Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью в рамках реализации ФГОС (2 вариант) "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Программа предназначена для педагогов коррекционных школ в рамках реализации ФГОС (2 вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

Рабочая программа по внеурочным занятиям «Азбука здоровья» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1д,1- 4 классов (вариант 2) разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  •  Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего  образования».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные  главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные  Главным санитарным врачом Российской Федерации  29  декабря 2010 г., зарегистрированными в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный номер 19993.
  • Учебный план   КОУ «Адаптивная школа №6» на 2016-2017 учебный год, утвержденный Министерством образования Омской области.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Адаптивная школа №6» на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа «Азбука здоровья» в первом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:

  • Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
  • Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
  • Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
  • Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер,  Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
  • Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер,  Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
  • Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
  • Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
  • Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
  • Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).

Краткая психолого-педагогическая характеристика тяжело умственно отсталых детей

Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Эти дети составляют примерно 14-15 % от общего количества детей с умственной отсталостью.

Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. При тяжелой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90-100 % случаев.

Внимание тяжело умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание, необходимое для достижения определенной цели, у них крайне слабо. Привлечь внимание ребенка младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточиться на чем-либо им чрезвычайно трудно.

Значительные отклонения обнаруживаются у тяжело умственно отсталых детей в области сенсорики. Характерная черта недоразвития сенсорных функций у подавляющего большинства тяжело умственно отсталых детей — не органические повреждения анализаторов, а неумение полноценно использовать их. Трудности тяжело умственно отсталых детей в области восприятия имеют причиной не какие-либо аномалии органов чувств (поскольку они различают цвета, если количество предметов невелико), — они состоят в недостаточности переработки получаемой информации.

Для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемого, не сравнивают с другим. В устной речи он «не слышит» разницы между правильным и неправильным произношением звуков, «не слышит» определенного звука в слове (недоразвитие фонематического слуха).

Вся деятельность этих детей, связанная восприятием и воспроизведением воспринятого, характеризуется недифференцированностью, глобальностью. Отсутствие целенаправленных приемов — анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий — приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений характерны для их мыслительной деятельности.

Основные трудности, присущие данной категории детей при решении умственных задач:

а) слабое принятие задачи, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задачи, психическая пассивность;

б) отсутствие ориентировки в задаче, т.е. понимания связей между ее звеньями;

в) неспособность к «осмысленной» организации своей деятельности по выполнению задачи, т. е. к последовательному переходу от одного действия к другому, осуществлению связи между действиями, применению адекватных способов действия, правильному использованию наглядных средств для решения задачи.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, у них значительно запаздывает. У некоторых тяжело умственно отсталых детей речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети, которые среди детей младшего возраста составляют 20-25%. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. Степень недоразвития речи, как правило, соответствует степени общего психического недоразвития. Есть дети, у которых можно наблюдать поток фраз, произносимых с сохранением услышанных интонаций. Это механически воспроизводимая, не имеющая смысла речь. В младшем возрасте дети плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем словарь детей расширяется, и все же понимание остается исключительно в границах личного опыта ребенка. Самостоятельная речь младших детей проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушениями структуры слова, аграмматизмом. Многие дети страдают грубыми аномалиями периферического артикуляторного аппарата, недостаточностью дыхания и т.д.

У тяжело умственно отсталых детей, особенно младшего школьного возраста, резко отстает от нормы одна из основных функций речи — регулирующая. Инструкции взрослого воспринимаются детьми крайне неточно и не определяют содержание и последовательность осуществляемой ими деятельности. Это прежде всего касается выполнения заданий, состоящих из нескольких звеньев, в этом случае дети путают порядок действий, переставляя их.

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью

Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.

Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.

Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка.

Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды.

Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.

Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста.

Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.

 Целью курса «Азбука здоровья» является воспитание у обучающихся нравственного и эмоционально-ценностного позитивного отношения к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру; стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению; привитие интереса к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, знакомство с национальными спортивными играми.

 Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

  В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок.  Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

 Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

 В 2016-2017 учебном году в КОУ «Адаптивная школа №6» открыт 1 дополнительный класс (вариант 2) в классе обучается 5 детей, которые имеют интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной форме,  расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы. Среди учащихся класса можно выделить 3 группы, которые отличаются способностью к обучению. 1 ребенок, имея умеренную степень умственной отсталости, способен адекватно реагировать на слова, просьбы и требования учителя, способен использовать игрушки и учебные пособия в процессе учебно-игровой деятельности, может целенаправленно смотреть и выполнять инструкции учителя. 2 ребенка нуждаются в продолжительной помощи со стороны учителя при использовании игрушек и пособий в процессе деятельности, иногда неадекватно реагируют на слова, просьбы и требования учителя, чаще не могут целенаправленно смотреть и выполнять инструкции учителя. 2 ребенка нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя в процессе учебно-игровой деятельности, не способны адекватно реагировать на слова учителя, не способны целенаправленно смотреть, выполнять инструкции; но действия по подражанию им могут быть доступны.

Учитывая качественный состав обучающихся класса, для реализации требований Стандарта нами была составлена настоящая программа внеурочных занятий «Азбука здоровья».

Задача  занятий:  помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,  рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые  задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

       Цели программы:

1. Организация благоприятных условий для  формирования здоровой и физически крепкой личности

2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.

3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня;  научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

 Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку.

Формы организации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является  занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях  обязательно сопровождается речью учителя и детей. Так, начало занятия обычно начинается с небольшой разминки, где педагог работает над развитием моторики, по средствам различных заданий ,целенаправленности выполнения действий и создает благоприятный эмоциональный настрой на работу. Далее следует основная часть, где подобранные задания, игры и упражнения максимально полно позволят реализовать поставленные цели и задачи, будут способствовать развитию высших психических процессов ребенка, стимулировать его умственную активность и самостоятельность. Важно при организации занятия продумать и двигательную активность детей. Мышечные ощущения, которые возникают у ребенка, вызывают чувство удовлетворения, создают положительный эмоциональный фон, а значит, усвоение любого материала идет более эффективно. Заканчиваем занятие, как правило, подведением итогов и рефлексией.

Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся.     Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  • Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  • Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

                         

Критерии оценки умений и навыков обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».

КАРТЫ КОНТРОЛЯ

Для оперативного наблюдения за реализацией программы используются карты контроля.

КАРТА КОНТРОЛЯ ЗА ДИНАМИКОЙ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Год, месяц, неделя

Преобладающие способы деятельности

Уровни

только в совместной деятельности

с помощью взрослых

под контролем взрослых

или сверстников

под выборочным, частичным контролем

самостоятельно

Положительная динамика  в разделах программы

год

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

  4

1

2

3

4

1

2

3

4

сентябрь

1

2

3

4

5

6

октябрь

1

2

3

4

5

6

ноябрь

1

2

3

4

5

6

декабрь

1

2

3

4

5

6

январь

1

2

3

4

5

6

февраль

1

2

3

4

5

6

март

1

2

3

4

5

6

апрель

1

2

3

4

5

6

май

1

2

3

4

5

6

Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся № 2

Показатели сформированности представлений:

  • представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);  
  • представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).

Показатели восприятия материала:

  • понимает без визуализации;
  • понимает без визуализации частично;
  • не понимает без визуализации;
  • понимает с наглядным подкреплением;
  • понимает с наглядным подкреплением частично;
  • не понимает.

Показатели самостоятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
  • действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
  • действие выполняется ребенком самостоятельно.

