьми цветок, вырезанный из бумаги. С обратной стороны лепестков и листьев написаны пословицы о дружбе.

Дети открывают их по очереди и рассуждают о смысле пословиц.

Приложение 7.

7.Подведение итога. Рефлексия.

Учитель:

-С давних времён люди ценили дружбу и дорожили нею.

-Послушайте басню  Л. Н.Толстого  «Два товарища».

Приложение 7.

-А я знаю, что дети тоже приготовили стихи о дружбе, послушаем.

(Дети читают стихи).

Приложение 7.

- А что для себя взяли ценного из этого занятия?

(Ответы детей).

- Ребята, а оценкой настоящего друга вполне могут послужить слова песни «Настоящий друг»

(Дети вместе с учителем под фонограмму исполняют песню).

 Приложение 8.

               

 

Учитель побуждает детей к началу занятий загадочным вопросом о тайне.

Этот приём для данного возраста актуален, т. к. детям сейчас всё интересно, они любознательны и готовы трудиться.

Принимают роль строителей. Ролевая игра в этом возрасте тоже является пока неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса.

На данном этапе дети говорят о тех знаниях, которые они имею на данный момент.

Основным предназначение такой

 работы

является  направление на подготовку уч-ся к «открытию» нового знания.

Этот приём на данном этапе важен, т.к. знания , приобретённые

на предыдущих занятия, из личных наблюдений учащихся,

 из их небольшого жизненного опыта позволяют оформить речь, сделать вывод, высказать суждение.

На данном этапе такая форма работы

 имеет большой развивающий потенциал, т. к. требует от учащихся внимания,

 терпения, наблюдательности,

сообразительности.

Возникла проблемная ситуация ,т.к. у класса появился эмоциональный отклик:

Ученики широко распахнули глаза и недоумённо смотрят на учителя, а как же так, строили-то домик. А что же ещё в нём можно отыскать? Перед нами проблемная ситуация с затруднением.

В процессе диалога учитель подводит

 детей к раскрытию проблемы.

Выходом из проблемной ситуации явилось

самостоятельное формулирование темы занятия, что же значит всё-таки  Мирный.

Дети смогли на основе ранее изученного материала спрогнозировать пункты плана, далее учитель будет вести детей по этому плану.

Приём развивающего эффекта. Дети в ходе

практической работы и гипотез самостоятельно решают проблему.

Гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием.

На этом этапе ученики сами, по-своему выражают  свои мысли,

полученные знания оформляют словесно, развивая монологическую речь.

Дети делают заключительные выводы, ещё более убеждаясь в том, что они шли верным путём при решении данной проблемы.(После чтения басни, стихов и небольшой беседы после прочитанного).

И наибольшим эффектом стало совместное исполнение песни о «Настоящем друге».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности. Цели и задачи программы. Методический конструктор программы.9Виды, формы внеурочной деятельности) Направления внеурочной деятельности по вариантам программы....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС (2 вариант) "Азбука здоровья"

Программа предназначена для педагогов коррекционных школ в рамках реализации ФГОС (2 вариант)...

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО (для обучающихся с ОВЗ)

Вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы, главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следу...