                                 

           

Литература

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
  2.  Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
  3.  Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  5. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
  6. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  7. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
  9. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  10. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
  11. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
  12. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  13. Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
  14. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  15. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2011.
  17. Короткое И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.
  18. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М.: Ф и С, 1975.
  19. Физическая культура / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.: «Фрахт», 1996
  20. Детские        народные подвижные игры - М.: Просвещение; Владос, 2005



Предварительный просмотр:

                                    Календарно – тематическое планирование  «Азбука здоровья» 1д класс 2 часа в неделю

п/п

Тема занятия

Кол-    во

ч

Цель занятия

Наглядность,

ИКТ

Дата

I РАЗДЕЛ «ШКОЛА»

   6

план          факт

1

Правила, по которым мы живём

1

- познакомить с традиционным входом на данные занятия;

-продолжить формировать начальное представление о школе: дать информацию о школьных переменах и правилах поведения на них;

- учить культуре общения.

демонстрационный материал

2

Школа вежливости в замке Добра

2

- развивать произносительную сторону речи (обработка приветствия);

- закреплять в сознании новый социальный статус – ученик;

- продолжать формировать представления о школе, правилах поведения и культуре общения;

- прививать интерес к чтению художественной литературы.

демонстрационный материал

3

Правила поведения в школе

2

- продолжать знакомить с правилами поведения в школе;

- развивать зрительную память;

- учить вежливому общению;

- воспитывать нравственные качества: доброту, сочувствие, сопереживание, внимание.

- учить уступать друг другу;

- формировать представление о специфике разнополовых отношений.

демонстрационный материал

4

Итоговое занятие

1

презентация

II УРОКИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ

31

1

Кто опрятен – тот приятен

1

- ввести в лексикон новый приветственный оборот;

- познакомить в новым постоянным героем данного курса;

- учить правилам знакомства;

- дать представление о личной гигиене, о её влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;

- расширить кругозор сведениями из жизни животных;

демонстрационный материал

презентация

мультфильм

2

Чисто жить – здоровым быть

1

- учить принимать предложенный образ и соответственно себя вести;

- продолжать формировать представление о личной гигиене, её влиянии на здоровье и отношение окружающими людьми;

демонстрационный материал

презентация

3

Полотенце всё расскажет

1

- познакомить с приветственными жестами;

- ввести в лексикон слова «опрятный», «аккуратный»;

- закреплять представление о личной гигиене, микробах и их влиянии на человека;

- учить технике мытья рук;

- дать информацию о полотенце как о средстве личной гигиены.

демонстрационный материал

4

Умываем личико

1

- продолжать формировать представление о специфике разнополовых отношений;

- формировать представление о своём организме, о значимости частей тела;

- развивать координацию движений, сообразительность, быстроту реакции;

- учить технике умывания.

демонстрационный материал

презентация

мультфильм

5

Как ухаживать за волосами

1

- ввести  в лексикон новый приветственный оборот;

- дать информацию о волосах, учить правильно ухаживать за ними;

- воспитывать желание следить за своей чистотой;

- расширять кругозор сведениями из жизни животных;

демонстрационный материал

презентация

мультфильм

6

Наши ушки

1

- воспитывать желание ухаживать за своими волосами;

- дать информацию об ушах, научить правильно ухаживать за ними;

- развивать слуховую память и внимание;

- расширять кругозор сведениями из жизни животных;

- формировать положительное отношение в ЛОР-врачу

демонстрационный материал

7

Наши зубки

1

- активизировать в словаре приветственные слова и выражения;

- учить заботиться о своих ушах;

- развивать слуховую память, тактильные ощущения, координации движений;

- дать информацию о зубах, приучать правильно заботиться о своих зубах;

- воспитывать интерес к стихотворным произведениям.

демонстрационный материал

презентация

мультфильм

8

Чтобы зубы не болели

1

- познакомить с правилами ухода за зубами;

- дать информацию о зубной щётке, как о предмете личной гигиены;

- научить технике чистки зубов;

- прививать интерес к чтению художественной литературы;

- расширять кругозор сведениями из жизни животных.

демонстрационный материал

презентация

мультфильм

9

Прощание  с Мойдодыром

1

- закрепить знание правил ухода за зубами;

- воспитывать желание систематически и самостоятельно заботиться о полости рта;

- формировать первичное представление о зубных врачах и положительное отношение к ним;

- учить отгадывать загадки.

10

Каждой вещи – своё место

1

-воспитывать желание следить за своей чистотой;

- познакомить с секретом чистоты и порядка;

- учить наблюдать, сравнивать и анализировать;

- развивать зрительную память;

- расширять кругозор сведениями из животного мира.

демонстрационный материал

11

Что такое грипп?

1

- воспитывать приветливость;

- учить правильному обращению со своими вещами;

- приучать быть собранным, самостоятельным и аккуратным;

- дать информации о гриппе как о вирусном заболевании;

- убедить в полезных свойствах лука и чеснока.

демонстрационный материал

12

Твой дружок – носовой платок

1

- знакомить с элементами режима: дать информацию о пользе зарядки, прогулки;

- познакомить с назначением носового платка, убедить в необходимости всегда иметь его при себе;

- воспитывать в мальчиках мужские качества: сдержанность, мужественность, самостоятельность, смелость;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции, мимику лица.

демонстрационный материал

13

Работа с носовым платком

1

- отработать навыки практического применения носовых платков;

- дать информацию об индивидуальности и разнообразии носовых платков;

- поощрять стремление всегда иметь при себе носовой платок.

демонстрационный материал

презентация

мультфильм

14

Если болен кто-то рядом

1

- воспитывать правильное отношение к болезням;

- учить правилам поведения с больными людьми; воспитывать сочувствие и сопереживание;

- прививать основы здорового образа жизни;

- воспитывать интерес к чтению художественных произведений.

демонстрационный материал

презентация

15

Если болен кто-то рядом(продолжение)

1

- продолжать приучать детей носить носовой платок и пользоваться им, следить за его чистотой;

- закрепить правила поведения с больными людьми;

- воспитывать внимание, сочувствие и сопереживание больным людям.

демонстрационный материал

16

Чистота – вот лучшая красота

1

- воспитывать приветливость, доброжелательность;

- ввести новый персонаж;

- приучать к чистоте, опрятности и аккуратности;

- расширять кругозор сведениями из животного мира;

- развивать мелку моторику пальцев рук;

демонстрационный материал

17

Чистота – залог здоровья

1

- расширять знания о микробах в окружающей среде и их влиянии на человеческий организм;

- прививать навыки личной гигиены;

- дать информации о гигиене медведей;

- воспитывать интерес к чтении художественной литературы;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

демонстрационный материал

18

Полотенце – наш судья

1

- закрепить правила личной гигиены;

- проработать моменты, когда нужно мыть руки;

- напоминать технику мытья рук;

- учить заботиться о своих ногтях;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.

демонстрационный материал

19

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

1

- ввести в активный словарь понятие «счастье», дать представление о значении этого слова;

- продолжать прививать навыки личной гигиены;

- учить заботиться о своих руках, дружить с ними;

- развивать зрительную память, координацию движений, внимание, быстроту реакции;

- отработать с детьми технику умывания.

демонстрационный материал

презентация

20

Заботимся о глазках

1

- закрепить в памяти приветственные жесты;

- дать информацию о значении глаз в жизни человека, о строении глаза и его природной защите;

- учить правилам бережного отношения к глазам;

- ввести в словарь слова «зрачок», «зрение», «зрячий».

демонстрационный материал

презентация

21

Чтобы глаза видели, чтобы уши слышали

1

- дать общее представление об оптических приборах;

- подробнее рассказать об очках, людях, носящих очки, об отношении к ним;

- закрепить правила, сохраняющие зрение;

- формировать положительное отношение к врачу-окулисту;

- учить заботиться о своих ушах;

- развивать слуховое внимание.

демонстрационный материал

22

Заботимся об ушках

1

- познакомить с приветственными жестами некоторых стран;

- учить правильно заботиться о своих ушах;

- расширять кругозор информацией из жизни животного мира;

- формировать положительное отношение к врачу-лору;

- развивать слуховое внимание;

- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;

демонстрационный материал

23

Для чего нам зубы?

1

- продолжать формировать представление о зубах и их значенимости в жизни человека;

- приучать заботиться о своих зубах;

- воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

демонстрационный материал

24

Как сберечь зубы?

1

- учить правильно ухаживать за зубами;

- закрепить технику чистки зубов;

- формировать положительное отношение к стоматологу;

- расширять кругозор информацией из жизни животного мира.

демонстрационный материал

25

Прощание с Мойдодыром

1

- закрепить знания о зубах и уходе за ними;

- развивать внимание;

- прививать навыки самообслуживания.

демонстрационный материал

26

Как уберечься от гриппа?

1

- формировать представление о болезнях, их возникновени и влиянии на человеческий организм;

- учить правилам поведения с больными людьми;

- воспитывать сочувствие к больным;

- прививать навыки здорового образа жизни.

демонстрационный материал

27

Если вдруг заболел друг?

1

- развивать внимание;

- учить заботиться о своих друзьях, поддерживать их в трудную минуту;

- пользоваться носовым платком, приучать всегда иметь его при себе;

- воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

демонстрационный материал

28

Работа с носовым платком

1

- продолжать приучать к основам здорового образа жизни;

- отработать практическое применение носовых платков;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание и творческое воображение, двигательную активность детей и быстроту реакции;

демонстрационный материал

презентация

29

Очень важная деталь

1

- учить радоваться удачам и успехам других людей;

- познакомить с разноообразием носовых платков;

- убедить детей в том, что носовой платок – предмет личной гигиены;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- побуждать детей самостоятельно следить за чистотой своих носовых платков.

демонстрационный материал

презентация

30

От чего люди болеют?

1

- дать представление о наиболее распространённых детских заболеваниях и их причинах;

- учить одеваться в соответствии с погодой;

- воспитывать интерес к чтению художественных произведений.

демонстрационный материал

презентация

31

Как стать Неболейкой?

1

- закрепить весь прошедший материал по профилактике заболеваний;

- прививать интерес к физкультуре;

- приучать правильно питаться, по-доброму жить и чистым быть;

- воспитывать интерес к чтению художественных произведений.

демонстрационный материал

презентация

мультфильм

III РАЗДЕЛ «СПОРТ –ЭТО ЖИЗНЬ»

10

1

Режим дня школьника

2

- сформировать элементарные представления о режиме дня школьника;

- прививать бережное отношение к своему здоровью;

- учить слушать;

- учить выполнять инструкции педагога

презентация

обучающий мультфильм

2

Утренняя зарядка

1

- формировать элементарные представления о зарядке;

- учить выполнять инструкции педагога;

- прививать бережное отношение к своему здоровью;

презентация

мультфильм

3

Спорт в моей семье

(выставка фотографий)

1

- прививать любовь к спорту;

- вырабатывать умение слушать;

 - учить выполнять инструкции педагога;

презентация

4

Виды спорта с мячом

(занятия проходит в зале ЛФК)

2

прививать любовь к спорту;

- вырабатывать умение слушать;

 - учить выполнять инструкции педагога;

мячи разной величины

презентация

5

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

1

прививать любовь к спорту;

- вырабатывать умение слушать;

 - учить выполнять инструкции педагога;

презентация

6

Папа, мама, я –спортивная семья.

2

прививать любовь к спорту;

- вырабатывать умение слушать;

 - учить выполнять инструкции педагога;

презентация

аудиозаписи

7

Итоговое занятие

1

- прививать любовь к спорту;

- вырабатывать умение слушать;

 - учить выполнять инструкции педагога;

презентация

мультфильм

IV  ЗДОРОВОЕ       ПИТАНИЕ

10

1

Режим дня

1

- формировать элементарные представления о режиме дня;

- учить выполнять инструкции учителя;

- развивать умение слушать;

- расширять словарный запас учащихся;

презентация

мультфильм

2

Полезные продукты

1

- формировать элементарные знания учащихся о пользе правильного питания;

- учить выполнять инструкции педагога;

презентация

мультфильм

раздаточный материал

3

Фрукты

1

-формировать элементарные представления о фруктах;

Учить по показу и самостоятельно показывать и подавать картинки с фруктами;

презентация

раздаточный материал

4

Овощи

1

- формировать элементарные представления о овощах;

- учить по показу и самостоятельно показывать и подавать картинки с овощами;

презентация

раздаточный материал

5

Вредные продукты, как вредные привычки

1

- формировать элементарные представления о пользе и вреде продуктов;

- развивать словарный запас;

- учить выполнять инструкции педагога;

презентация

6

Правила поведения за столом дома

2

- формировать элементарные правила поведения за столом;

-учить выполнять задания по инструкции педагога;

презентация

мультфильм

7

Правила поведения за столом в школьной столовой

2

- формировать элементарные правила поведения за столом;

-учить выполнять задания по инструкции педагога;

презентация

мультфильм

8

Итоговое занятие

1

- развивать словарный запас учащихся;

- учить выполнять задания по инструкции педагога;

презентация

V РАЗДЕЛ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

 

11

1

Что такое безопасность?

1

- формировать элементарные представления о безопасном поведении;

- учить выполнять задания по инструкции педагога;

презентация

   мультфильм

2

Знаем правила движения, как таблицу умножения.

 

2

- формировать у учащихся элементарные представления о правилах дорожного движения;

презентация

мультфильмы

раздаточный материал

3

Светофор

1

- формировать элементарные представления о светофоре;

презентация

раздаточный материал

мультфильм

4

Переход

1

- формировать элементарные представления о переходе;

презентация

раздаточный материал

мультфильм

5

Безопасный путь домой

2

-формировать элементарные представления  о безопасном движении домой;

- учить выполнять требования педагога самостоятельно и по показу;

презентация

6

Осторожно! Электричество!

1

- формировать элементарные представления об электричестве пользе и опасности;

презентация

мультфильм

7

Поведение в лесу.

1

- формировать элементарные представление о поведении в лесу;

презентация

8

Правила общения с домашними животными

1

- формировать элементарные представления об общении с домашними животными;

презентация

мультфильм

9

Итоговое занятие

1

- проверить полученные знания учащихся - тестирование

презентация мультфильм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов в рамках ФГОС для детей с УО

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО) адаптированна...

«Азбука безопасности». Рабочая АООП НОО по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. 2 класс

Рабочая  АООП НОО по  внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для  обучающихся  с умственной отсталостью составлена ...

«Я - патриот». Рабочая АООП НОО по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. 2 класс

Рабочая  АООП НОО по  внеурочной деятельности «Я - патриот» для обучающихся  с умственной отсталостью составлена на основании:Федерального государственного образователь...

«Волшебный мир сказок». Рабочая АООП НОО по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. 2 класс

Рабочая  АООП НОО  по внеурочной деятельности «Волшебный мир сказок»  для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основании:Федерального государственного образова...

Программа внеурочной деятельности для ребенка с умственной отсталостью "Мир вокруг меня..."

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Мир вокруг меня…» 1 класс. Для ребенка с умственной отсталостью (Вариант II). Рецензия к программе....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью. "Предметно-практические действия" 3 класс.

Рабочая программа по курсу «Предметно - практические действия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталост...

Рабочая программа внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (3 класс)

В программе представлена пояснительная записка, включающая в себя  цель и задачи реализации программы, основные принципы  воспитательной работы, психолого-педагогическая характеристика...